Удовлетворенность – основа счастливой жизни
Согласно ведическим представлениям существует два способа добиться счастья. Первый заключается в том, чтобы удовлетворить свои чувства путем наслаждений. Этот путь порицается, так как практически всегда приводит к пороку, а за ним человек попадает духовно падает и деградирует. Второй путь заключается в том, чтобы добиться счастья, обуздывая ум и свои желая, направляя их на достойные цели. Удовлетворенность является причиной счастья, так как обузданный ум имеет правильные желания, направленные на постижение своего «я» и совершенствование жизни.
В высшей степени стремясь к удовлетворенности, пусть желающий счастья обуздывает себя; ведь счастье имеет основой удовлетворенность, основа же несчастья – противоположная.
Ману-смрити. 4.12
Удовлетворенность – что это?
Удовлетворенность – это состояние обузданного ума, проявляющееся в способности наслаждаться имеющимся и не стремиться к большему ради удовлетворения чувственных побуждений. Способность наслаждаться небольшими наслаждениями и довольство жизнью составляет основу счастья, которое человек может достигать в материальном мире. Неудовлетворенность является главной причиной страдания, так как неудовлетворенный человек мало того, что страдает от недостатка наслаждений, так будет страдать и от последствий поступков, к которым его будут побуждать чувства. Удовлетворенность жизнью является свойством обузданного ума, а потому для его достижения необходима практика.
В Шри-Ишопанишад говорится, что каждому выделена его доля в согласии с тем, как человек вел себя в прошлом. Два земледельца могут иметь одинаковое количество зерна, земли, денег, но один из них будет трудиться, а второй праздновать. Когда придет время пожинать плоды трудов и наслаждаться ими, поступающий правильно будет вознагражден, а праздный земледелец будет страдать от голода. Таков порядок. Так и в материальной жизни человек накапливает разнообразные последствия своих поступков, которые называются кармой. Имея определенную карму, человек получает хорошие или плохие результаты труда. Карма приходит как результат прошлой жизни, а не настоящих поступков, точно так же как плоды спеют не сразу после посадки, а через продолжительное время.
Человек имеет определенную карму, которая ставит его в ограниченные рамки наслаждений, однако быть довольным или нет – выбор самого человека. Будучи не довольным, он никогда не достигнет счастья, так как основа недовольства – жадность. Жадность по своей греховной природе является таким пороком, который никогда не уменьшается, а становится только больше. Если человек жаден относительно денег, то он никогда не будет считать, что денег достаточно и будет до конца жизни неудовлетворен. Некоторые богатые люди погрязают в жадности, имея такое количество состояния, которое не смогут потратить все его родственники вместе взятые в течение жизни. Богатство является достоинством, если не заставляет человека деградировать. Богатство чаще всего наживается незаконным методом, Веды предписывают очищать такое достояние щедростью.
Удовлетворенность и неудовлетворенность – причины счастья и страдания
Удовлетворенность и неудовлетворенность противоположны и ведут к полностью различным результатам. Первое приводит к благу, второе – к пороку. Благо освобождает, а порок порабощает. Человек может действовать по двум мотивам: по чувственному и разумному. В действительности, сам человек выбирает своими поступками, мыслями и целями то, какому мотиву он посвящает свою деятельность. Если он постоянно стремится к наслаждениями, не выполняя предписанные обязательства, он будет подвержен вечной неудовлетворенности. Как уже было сказано, в основе неудовлетворенности – жадность. В основе удовлетворенности – щедрость. Каждый имеет выбор между тем, чтобы считать себя довольным жизнью, и страданием, порожденным жадностью. Вне зависимости от отношения к жизни, будь то довольство или недовольство, живое существо ограничено своими представлениями о жизни и карме. И хотя жадность и незаконные способы добычи денег могут временно поднять материальный достаток, они всегда приводят к падению и гибели.
В основе удовлетворенности – следование предписаниям, смирение и осознание того, что истинное счастье черпается не из ублажения материальных чувств, а из добродетельных качеств и духовной жизни. Исполнение обязанностей возносит живое существо, даруя покой и ощущение счастья, а духовная жизнь превосходит даже исполнение обязанностей и дарует высшее блаженство. Однако духовная жизнь, без исполнения предписанных священными текстами обязанностей, не должна становиться причиной отказа от исполнения долга, если человек не посвящает себя целиком ей. В таком случае практикующему духовную жизнь следует оставить все материальные побуждения, имущества и наслаждения, и стать санньяси. Игнорирование обязательств, дхармы, является адхармой и всегда приводит к деградации не только отдельного человека, но и всего общества.
