Вожделение – источник гнева. Как связаны вожделение и гнев?

Вожделение – источник гнева. Как связаны вожделение и гнев?

Вожделение – греховный враг

Вожделение – сильное желание человека взаимодействовать с каким-либо материальным объектом. Иногда это желание носит непреодолимый характер и является для человеком источником множества беспокойств.

Арджуна сказал: О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?
Верховный Господь сказал: О Арджуна, эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение – всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.

Бхагавад-Гита. Глава 3, стих 36-37.

Что такое вожделение?

Прежде чем говорить о том, как вожделение превращается в гнев, следует понять что такое вожделение и откуда оно происходит. Вожделение присуще всем живым существам в более тонкой или более грубой форме, все подвержены этому влиянию. Суть вожделения не только в желании насладиться половыми отношениями, но также и во всех остальных чувственных наслаждениях. Кама – это чувственное наслаждение, которое по сути и является вожделением.

Вожделение – это стремление обрести чувственное наслаждение, каму. Живое существо, будь то человек или олень, стремится к счастью и находя нечто похожее в наслаждениях, начинает принимать наслаждение за счастье. Так живое существо запутывается и обрекает себя на существование от одной неблагоприятной ситуации к другой неблагоприятной ситуации. Почему так происходит?

Материальный мир похож на постоянный обмен: “Я тебе, ты мне“, и за чувственные наслаждения приходится платить: временем, энергией, ресурсами, жизнью. Время отдается на работу, энергия на поиск и достижение, ресурсы на поддержание и приобретение, а жизнью на собственно наслаждение. В китайской военной традиции есть прием, который называется “красавица“. Он применяется, когда армия противника слишком сильна, а генерал обладает и лучшими навыками и опытом. Тогда к полководцу подсылают красивую женщину, которая обольщает его. Так человек теряет разум и победить его не составляет труда.

Вожделение и гнев

Гнев возникает всегда, когда живому существу не дают наслаждаться, желание не удовлетворено или есть угроза потерять наслаждение. Когда между человеком и его наслаждением стоит что-то, это что-то становится объектом ненависти. Если между моим “хочу” и моим “могу”, стоит кто-то – он станет самым плохим человеком. Наслаждения выражаются не только в ублажении чувств, но также и в более тонких процессах. Например, в чувстве собственной важности, которая исходит из гордости. Когда кто-то подрывает наш авторитет, он становится плохим человеком, даже если он говорит конструктивно.

Гнев возникает от невозможности наслаждаться материальным. Когда у нас нет возможности наслаждаться духовным, возникает энтузиазм, который, как и гнев порожден гуной страсти, раджаса. Шрила Прабхупада часто приводил пример: трудится преданный и трудится материалист, внешне все одинаково, но первый, в итоге, счастлив, а второй страдает. Плоды духовной жизни ведут к прогрессу, плоды материальной жизни ведут к забвению. Кришна в Бхагавад-Гите дает поэтичный пример забвения:

“Как огонь покрыт дымом, зеркало – пылью, а зародыш – чревом, так и живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением”

Чтобы понять степень своего вожделения, достаточно представить все наши желания – чем их больше, тем больше наше покрытие. Однако неспособность визуализировать желание, не говорит об отсутствии вожделения. Отсутствие желаний приходит как результат духовной практики или как следствие разочарования в материальном мире. Гнев также возникает когда наслаждения начинают идти в минус. Например, у человека есть желание отдохнуть, но ему не дают отдыхать, тогда возникает гнев. Вожделение находится там, где появляется наш гнев. Поэтому в борьбе с вожделением, гнев – это очень хороший симптом того, что нам следует исправлять.

Иногда гнев является вполне праведным, например когда притесняют слабых или пытаются лгать. Но гнев тут должен быть инструментом, а не хозяином и даже когда гнев уместен, его следует контролировать.

Как победить вожделение?

Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию.

Бхагавад-Гита. Глава 3, стих 40.

Кама, вожделение, находится в чувствах, уме и разуме. С помощью этих трех точек, кама покрывает сознание человека и загоняет его в порочный круг наслаждений.

