Жизненная истина

Отказ от желаний – следует ли отказываться от собственных желаний?

отказ от желаний

Отказ от желаний: почему это не всегда хорошая идея

Когда речь заходит о духовности, рано или поздно этот вопрос доходит до отказа от желаний как одного из важнейших условий успеха на духовном пути. Отказ от желаний помогает направить усилия и волю на духовный прогресс, избавиться от порочных качеств и дурных наклонностей. Всё это в совокупности является неотъемлемой и важной частью духовного пути, ведь отказ от желаний – это устранение препятствий, которые не дают нам возможность увидеть своё истинное я. Однако, разговор редко заходит о том, что будет если неправильно отказаться от желаний и что вообще означает отказ от желаний.

Отказ от желаний правильно следует понимать как отказ от стремления удовлетворить свои чувства из корыстных и материальных побуждений. Это следует понимать и различать отказ от корыстных желаний и отказ от всех желаний. С духовной точки зрения важен именно отказ от корыстных желаний, которые побуждают человека совершать греховные поступки ради наслаждений и мнимого удовлетворения. Ведь существуют также и правильные желания, такие как, например, желание очистить себя, исполнить долг, продвинуться по духовному пути, стать лучше, помочь другим и так далее. От таких желаний не следует отказываться в начале пути. Конечно, в какой-то момент духовной практики отказ от любых внешних желаний – это естественное следствие духовного образа жизни, когда духовные желания полностью вымешают всякие желания связанные с материальным миром. Но такой уровень не следует имитировать мнимым отказом от внешней деятельности.

Что случается, когда отказ от желаний преждевременен и слишком радикален? Полный отказ от желаний приводит к полной инерции, так как стремления становится лучше или продвигаться по духовному пути просто нет. Никакой мотивации или дисциплины не будет, так как основа любого движения – желание. И когда человек начинает следовать по пути самопознания, далеко не всегда он это делает из возвышенных чувств. Иногда такой путь рассматривается как способ обретения власти над другими, избавления от страданий, простого любопытства или способа так или иначе улучшить свою жизнь. Но чем примечателен такой путь – это своими очищающими свойствами. Соприкосновение с божественным редко остается без следов и даже идя к Богу с корыстными намерениями, человек рано или поздно способен очиститься просто с верой практикуя. Каждый обладает верой, вера в духовный путь и в Бога, даже если они продиктованы корыстными мотивами, способны при постоянной практике очистить сознание и не просто избавить от желаний, а изменить их. Изменить желания таким образом, который сделал бы их чистыми и бескорыстными.

В этом заключается истинная трансформация и преображение. Не в том, чтобы бездумно всё отбросить, а в том, чтобы сделать из вчерашнего порока добродетель. Представим, что есть человек, главной целью которого является заработок денег. Изменить его нельзя, такова его природа и если форсированно поставить его в положение, где деньги зарабатывать нельзя, он скорее всего начнет это делать вопреки правилам. Поэтому в данном случае речь идёт не о том, чтобы запретить что-то, а о том, чтобы преобразовать, сделать желание зарабатывать деньги ради удовлетворения своих чувств, желанием зарабатывать деньги ради Бога, ради благих и праведных дел. Кто назовет искреннего благотворителя невежественным глупцом? Когда кто-то заниматься этим для вида или из корыстных побуждений – это, разумеется, не отображает истинный смысл добродетели. Но когда желания под влиянием постоянной духовной практики становятся чистыми, бескорыстными и добродетельными, то и деятельность такого человека становится чистой.

Рекомендуем также эту статью:  Как плохие события оказывают положительное влияние в жизни?

Неправильный отказ от желаний

Отказ от желаний в неправильном смысле означает, что мы отказываемся от всех желаний. Желание – основа действия, и не имея никаких желаний у человека попросту нет причин для действия. А раз нет причин, то и действия, как следствия причины, не будет. Бездействие же греховно и это самоочевидно:

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не может удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела.

Бхагавад-Гита. 3.8

Следует действовать из чистых духовных желаний и очищаться не от самих желаний, а от корысти и низких побуждений. Стремление к плодам своего труда, а именно наслаждение ими – следует отбросить, так как из такого стремления рождает жадность и гнев, а само это стремление является вожделением. Жить духовно означает не просто отказаться от желаний и ничего не делать, а, напротив, действовать активно ради Бога, совершая всю деятельность как жертву Богу. Только такую деятельность следует считать правильной, ибо отказываясь от желаний, человек отказывается от деятельности. Тот, кто отказался от деятельности похож на корабль без паруса, ведь движим он не своей волей, а лишь обстоятельствами. Жизнь становится инертной и бессмысленной. Нетрудно догадаться, что основным занятием в таком случае будет безвольное празднество. Но не этому учат священные писания.

