Доброта – может ли доброта разочаровать человека?

Может ли доброта разочаровать человека?

Разочарование среди людей – очень распространенное явление, которое происходит из-за осознания несоответствия ожиданий и реальности. Когда человек ожидает, что его действия и образ жизни приведут его к определенной цели, но достижение цели не намечается, то человек испытывает разочарование. Относится ли то же самое и к добру, которое человек совершает для других? Может ли доброта разочаровать человека или навредить тому, кто её совершает?

Доброта – это благое качество, которое постоянно находит отражение в делах и поступках человека. То есть, это качество, которое человек проявляет во взаимодействии с миром и другими людьми, чаще всего открыто. Доброта избавляет человека от последствий, связанных с проявлением негативных качеств, таких так алчность, гнев или лень, а также избавляет от множества проблем и препятствий, с которыми сталкивается человек, не обладающий добродетелью.

Доброта сама по себе является благом для человека, так как не только избавляет человека от страданий, но и даёт ему такой вкус к жизни, который способен принести намного больше счастье, нежели материальные наслаждения. Именно такая добродетель, которая приводит человека к прогрессу, способна заменить стремления человека от удовлетворения своих чувств к стремлению совершать благо для себя и этого мира. Такое стремление возникает именно от ощущения сильного счастья и вкуса к жизни, который человеку даёт добродетель.

Взращивание доброты

Добродетель взрастает в человеке постепенно и, в конечном итоге, должна стать устойчивой и зрелой. Достаточно часто человек, желающий взрастить в себе добродетель, стремится совершать очень много поступков в очень неподходящем месте или времени, а также не очень подходящим людям.

С одной стороны, взращивание доброты лежит через намерение человека совершать добро, которое исходит из определенных качеств. Так, щедрость приводит к благотворительности, которая радует сердце человека, усердие – к труду, который вручает достойные плоды, умеренность – к воздержанности, которая очищает человека и укрепляет его здоровье и сознание.

Однако, подобно тому, как резкий рост неблагоприятен для растений, так как может обернуться их неспособностью поддерживать жизнедеятельность, что происходит с растениями, которые растут в идеальных условиях, так и добродетель человека следует выращивать постепенно, устойчиво и с постоянством, которое подкреплено пониманием важности этой деятельности.

Растение, растущее в идеальных условиях, растет быстро и становится сильным, но если прекратить его подпитывать или подпитывать его слишком много, то растение может заболеть или погибнуть. С другой стороны, наблюдая за растениями, которые растут в естественной среде, становится понятно, что, несмотря на их не выдающийся размер, их жизнеспособность намного превосходит комнатные растения. Такие растения растут всегда и везде, их семена восходят часто, и они переживают всё, используя те ресурсы, которые у них есть. Этот пример очень важен для понимания того, как добродетель может взращиваться в идеальных и реальных условиях.

Доброта, взращиваемая в идеальных условиях, в тех условиях, когда человек редко сталкивался со злом, притеснением и несправедливым отношением, отличается яркостью проявления, неограниченностью и сентиментальностью. Это тот самый радостный ребёнок, который всем стремится принести добро. Однако именно такая, непроверенная испытаниями добродетель, чаще всего оборачивается для человека тотальным разочарованием не только в людях и жизни, но и в идее совершать добро кому-либо.

С другой стороны, реальная доброта, которая взращивалась в условиях, далёких от идеала, выстояв множество испытаний, становится для человека неотчуждаемой чертой его характера и личности. Такая добродетель не проявляется слишком ярко и, зачастую, носит разумно-прагматичный характер, нежели эмоционально-сентиментальный. Это выражается в отказе помогать тем, кому помощь не нужна или тем, кому помочь невероятно трудно. Также это приводит к тому, что человек не стремится раскрывать каждому свои поступки, мысли и не стремится принести добро всем. Это устойчивая добродетель, которая твердо впечатана в личность человека.

Только та доброта, которая проверена испытаниями и временем, которая подвергалась тяжкой доле, может считаться настоящей добродетелью, ведь в продолжительном промежутке времени человек, обладающий такой частью личности, будет совершать добро более часто и надёжно, нежели человек, на долю которого не выпадали испытания. Потому что неизвестно будет ли оставаться добрым человек, которому предстоит пройти тяжелый для его добродетели этап жизни, который случается с каждым, а пройдя его, вряд ли он останется таким же непосредственно-открытым. Это случается редко и при условии всесторонней поддержки со стороны других людей, что, опять же, не очень часто встречается, если мы говорим о таких испытаниях, в результате которых все области жизни человека подвергаются серьезному давлению и деформации ради проверки прочности самого человека.

Итак, для начала, человек может разочароваться в добродетели, если она не является зрелой в нём, то есть не прошла испытания, проверку.

Разочарование для добродетели – это такой сценарий, при котором человек отказывается от идеи приносить добро и пользу людям из-за несовместимости ожиданий, на которые человек рассчитывал, совершая добрые поступки, и реальности.

