Уровень развития культуры. Материальная и Духовная культура.

Уровень развития культуры. Материальная и Духовная культура.

У каждого человека есть желания, парадигмы, цели, стремления, мечты. Они оказывают на каждого человека большое влияние, которое, в свою очередь, формирует непосредственно жизнь человека, заставляя человека поступать тем или иным образом. Очевидно, что люди с разной парадигмой будут действовать по-разному. Но на чем базируется различие двух людей? Уровень развития культуры – главное различие между многими людьми.

Речь, конечно, сейчас идёт не о культуре людей, основанной на этносе, идеологии или историческом влиянии. Именно об индивидуальном уровне развития культуры, который обозначает совокупность опыта, мировоззрения, стремлений, суждений и целей человека. То есть это такая культура, которую человек несёт внутри себя и которая не зависит от внешней культуры. Конечно, внешняя культура может оказывать влияние, но точно так же и индивидуальный уровень развития культуры человека будет влиять на общество в зависимости от того, насколько силён внутреннее человек.

Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир.

Бхагавад-Гита. 3.21.

Очень важное примечание, что именно поведением человек распространяет своё влияние на общество, в котором находится, а не только словами.

Уровень развития человека объясняет многие его поступки и очень сильно формирует его жизнь. Именно то, какую ценность несёт внутренняя культура человека, определяет форму жизни человека. Если человек придерживается низких целей, которые присущи низкой культуре – то и его жизнь будет низкой. Такая жизнь, хоть и является простой и полной наслаждений, ведёт человека прямо в адские условия жизни.

Адские условия жизни – это не мифический ад где-то далеко, который наступает после смерти. Это ад на земле, прямо при жизни. О том, как этот ад воплощается, ровно, как и о том, как воплощается рай, будет написано в описании низкой и высокой культуры человека.

Уровень развития культуры человека формируется исходя из знаний, которые человек приобретает и воплощает в жизнь, а также выборов, действий и манеры поведения человека. Внутренняя культура формируется постепенно, и это одна из причин, почему человек не может познать себя изнутри моментально. Потому что ему, прежде чем познать себя, необходимо становление, приобретение своей культуры, личности.

Знания дают человеку возможность действовать определённым образом. Если это правильные знания – они дают возможность поступать правильно, то есть ведут человека к цели этого знания. Высшие знания ставят целью счастье человека и его духовное развитие, а низшие знания ставят себе целью наслаждения и материальное развитие человека. Об этом тоже пойдёт речь.

Поступки формируют привычку человека. Привычка порождает манеру поведения. Манера поведения, фактически, является индикатором внутренней культуры. Уровень развития человека становится очевидным только когда человек вынужден поступать определенным образом. По словам никогда не следует судить о том, как человек бы поступил бы в реальности. Пока нет каких-то подтверждений о его культуре, не стоит и надеется на что-то. Очень многие люди предпочитают говорить высокие слова и делать низкие дела. Так поступать не следует.

Поступки и форма жизни – это единственный верный и точный показатель внутренней культуры человека. То, как он поступает и то, к чему он на самом деле стремится – фактически и есть его уровень развития культуры. Так какие же бывают уровни культуры человека?

Материальный, низший уровень развития культуры человека

Материальный уровень развития культуры человека стремится исключительно к материи как к цели стремления. Это обозначает, что человек будет всеми силами стараться наслаждаться материей и считать её высшей целью жизни.

Низшая или материальная культура имеет собой 5 целей: сон, секс, еда, защита и развлечения. Этим пяти целям подчинена жизнь людей, уровень развития культуры которых находится на низшем уровне. Дело в том, что такие же стремления есть и у животных, что фактически ставит таких людей на один уровень с ними.

Зарабатывая себе на жизнь, человек тратит деньги на то, чтобы больше спать, есть, заниматься сексом, лучше защищать себя как с помощью связей, так и возводя огромные крепостные или железные стены вокруг своего дома. Некоторые ещё и решетки ставят, как в тюрьмах. А апогеем жизни такого человека являются развлечения.

Развлечения – это вообще универсальное обозначение получения определенных впечатлений, которые формируют настроение человека. Или наоборот, заглушают что-то. В первом случае, развлечения делают из человека ослика, который бежит за морковкой, не замечая пропасти впереди. Эта тенденция особо хорошо видна у молодых людей, которые всеми силами стремятся наслаждаться своей жизнью, говоря что она у них одна. Юность у них, конечно, одна, но вот во взрослой жизни их ждёт очень большая пропасть.