Желание присущи не только телу, уму и разуму, но присущи и душе. Желания души отличаются от желания тела тем, что желания тела – это желания души, на которые наложено вожделение. Вожделение – лишь стремление удовлетворить свои чувства. Так любое желание души будет осквернено стремлением занять свои чувства наслаждением. Почему это неправильно? Никто в этом мире неспособен сочетать наслаждение и духовное счастье, так как они противоположны.

Духовное счастье исходит из духовной деятельности, которая естественно исходит из духовных мотивов. Занимаясь делом и помня о Боге, человек способен испытывать постоянное счастье, как от самого дела, так и от его исхода. Но занимаясь делом ради своих низких желаний, человек размышляет о том, как будет пользоваться плодами своего труда. Образ наслаждений порождает нетерпение, а сама работа становится обременяющим препятствием на пути к объекту наслаждения. Так возникает пренебрежение долгом, а из этого возникает и всяческая несправедливость, ошибки, недоброкачественность, попустительство. Всё то, за что мы не любим современное общество – плод стремления наслаждаться результатом труда. Причиной коррупции и бедности является жадность, падение нравов – следствие вожделения, а преступность суть гнева. Но если желания чистые, деятельность никогда не станет порочной, так как совершение порочных поступков для того, кто трудится ради Бога – противно и противоестественно. По своей природе чистое сознание не способно совершать греховные поступки, но на это толкает лишь вожделение.

Отказ от желаний – это необходимое условие на духовном пути служению Богу. Но этот отказ от желаний означает, что мы отказываемся от греховных, корыстных, порочных желаний продиктованных нам жадностью, гневом и вожделением. Следуя пути самоосознания, становится возможно очиститься от этих пороков и приобрести желания иного качества, которые и будут основным мотивом и двигателем для активного продвижения по духовному пути и совершению благих поступков. Отказ от всех желаний приведет лишь к бездействию, которое станет причиной празднества и лени, а они станут причиной бедности. Тот, кто не имет желаний лишен возможности прокормить себя, а бедность подтолкнет его к преступлению. Так правильное стремление, не облагороженное полнотой понимания, приводит лишь к противоположному эффекту.

Рекомендуем также эту статью:  Основа отношений мужчины и женщины – главная причина отношений

Как отличить неправильные желания от правильных?

Неправильные желания – это те желания, которые продиктованы стремлением удовлетворить ум и чувства. Или те желания, которые возникают из-за отсутствия контроля над чувствами и умом. К примеру, желание обеспечить себя роскошной пищей и желание избить обидчика – это два неправильных желания, причина одного из которых – стремление удовлетворить чувства, а другого – отсутствие контроля над ними. Чтобы различать правильные и неправильные желания человеку дан разум, который контролирует побуждения ума, а также осознает последствия.

Одухотворенный разум, обладающий знаниями, всегда будет различать корыстную и чистую деятельность. Таким образом, чтобы научиться различать желания, необходимо сделать разум сильным и одухотворенным, а также обуздать ум и чувства.

Сила разума приходит от его использования, это можно даже назвать волей. Если мы постоянно находимся во внимательном состоянии различения желаний и следим за тем, чтобы мы не отклонялись от чистого пути – наш разум будет становиться сильнее. Обуздать же чувства и ум можно путем их постепенного укрощения, а это означает, что мы должны ограничить их деятельность. Иначе говоря, если мы каждый день будем наслаждаться определенным образом, отказаться от такого наслаждения с каждым разом будет сложнее и сложнее. Ум и чувства, получающие лишь регулируемое наслаждение, становятся обузданными, но не навсегда. Если позволить уму наслаждаться неограниченно – он способен подавить разум и побудить к порочным наслаждениям. Одно за другим, наслаждение будет лишь усиливать влияние необузданного ума. Поэтому разумному человеку следует первым делом научиться контролировать побуждения ума и ограничивать наслаждения. Когда придет контроль, тогда и станет очевидно, какие желание продиктованы чувствами.

Существуют и правильные желания – как их определить? Правильные желания делятся на те, что стремятся совершить добродетель и на те, которые исходят из природы. О добродетельных желаниях мы уже поговорили – чистые и бескорыстные стремления совершить благой поступок являются правильными.

Желания продиктованные природой человека являются стремлениями заняться определенным делом. Например, природа одного – это интеллектуальные исследования и, соответственно, такой человек будет от природы любознателен. Другой же от природы наделен стремлением защищать других, а третьему свойственно заниматься искусствами. Зная свою природу можно легко различать корыстные желания от желания природы. По этой причине каждому человеку будет полезно понять себя и своё предназначение. Идти против своей природы и форсированно стать другим человеком смысла нет, это всегда безрезультатно и даже опасно.

Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу?

Бхагавад-Гита. 3.33

Таким образом, имея обузданные чувства, сильный разум и понимание своей природы каждый способен различить правильные желания, от неправильных. Такое различение – основа правильного регулирования желаний. Именно из такой способности происходит правильный отказ от желаний.  Отказывать от желаний добродетельных, духовный и природных не нужно, следует отказываться лишь от желаний порочных, низких и греховных.

Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!

Бхагавад-гита. 3.30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.