Вера и религия – в чем разница? Какова общая цель?

Вера и религия – в чем различие?

Вера и религия – это два близких понятия, которые на первый взгляд кажутся синонимичными. Однако, для правильного построения духовной жизни важно осознать чем вера отличается от религии.

Вера – что это такое?

Вера – это индивидуальное восприятие чего-либо с позиции бездоказательного принятия. Вера относится не только к духовной стороне жизни, но и к, например, отношениям. Верить другому человеку, означает принимать от него информацию не требуя доказательств. В отношениях веру называют доверием. Вера в отношениях с Богом означает, что мы принимаем Его не с позиции разума, принципов, догматов и доказательств, а с позиции сердца, то есть принимает Его в своё сердце без каких-либо иных мыслей. Таким образом мы строим отношения с Богом. То есть вера, в духовном контексте, имеет смысл субъективного, личного восприятия Господа, из которого складываются определенные отношения и безоговорочное принятия чего-либо.

Обладающий верой будет по-простому стремиться к правильной жизни, совершать поступки, которые по духу кажутся правильными. Но иногда, чрезмерное погружение в духовную жизнь, сильная впечатлительность или слабость разума, может побудить человека совершать экстравагантные поступки исходя из чрезмерного впечатления от взаимоотношений с Богом. Иногда, это доходит до фанатизма, радикализма, а иногда и до фундаментализма, то есть причинению насилию другим на основании каких-то внутренних ощущений исходящих из веры.

Философия и религия – как они соотносятся?

Также, вера может приводить к фундаментальным ошибкам восприятия, которые невозможно осознать без знания, наставлений и опыта. Такие фундаментальные ошибки происходят либо от идеализации, то есть ожидания совершенного поведения от всех, фактически тонкая внутренняя манипуляция, либо от собственных измышлений, которые возникают от чрезмерной внутренней погруженности и отсутствием связи с реальностью.

Например, человеку может показаться, что старший поступает неправильно и на основании этого он начинает относиться к нему предвзято. Хотя на самом деле, старший может поступать правильно, согласно предписаниям. Но так как младший, ощущая сильные духовные переживания, начинает полагать, что все что исходит изнутри правильно, то и его недовольство будет восприниматься за истину, хотя оно может происходить от гордости. Таким образом, вера может стать источником такого восприятия при котором всё изнутри бездумно принимается за истину. От этого происходит оправдание собственных ошибок, и неспособность проявить терпимость к другим. Проявляется двойственность, которую сам человек не замечает, полагая, что он все делает правильно, но при этом имея претензии ко всем.

Вера – это индивидуальное восприятия чего-либо на основе безоговорочного принятия.

Когда человек верит в себя, он бездоказательно принимает себя за правого и проявляет уверенность. На бытовом уровне иногда это хорошо, иногда – плохо. Вера в человека – это способность бездоказательно принимать его слова и действия за истину. И речь идёт не только о романтических отношениях. Например, если военачальник обладает авторитетом и в него верят солдаты, то ему достаточно сказать: «Мы победим», чтобы все верили в победу, невзирая на все доводы логики. В отношении Бога и духовной жизни – это способность принять бескорыстно волю Бога и Его наставления как главные приоритеты, даже если от этого исходят ограничения или страдания.

Религия – что это такое?

Религия – это свод правил, предписывающий определенный образ жизни, принципы, законы, нормы поведения, запреты и дозволения в рамках которых, человек способен познать Бога. Когда заходит речь о религии, мы говорим об определенных ограничениях в поведении и предписаниях, согласно которым, человеку должно заниматься определенной деятельностью.

Таким образом, религия ставит человека в рамки, в которых он способен познать Бога на основании соблюдения морально-нравственных предписаний. Не следует полагать, что религия это «внешнее» и что «Бога можно познать только сердцем». Дело в том, что главная цель и религии и веры – это развитие любви к Богу. Вера олицетворяет индивидуальные отношения, а религия те правила и предписания, которые дал человеку сам Бог. Когда мы говорим о любви к Богу, то не следует начинать с вершины и рассуждать в рамках самых ярких и высших проявлений любви, так как на начальном и даже среднем уровне духовного развития это достаточно лицемерно. Как можно говорить о любви к Богу, если человек не соблюдает даже базовые предписания исходящие от самого Бога?

Религиозные предписания, в общем, едины и заключаются в соблюдении морально-нравственных предписаний: умеренности, смирения, отказа от насилия, воровства, лжи и так далее. Религиозные предписания в разных религия, в общем, схожи и соответствуют общему духу религии. Религия – это тот ограничительный фактор, который не позволяет человеку упасть, ограничивая его волю исключительно в рамках, за которыми лежит опасность грехопадения.

Если целью веры и религии является развитие любви к Богу, то религия на разных уровнях олицетворяет развитие отношений с Богом на уровне веры Бога в самого человека. То есть, если человек твердо и неукоснительно соблюдает религиозные принципы – он заслуживает доверие Бога и таким образом получает не только способность получать больше благ, так как он достаточно развит внутри, но и более близкие отношения с Богом.

Религия – это система правил и предписаний, указывающих на запрещенную, дозволенную и обязательную деятельность в духовной жизни.

