Нужно ли подавлять свою природу?

Каждый человек обладает индивидуальной природой, которая проявляется через определенные качества проявляемые в деятельности. Иногда человек стремиться подавлять свою природу по разным причинам. Как это сделать? Можно ли это сделать вообще и нужно ли пытаться это совершить?

Подробнее о психофизической природе человека была написана эта статья и о том, как определить её – эта статья.

В-кратце, каждый человек имеет определенную психофизическую природу, которая определяет таланты, качества и области деятельности в которых присутствует природный талант. Всего существует 4 природы: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Интеллектуалы, воины, предприниматели и рабочие. Из деятельности этих четырех видов природы состоит вся деятельность общества.

Откуда возникает желание подавить свою природу?

Вопрос о подавлении природы поднимается в различных ситуациях, когда ум человека не привлечен исполнением долга связанной с его индивидуальной природой. Это может происходит по различным причинам, самыми распространенными являются: воспитание, убеждения, влияние общества, культура, нежелание идти по определенному пути и желание обрести плоды иного пути.

Воспитание, культура и влияние общества всегда складывают парадигму человека в формат необходимости следовать определенному пути, который характерен для общества в целом, а не для личности самого человека. В простонародье, такое влияние выражается формулой «не… – не мужик». Не служил, не работал, не воевал, не сидел, не бухал и так далее. Встречаются самые разные попытки подавление индивидуальности и включения человека в коллективное бессознательное проявление не самой высокой культуры, подавляющей природу человека. На самом деле, следовать течению общества или поддаваться влиянию окружающих всегда глупо и бессмысленно. Потому что мнение общества изменчиво и то, что было почетно вчера, сегодня может считаться чем-то позорным. Не стоит говорить и о том, что общество достаточно сложная социальная конструкция и попытка удовлетворить одних неизбежно будет сопровождаться недовольством других. Поэтому не следует пытаться подавить в себе какие-то проявления своей психофизической природы в угоду другим – это лишь создаст неизбежные негативные последствия подавления себя.

Почему подавлять чью-то природу опасно?

Вообще, попытка следовать определенному течению общественного сознания говорит о несамостоятельности в выборе приоритетов, так как целью такого подражания и уступок становится не достижения своих целей, а простое желание «влиться» в какое-то общество. Влияние, которое на нас оказывают другие, достаточно велико и часто встречаются люди, имеющие ярко выраженную природу, но воспитанные в неподходящей среде, отчего их личность сформировалась под влияние нескольких, порой противодействующих, мировоззрений. Мировоззрения внутреннего и внешнего. Например, рождается человек с природой воина. Его кто-то обидел – он поступает согласно своей природе и наказывает обидчика, после чего следует наказание. Так наказание за проявление собственной природы становится причиной её подавления. А соответственно и делает человека природно некомпетентным, так как он не способен быть кем-то кроме себя самого. А быть самим собой ему запретили, вот теперь что ему делать? Воспитание ребенка должно строиться на принципах, учитывающих его индивидуальные наклонности, а не на общепринятых устоев «дружбы», когда невоспитанность поощряется и наиболее невоспитанным детям все сходит с рук.

В 11-ом классе к моему знакомому и другим школьникам пристал шестиклассник. Он оскорблял его, кидал лёд, плевал и сразу же убегал к учителям. Это продолжалось полгода, пока знакомый в очередной такой ситуации не подловил момента и не схватил этого негодяя за руку сильно ему её отдавив и в жесткой форме объяснив, что если он будет продолжать, то будет намного хуже. Шестиклассник бросился в слёзы и стал взывать к совести и говорить, мол, как тебе не стыдно обижать маленьких. Но после нескольких секунд все большего давления он уже был согласен на всё. Мораль истории такова, что этот малец больше никогда не проявляя никакого неуважения к знакомому и остальным. Он был спокоен и вежлив, прекрасно понимая, что наказание будет ожидать его вновь. Так как его не наказывали до этого, он позволял себе всё, но встретившись с справедливостью – больше так не поступал. Это и есть настоящее воспитание, которое предотвращает преступления. Попытки установить идиллию защищая преступника – это равносильно стремлению наказать законопослушного гражданина за следование закону.

Рекомендуем также эту статью:  Отношение ко всему: как человеку следует относиться к жизни?

Наказание в случае такого проявления невоспитанности законно, но наказывать за попытку защитить честь или восстановить справедливость, означает допускать беззаконие. Мы воспитываем детей в таком духе, но они становятся взрослыми. Те, кто мог восстановить справедливость, но чью природу подавили в детстве сторонники дружбы, любви и жвачки, теперь смотря на беззаконие будут проходить мимо, потому что так их воспитали.

Подавлять чужую природу, особенно природе человека, который зависит от тебя – это огромная ошибка, фактически, грех. Так как это не даёт возможности исполнить человеку долг, врученный ему Богом в виде определенного склада ума. Ребенок с ярко выраженным интеллектом не должен заниматься боевыми искусствами просто потому что, его отец хочет видеть сына сильным, так как сам когда-то хотел таким стать. А ребенок с природой воина не должен быть воспитан в духе коммерции и необходимости стать воплощением успешного успеха в финансовой сфере. Один из потенциальных сценариев в таком случае – повторение сюжета фильма «Американский психопат». Индивидуальная природа мудреца, воина, предпринимателя или слуги – это проявление высшей воли, которая указывает на то, что человеку необходимо делать и подавлять такую природу в другом, означает ставить свои желание и выше желаний ребенка, и выше желаний мира в целом.

Почему люди подавляют свою природу?