Удовлетворенность означает, что человек доволен своей жизнью и не пытается незаконными или корыстными методами улучшить жизненные условия. Это не кредо бедности, а ограничительный принцип во имя избежания погружения в материальную жизнь, которая приводит ко все более возрастающей обусловленности. Обусловленность, в свою очередь, порождена первичным невежеством, которое именуется авидья, а потому избавление от него – духовный долг каждого разумного человека. Только победив обусловленность методом духовной практики, живое существо способно обрести не только высший мир, но и полное счастье, которое не исчезает со временем и будет присутствовать всегда. По этой причине неудовлетворенность является пороком, ведущем к дурному, удовлетворенность – добродетелью, ведущей к благу. К благому следует стремиться, дурное следует избегать. Таков простой порядок, следуя которому живое существо достигает наивысших целей.
Достижение удовлетворенности
Достижение удовлетворенности всегда заключается в процессе обуздания ума. Обуздание ума – это способность отвратить ум от стремления к чувственным наслаждениям, между тем, направляя свои желания на благие цели: духовную жизнь и исполнение обязанностей. В свою очередь, и духовная жизнь, и исполнение долга должны быть лишены корыстных мотивов. В противном случае сам процесс обуздания ума будет превращаться в процесс порабощения. Обуздание ума должно проистекать из желания избавиться от страданий материального мира и достичь совершенства. Но не потому что это приведет к счастью, а потому что так следует поступать разумному человеку. Если в нас и присутствует неудовлетворенность или жадность, её следует направлять в благое русло, будучи жадным к духовным знаниям и неудовлетворенным своей духовной практикой. Такая жадность приведет к постоянной потребности получать духовное знание и очищаться от невежества, а неудовлетворенность своим духовным уровнем способна дать смиренное осознание своего положения.
Обуздание ума достигается различными путями, самым доступным из которых является практика преданного служения, заключающаяся в посвящении плодов труда Верховному Господу. Если мы служим не нашим корыстным побуждениям, а высшей цели и высшей истине, наше сознание очищается и мы становимся свободны от вожделения, гнева и жадности. Именно эти три порока наиболее серьезно обуславливают живое существо и приводят к увеличению как обусловленности, так и материалистичного сознания.
Человек может стремиться к большему и даже иметь большие богатства, оставаясь счастливым, но это требует обузданного ума и удовлетворенности. С духовной точки зрения удовлетворенность будет проявляться либо в качестве страха к материальным наслаждениям, либо в виде полного безразличия к ним. Страх материального имеет причину осознания того, насколько сильно живое существо может обусловлено. Риск оставить духовную жизнь из-за чувственных наслаждений в сознании человека должен стоять выше, чем возможность испытать материальное счастье, а вкус духовной жизни – выше наслаждений. Удовлетворенность в страхе материального проявляется как довольство духовной жизнью и тем, что имеется. Удовлетворенность в безразличии или отрешенности, проявляется как различие между «Я» и собственностью. Это то видение, которое не делает «Я» тождественным материальным достояниям: семьи, почету, деньгам и землям. Человеку в таком случае все равно приобретет ли он больше или потеряет все, он просто действует в духе исполнения долга или из чистого стремления к высшей цели.
В основе удовлетворенности осознание тожественности «я» духовной природе, а также отрешенность от материальных наслаждений. Отрешенность достигается чистотой сознания или разочарованием в материальной жизни. Чистота сознания, однако, является лучшим путем. Чистое сознание – это духовное сознание, видение глазами знания, то есть видение мира как материальной энергии, в которую помещены вечные души. И вечные души, и материальные элементы исходят из Верховного Господа. Верховный Господь источник всего сущего, а потому служение Ему – высшее благо.
Верховный Господь становится объектом любви в сознании отрешенного, чистого от корыстных побуждений, независтливого и сознающего себя. Для остальных Он либо безразличен, либо является лишь источником благ. Такое отношение проистекает из неудовлетворенности, которая побуждает искать разнообразные методы достижения материальных целей. Если Бог является таким методом, то отношение к нему благоговейное и трепетное. Если не является – безразличное. Корыстный мотив в отношении Бога считается лучше безразличия, так как, даже служа с корыстными мотивами, живое существо, помня о Боге, постепенно очищается. Поэтому даже если неудовлетворенность присутствует в сердце, от неё следует избавляться обузданием ума. Если же этого не выходит, то стоит видеть Бога причиной всех причин и обращаться к Нему за защитой.
Удовлетворенность – основа счастья
Удовлетворенность дарует возможность наслаждаться малым, не идти на поводу у своих чувств и не подвергаться чрезмерной жадности. Умеренность становится нормой, а чувства начинают наслаждаться в полной мере ограниченным восприятием. Простая еда, доступная каждому и добытая честным путем, становится подобна драгоценным яствам, а сердце человека наполняется счастьем и радостью. Богатства пребывают к умеренному, даже если он не богат. Богатство становится свойством умеренного, ведь удовлетворенный подобен глубокой расщелине, в которую сама по себе стекает река. Неудовлетворенный и жадный подобен горе песка, к которой сколько песка не прибавляй — он все равно будет скатываться вниз, а порыв ветра может его мгновенно развеять.