Корыстная и эмпатическая доброта

Помимо зрелости доброты очень важно понимать и её мотив, который у каждого человека свой. Некоторые люди просто сострадательны и стремятся избегать негативных поступков в сторону других людей, осознавая насколько это бывает неприятно. Также бывает и корыстная добродетель, совершаемая в надежде на достижение определенных целей, которые ставил себе человек, когда планировал совершить добро.

Что касается добродетели, то целями, которые преследует человек могут быть: почёт, симпатия окружающих, слава, стремление манипулировать другими, используя свою репутацию и совершенные поступки, а также возможность совершать греховные поступки, рассчитывая на то, что добродетель может нивелировать последствия совершенных грехов. Такая добродетель, разумеется, не является настоящим и истинным качеством, и награда за такое добро – это не счастье, а отношение к человеку других людей, и именно оно является единственной наградой для того, кто афиширует совершенные благие поступки.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Евангелие от Матфея. 6:1-6, 16-18.

Добродетель корыстная может принести человеку разочарование, но это будет разочарование с точки зрения расчёта, когда человек понимает, что совершения добра — слишком трудозатраное дело, которое не даёт необходимых плодов. Разочарованием это можно назвать с технической точки зрения, но фактически, это просто просчёт корыстолюбивого или тщеславного человека.

Эмпатическая доброта основывается на сочувствии к человеку, который может испытывать счастье и радость. Добро, совершенное из такого сочувствия, всегда будет преследовать цель избавить другого человека от страдания и дать ему счастье. Но, как нельзя кстати, именно к такому виду добродетели применимо: «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Сострадание человека, с одной стороны, это позитивное качество, но если это сострадание приводит человека к активному вмешательству в жизнь других людей с целью сделать их жизни лучше – это прямая дорога к разочарованию. Это происходит по причине того, что человек может чувствовать и счастье, и страдания другого, но не может знать в точности тот путь, который должен пройти человек, а также то, что ему следует делать, а что не следует.

В действительности, сострадательный человек совершает благие поступки для других, только чтобы самому не терпеть страдания или испытать счастье. Это просто факт, и он может восприниматься обоюдоостро с точки зрения морали. С одной стороны, совершение блага в таком случае является эгоизмом и корыстью, а с другой — человек всё же стремится помогать другим людям и делает это не из алчной корысти, а из-за определенного природного качества, которое он не способен подавить.

Однако плоды такой помощи часто оказываются скорее негативными. Отсутствие реального понимания необходимых шагов для избавления от страдания слишком большое, и чувственное сопереживаете и субъективность в наставлении человека комбинирует в поступки неопытного, но чрезмерно озабоченного чужой жизнью человека, который стремится сделать что-то хорошее, но получится как всегда.

Самый главный момент – это субъективность. Человек делает или советует сделать так, как следовало бы поступать ему самому, исходя из собственного мировоззрения, логики и характера. Соответственно, игнорируя как детали проблемы, так и индивидуальность человека. Всё это, в результате, приводит к тому, что объект помощи гневно восклицает про то, что лезть в чужую жизнь – это не лучший вариант, а сострадательный человек на это очень серьезно обижается.

Накапливая обиды, человек постепенно разочаровывается в возможности помочь другим людям, считая, что они глупые, невежественные, неспособные и, применяя прочие эпитеты, характеризующие недалёких людей с интеллектуальной и нравственной точки зрения. В таком случае, есть возможность перехода человека на тёмную сторону, где он начинает если и не совершать зло, то совершенно твердо и сознательно отказываться от помощи другим, следуя мысли о собственной ценности. Это приводит человека к эгоцентризму, который бетонирует его личность и взгляды, после чего осознать свои ошибки становится практически невозможно, так как внутри человека есть чёткое понимание собственной святости, а все иные люди не могут что-то посоветовать в силу недостатка ума.

Сострадание – это благое качество, однако в руках человека, который не способен контролировать свои чувства, оно превращается в серьезное препятствие и источник многих испытаний, не преодолев которое, человек навсегда изменится не в лучшую сторону. И для сострадательного человека очень важно контролировать свои чувства и эмоции, чтобы ум не слишком сильно срывался с поводка на каждую возможность «помочь» другому человеку.

В итоге, да, такая добродетель тоже способна привести к разочарованию.

Может ли добро разочаровать человека?

Итак, доброта, которая не прошла этап эволюции через испытания, корыстная, стремящаяся к славе и тщеславию, или чрезмерно сочувствующая другим с целью изменить людей и обеспечить собственный покой приводит человека к разочарованию с большой вероятностью.

Но настоящая добродетель, которая не преследует иных целей, кроме самой добродетели и помощи людям, которая является неотъемлемой частью характера человека и прошедшая через тяжелые испытания – не приводит человека к разочарованию, так как в ней отсутствуют ожидания от других людей или вообще какие-либо иллюзии относительно как людей, так и самой добродетели.

Чистая, твердая и непоколебимая добродетель делает человека по-настоящему счастливым и по-настоящему добрым. Но прежде чем приобрести такую добродетель, человек вынужден будет доказать, что он достоин ею обладать.