Чувства

Пять органов чувств:

1. Зрение
2. Осязание
3. Вкус
4. Слух
5. Обоняние

Наслаждение этих пять органов – суть животной формы жизни. Олень очень восприимчив к звукам, поэтому когда вдалеке звучит охотничий рожок, он бежит навстречу ему и встречает там охотничьих псов. Слон обладает очень сильным чувством осязания, поэтому ему присуще попадаться в ловушку охотников, следуя за дрессированной слонихой. Рыба не может устоять перед червячком на крючке.

Чувства пробуждаются когда воспринимается объект наслаждения. Если вы слышите приятные слова, вы захотите услышать их снова. Если вы съели что-то вкусное, то прежняя еда покажется вам чем-то не очень привлекательным. Чувства побуждают наслаждаться, но не действовать. Если человек живет на телесном уровне жизни, который наиболее приближен к животному – он не действует активно, чтобы изменить свою жизнь и наслаждаться очень сильно. Наоборот, он наслаждается тем, что ему доступно – развлечениями, алкоголем и т.д.

Ум

Ум побуждает к действию. Именно из него возникают понятия “моё“, “лучше“, “Я” с большой буквы. Поэтому ум заставляет действовать человека так, чтобы получить уже более тонкие наслаждения, ограничиваясь в грубых. Например, человек уже не гонится за отдыхом, а гонится за чувством превосходства или богатством, обладание и превосходством и богатством – это тонкие наслаждения.

Ум побуждает к действию, либо к той активности, которая ведет к наслаждениям, либо к той, которая ведет к совершенству. Потому что суть ума – строить образы, картины, привлекать человека к тому или иному образу жизни. И когда у человека в голове так много воображения, что он не может выбрать что-то одно – это признак сильного влияния ума и сильного ума. Тут медитация помогает.

Ум для вожделения важен именно созданием мыслей о наслаждении. Когда мы занимаемся чем-то и думаем о наслаждениях, мы не можем спокойно трудится, думая постоянно о том, как бы поскорее прийти и насладиться чем-то. Это очень отвлекает от деятельности. Но стимулирует стремление к плодам, которое в конечном итоге ведет к страданиям.

Разум

Разум отождествляет и определяет. Когда мы имеем источник счастья, только из вожделения – мы начинаем отождествлять себя с телом и чувствами. Развивая таким образом материальную концепцию жизни, вожделение не только отвлекает от прогресса, но и отодвигает его назад. “Если я не нахожу счастья в духовности, значит я буду искать счастье в материальном. Раз я не смог найти счастья в духовном, тогда я не душа”. Однако важно понимать что духовность приносит плоды далеко не сразу и прежде чем их обрести приходится пройти очень долгий и кропотливый процесс очищения, затем ряд испытаний, а потом уже плоды. Но оно того стоит.

Разум – это самое наше главное оружие, именно он способен контролировать ум. Но когда он становится оружием для оправдания: “Нужно жить здесь и сейчас, поэтому я съем весь торт здесь и сейчас“, или стимулирует материальную жизнь в виде той философии, которая поощряет материальную жизнь. Такая философия сейчас на устах большинства людей и звучит она просто: “Ничего личного, это бизнес“, то есть ради наслаждений нарушить принципы можно. Это философия современности.

Вооружив свой разум правильным мировоззрением, отточив его практикой, мы сможем контролировать ум. Если мы контролируем и направляем ум, мы занимаем наши органы чувств правильной деятельностью. Тогда наша жизнь наполняется счастьем. Потому что не нарушаются принципы. Победить вожделение можно только постоянной практикой. И очень важно понимать, что когда наши ум и чувства не заняты полезной деятельностью, они автоматически будут заниматься бесполезной или вредной деятельностью, поэтому важно найти то, что соответствовало бы вашей природе и приносило бы пользу другим. Таким образом, у чувств не будет возможности заниматься неправедной деятельностью.


Важно знать о вожделении одно: наслаждения забирают у человека всё, взамен на несколько минут удовольствия. Даже саму способность наслаждаться, живое существо теряет в процессе наслаждения. Человек, стремящийся к каме, к удовлетворению своих чувств, может унижаться, нарушать обещания и принципы, приносить другим боль и обманывать своих близких, только ради того, чтобы насладиться чем-то. Наслаждения забирают все, взамен на несколько мгновений мнимого счастья.

Духовная жизнь тоже забирает, но забирает только лишнее, только то, что человек готов отдать. Взамен давая не только счастливую жизнь, свободу, возможности, уважение и прочие материальные блага, но и вечное счастье и вечные плоды. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.