Второй вариант развлечений – это способ заглушить что-то в себе. Будь то усталость, депрессия, апатия, раздражение, печаль или что-то ещё. Факт в том, что происходит не избавление, а отвлечение от проблемы. Если больного человека отвлечь от симптома – болезнь не пройдет. Так и в этом случае, отвлекаясь от реальной проблемы, человек лишь усугубляет своё положение.

Вообще, очевидно, что ярое стремление к одной из пяти целей низшей культуры является порицаемым и не прибавляет человеку уважения. Например, тех, кто слишком много ест, называют «свиньями», что нелицеприятно. Остальные клички прекрасно известны людям. Это вроде как порицаемо, но вот человеческое безразличие касательно реального положения дел другого человека многих не волнует. В реальности, большинству важнее осуждать, а не помогать человеку, который попал в затруднительное положение из-за своего низкого уровня развития.

Итак, низкий уровень развития имеет собой цель наслаждаться материей и развиваться материально в направлении, которое позволит ещё больше наслаждаться материальной жизнью.

Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения. Поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают деньги, чтобы с их помощью удовлетворять свои чувства.

Бхагавад-Гита. 16. 11-12.

Низшая культура внушает человеку лишь два стремления – это желание и страх. Желание наслаждаться и страх страдать. Замкнутый круг, ведь для того, чтобы по наслаждаться нужно пострадать, а, для того чтобы пострадать нужно по наслаждаться. Таким образом, многие люди пассивно существуют, боясь нарушить некий хрупкий порядок жизни, который их условно устраивает, но, вместе с тем, из которого им бы хотелось вырваться.

Теперь об адских условиях жизни, которые сопровождают людей, обладающих низкой культурой.

Первое, с чем встречаются такие люди – это желания.

Желания для них имеют такую силу, которая подчиняет их себе и сводит с ума. Если бы вы видели, как мужчина хочет женщину или, как алкоголик хочет выпивки – вы бы сразу поняли насколько они страдают. Исполнение желаний приводит к новым желаниям, более требовательным и сильным. Неспособность исполнить желание приводит к страданиям, апатии, разочарованию. Стремиться к исходу, который в любом случае приведёт к страданиям – это не выбор разумного человека.

Конечно, исполнение желаний в близкой перспективе кажется очень заманчивым и крайне необходимым, но если реально подумать – они не могут принести счастье человеку. Только временные наслаждения.

Желания внушают человеку необходимость совершать крайне тяжелый труд ради их достижения, просто-напросто порабощая человека.

Второе – это болезни.

Прозаично и повседневно. Если много наслаждаться сладким – возникает сахарный диабет. Если много и упорно наслаждаться сексом – могут возникнуть венерические заболевания. Наслаждение едой приводит к проблемам со всем организмом. Слишком частый отдых приводит к ослаблению тела и иммунитета, что лишь даёт повод лишний раз заболеть чем-нибудь серьёзным. Тяжелый труд также является источником болезней. Болезней сердца. Заболевания сердца являются самыми распространенными во всем мире, и это неудивительно в обществе, которое поглощено желаниями и страхами.

Заболевания являются источником страданий, это очевидно. Конечно, в редких случаях, человек выносит уроки, меняется и начинает идти по правильному пути. Но если смотреть в общей массе – это ошибка выжившего. На один яркий такой пример найдутся тысячи людей, которые опустили руки. Болезнь не является добром, так как из неё не исходит нечто возвышенное. Болезнь – это только признак того, что нужно менять жизнь.

Третье проявление адских условий жизни человека с низшей культурой – это разочарования.

Разочарования присуще людям, не обладающим знаниями, которые бы направили их надежды в нужное русло. Фактически, источником разочарований является неправильная цель. Самая частая цель людей – это наслаждение. Но, добившись её, они разочаровываются. Отчасти потому что желаемый эффект от цели находится только в фантазии человека, отчасти потому что наслаждение само по себе не способно сделать человека счастливым.

Разочарование – это также сугубо негативный симптом жизни человека. Испытывать разочарование – означает выбрать неверный путь. Разочаровавшийся человек подобен страннику, который, идя по своей дороге, спустя много лет обнаружил указатель, который показывает что человек от своей цели только отдалился. Как фактор, разочарование отталкивает человека от прошлого, но часто это бывает настолько сильно, что человек фанатично и кардинально меняет направление там, где нужно было немного переосмыслить свою жизнь.