Следуя религии, человек развивает в себе возвышенные качества, которые дают возможность избежать грехопадения на уровне естественного образа жизни. То есть, живя чистой жизнью, культивируется возвышенный вкус, который всё большие и больше подталкивает человека к духовности.

Вера и религия – что важнее для человека?

Вера и религия равнозначны в духовной жизни. Это как два крыла. Убрав одно – происходит падение. Если мы уберем веру, теряется вкус к духовной жизни, пропадает сам смысл соблюдения и стремления, жертв и постоянного пребывания в духовном состоянии. Убрав религию, мы обнаруживаем пренебрежительное отношение к законам Бога, самолюбование из которого исходит собственное трактование тех или иных истин. Иногда, это доходит до того, что возникают устойчивые мысли о собственной святости, а иногда и божественности.

В нашем обществе, духовную жизнь воспринимают очень сентиментально. С одной стороны, человек вспоминает о Боге в моменты полного отчаяния, но не думает о Нём в радости. Это лицемерие. С другой стороны, верующие люди склонны проявлять признаки веры не облагороженные религией: они излишне радикальны и агрессивны, склонны переносить свои идеалы на других, сами не следуя предписаниям. Большинство молодых атеистов происходят из семей, в которых религия навязывалась насильно, при том факте, что родители не были хоть сколько-нибудь адекватными примерами правильной стороны религии.

Сентиментализм проявляется и в том, что мысль о духовной жизни – это чаще всего мысль о радости, возвышенности и отсутствии преград. Это формирует наивную и детскую почву восприятия духовной жизни, как способа избежать всех бед и невзгод обычной жизни. На такой почве редко получается возвести сколь значимые монументы. Очень многие люди, начиная духовную жизнь, по разным причинам перестают следовать ей, в среднем, через 2-3 месяца. Чаще всего это происходит от разочарований, гордости, лени и не понимания сути веры и религии.

Как разочарование, гордость и лень уничтожают духовную жизнь

Разочарованию предшествует идеализация: «Бог и добрый, и справедливый, и будет носить меня на руках, а я буду просто наслаждаться. Все, кто практикует со мной – совершенные люди и никогда не ошибаются, сразу родились святыми, а со мной никогда не произойдет ничего плохо». По ходу практики, происходят обычные испытания веры, которые человек не проходит и заканчивает духовный путь с таким же рвением, с каким его и начинал.

Лень проявляется в том, что духовный путь воспринимается как дорожка выложенная из лепестков роз: по ней идти легко и приятно, никаких невзгод и забор. Первые месяцы духовной практики обычно так и выглядят, так как есть переживание интенсивного духовного опыта, который раньше не был доступен. Как только этот эффект развеивается, а он всегда развеивается, человек обнаруживает, что книги и священные тексты читать скучно, молиться тяжело, практиковать духовную жизнь сложно и откладывает всё на пот ом.

На самом деле, духовная практика – это самая сложная практика, так как в отличие от материальной, она не приносит видимых плодов, которые можно очевидно связать с этой практикой. Занимаясь спортом мы улучшаем тело, занимаясь карьерой – социальное и финансовое положение, а духовная практика приводит к чистому счастью. Но при этом, неопытным глазом очень трудно уловить прямую связь между процессом духовной практики и самим счастьем. Это, с одной стороны, очевидно, но с другой стороны, просто лень сесть и заставить себя что-то сделать. Нужно приложить волю и развивать в себе вкус и энтузиазм, а не полагаться на вечный попутный ветер. Искренне и усердно практикуя, рано или поздно человек достигнет такого уровня, на котором духовная практика станет не только спонтанной и естественной, но и необходимой. Тогда и раскроется вся прелесть. Но следует помнить о своем смиренном положении и тогда такой уровень сохраниться.

Гордость проявляется в детском: «Я сам», которое перерастает в «Я святой» или «Мне не нужен никто, кроме Бога, только Он и Я». Иногда это заканчивается тем, что человек провозглашает себя Богом и мнит себя крайне великим. Чаще всего, гордость проявляется в том, что человек не готов положиться на старших в своей духовной жизни. Традиция предписывает наличие наставника, старшего человека, который отвечает на вопросы, поддерживает и помогает в духовной жизни. Отсутствие такого человека создает неправильное восприятие духовной жизни и отношений с Богом. Гордость также проявляется и в том, что после определенного уровня практики, рано или поздно, возникает мысль, что духовность и возвышенные чувства приходят не от Бога и духовной практики, а просто исходят из самого человека. В связи с этим, человек часто начинает полагать, что ему не нужны советы других и уполномочивает себя давать советы другим. Что очень быстро приводит к падению.

Итак, вера – это личное восприятие Бога на основании полного доверия. Религия – это свод правил и предписаний, позволяющих жить в рамках, которые ограничивают грехопадение и отдаление от Бога. Вера – это путь, а религия – это мощеная дорога, идя по которой, сбиться с пути становится невозможно. Конечная цель и религии, и веры – является любовь к Богу, а потому важно, чтобы вера и религия были не отвлекающими, а поддерживающими факторами на этом пути. Не стоит ставить что-то выше Бога.

Во что следует верить человеку?