Касательно подавления своей личной природы – практически то же самое. Причины стремления подавить свою природу заключаются в том, что природа вынуждает стремиться к той деятельности, которая, в конечном итоге, разделяет человека с чувственными наслаждениями. Воину бывает очень трудно, ему нужно воевать, тренироваться, быть в походах и умирать в бою, почему бы не быть лучше кем-то другим. Отчасти потому, что такой образ мышления свидетельствует о том, что у человека попросту нет природы, от которой он хочет избавиться. Он хочет избавиться от впечатанного в его сознание воспитания, потому что воин никогда не откажется от трудностей воинской жизни, он видит в них путь к триумфу, славе, чести, а для него это важнее бессмысленных и пустых наслаждений. Подавить свою природу невозможно, даже если делать это сознательно, потому что, в действительности, вы не можете хотеть подавить свою настоящую природу. Это скелет вашей психики, вы смотрите на мир через призму этой природы и делаете вывод как представитель конкретной природы. Проблема с подавлением природы заключается в неправильном представлении о ней, некоторые просто заблуждаются в определении какой-то природы, а некоторые заблуждаются причисляя себя к определенному психотипу.

Поэтому, прежде чем подавлять природу или задумываться об этом, необходимо чётко понять что такое природа и какова конкретно ваша природа. Например, распространенное заблуждение заключается в том, что все шудры – это низкие люди, алкоголики, развратники и невежды, а брахманы – это святые и непорочные праведники, которые никогда не совершали проступков. Но понятие праведности и исполнения долга не лежит в определении природы, оно лежит в определении кармы, которая и вручает определенный набор качеств и самскар, глубинных впечатлений, которые и обуславливают человека в стремлении к праведной или грешной жизни. Природа тут не причем, но да, брахману легче быть праведным, а шудру легче быть грешником, но это не основополагающие принципы. В ведических историях часто приводятся истории с пороками брахманом и добродетелями шудр, так что природа не становится определяющим значением того, является ли человек добродетельным или греховным. Существует множество таких заблуждение и чтобы от них избавиться, необходимо глубоко понять саму суть варны, психофизической природы, а затем, на основании опыта самоанализа и полученных знаний попытаться определить свою природу. Иногда жизнь сама может подсказать, что вы идете не по тому пути. Иногда очень гордый, властный, твердый и сильный человек падает в обморок, когда ему говорят о том, что ему необходимо сделать операцию, после чего вся его спесь пропадает, а он испытывает реальное облегчение из-за того, что ему больше не нужно выдавливать из себя силу напоказ. Это реальная история человека, которого воспитали как кшатрия, но который кшатрием не был по природе.

Рекомендуем также эту статью:  Понимание людей: как понимание другого человека помогает в жизни?

К чему приводит стремление подавлять свою природу?

Подавление природы приводит лишь к беспокойству. Совокупность попыток всего общества подавить природу как подрастающего поколения, так и зрелых личностей приводит к возрастанию преступности, беспокойствам, увеличением болезней и уменьшению реальной компетенции среди людей. Великие люди достигали вершин не потому что хотели славы, денег, женщин, а потому что они были сами собой, они проявляли свою природу и не отказывались от неё, даже перед лицом смерти, депрессии, болезней и бедности. Один художник был настолько неуспешен при жизни, что сказал на смертном одре: «печаль будет длиться вечность». Но сейчас это один из самых знаменитых и влиятельных художников. Почему? Потому что он был художником не по образованию или профессии. Он просто был художником, это была его природа и иной он практически не знал. Был и другой великий человек, родившийся в семье царя и завоевав относительно небольшим войском в 30.000 человек всю известную тогда часть Азии, уничтожив целую империю и дойдя до Инда. Он делал это по вполне объяснимым причинам для тех, кто принадлежит к воинскому укладу: ради славы. Он был воином полностью, без каких-то оттенков или стремления подавить себя.

Так зачем подавлять свою природу? Единственной объяснимой причиной, для человека, который точно разождествил себя с влиянием окружающих и познал свою природу – это стремление к чувственным наслаждениям. Кажется, что какая-то природа имеет большие основания получать чувственные наслаждения, но получать чувственные наслаждения они могут только на основании компетенции, талантов, проявляемых качеств. Самые лучшие бизнесмены – это не те, кто получил престижное образование, а те, кто родился бизнесменом и лишь дополнили свои природные таланты знанием. Как может человек, не обладающий природными талантами, состязаться с ними? С теми, кто практически ничего кроме своего не знает. Как можно надеется переиграть в шахматы человека, который играл с 4-6 лет, не сыграв до этого ни одну партию? Точно также выглядит попытка подавить свою настоящую природу и имитировать другую, ради достижения почёта, славы, известности, наслаждений или богатств. Это бессмысленно и опасно, потому что нарушает принципы исполнения своей дхармы, долга и пути.

Возможность обеспечить себя есть у представителя каждого психотипа. У кого-то больше, у кого-то меньше. Кому-то стоит опираться на поддержку большинства, кому-то следует стремиться к тому, чтобы полагаться только на себя. Каждый человек настолько уникален, что даже среди четырех вполне ясно описанных психотипов встречается самое разнообразное проявление черт личности, характеров и совокупности различных качеств.

Подавлять свою природу нет необходимости – лучший путь для человека это исполнять деятельность предписанную именно его природе. Привязанность к материальным наслаждениям или стремление к почету или определенному социальному положению не должны становится основанием для избежания исполнения своего долга. В конце-концов, все попытки избавиться от себя приводят лишь к пустоте, разочарованию и страданиям. Вожделение побуждает человека стремиться к наслаждениям и если научиться правильно регулировать свои чувства и ум, деятельность на уровне разума, то есть исполнение своего долга, станет источником не только внутреннего счастья, но и материального процветания.

Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу?

Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у привязанности и неприязни, ибо они являются препятствием на духовном пути.

Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен.

Бхагавад-Гита. 3.33-35