Четвертое – смерть.

Уровень развития культуры человека определяет не только жизнь человека, но и его момент смерти. Известно, что большинство людей умирают тяжело, мучительно и с большим напряжением. Это происходит от страха смерти и желания по наслаждаться миром ещё немного.

Однажды к человеку пришёл ангел и сказал:

– Я могу принести твою душу прямо рай, всё что тебе нужно – это пойти за мной.

Человек ответил:

– Конечно, я пойду за тобой, только у меня скоро сын женится, хочу хотя бы краем глаза увидеть это.

Ангел ушёл и пришёл после свадьбы. Человек ответил, что хочет увидеть внука, ведь жена сына беременна. Ангел снова ушёл и пришёл после рождения внука. Человек ответил что хочет увидеть, как его внук ходит и каким он вырастет. Ангел ушёл и вернулся, когда внук человека стал уже юношей. Тогда человек ответил, что его внук скоро женится и попросил забрать его после свадьбы внука.

Ангел ушёл и пришла Смерть, которая не стала договариваться со стариком.

Дело в том, что смерть для человека с низшей культурой – это Абсолютное зло, которое не только забирает возможность наслаждаться, но и забирает всё, что человек сделал своим тяжким трудом за всю свою жизнь. Как бы ни был силён и богат человек, все исчезнет – богатство, слава и сила.

И это такое зло, которого ещё никому не удалось избежать.

Пятое – невежество

«Сегодня, – думает демон, – я получил хорошую прибыль, когда же мои планы осуществятся, я получу ещё больше. Сейчас я владею неплохим состоянием, но в будущем оно станет ещё больше. Этот был моим врагом, и я убил его. Та же участь ожидает и остальных. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье. Я богаче всех, и меня окружают знатные родственники. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения, раздавать пожертвования и радоваться жизни». Так эти люди становятся жертвами собственного невежества.

Бхагавад-Гита. 16. 13-15.

Невежество – это отсутствие знания. Когда человек стремится наслаждаться, он отворачивается от высшего знания, которое ведёт к счастью. Отворачивается он от него, потому что такое знание требует исполнения принципов и жертв. Жертв в виде того, что приносит человеку наслаждение больше всего.

Конечно, человек может приобретать знания, для того чтобы избавиться от страданий или обрести ещё больше наслаждений или просто потому что ему любопытно. Это одни из немногих выходов из паутины невежества. На пути избавления от невежества важно не попасть в другую паутину, которая внушит необходимость использовать полученные знания для получения больших наслаждения. Такой образ действий только укоренит человека в адских условиях жизни.

Существуют и другие, меньшие признаки адских условий жизни, которые возникают из-за того, что уровень развития культуры человека относится к материальному. Это могут быть конфликты, неудачи, усталость, ощущение неудовлетворенности, апатия, отсутствие целей и прочее. Всё это депрессивные состояния, которые сами по себе приносят лишь страдания.

Промежуточный уровень развития культуры человека.

Этот уровень развития культуры находится между низшим и высшим. Отличает он от низшего тем, что человек искренне и честно приобретает знания, совершенствуется, становится лучше и развивается, постепенно отказываясь от прошлых привычек, которые приносили ему страдания.

«Уже не наслаждается материей, но ещё не наслаждается духовным» – это точное описание человека, который находится на таком уровне внутренней культуры. Этот уровень предполагает постепенный переход от низшего к высшему. Как и везде, на этом пути не бывает щелчков, которые могут как-то переключить сознание человека. Всё идёт постепенно, шаг за шагом, изо дня в день, год за годом. Также как растёт и развивается растение или плод.

Такой период характеризуется повышенным чувством вины, стыда или ощущением неправильности, связанного с собственным неправильным поведением относительно духовного. Это естественный и даже правильный симптом того, что человек на верном пути, ведь он перенимает в своё сердце высокие идеалы, которые направляют его. Хотя он ещё и не способен их воплощать в жизнь, но всё приходит со временем.

Развитие человека приобретает реальные и видимые плоды только на этом уровне. На этом уровне человек уже способен понять себя, своё предназначение, свой долг, свою личность и решить множество своих проблем. Проблемы личного характера, связанные как с вредными привычками и неправильными моделями повелений, так и с негативным прошлым опытом, являются препятствиями. Избавляясь от них, человек расчищает себе дорогу вперёд.

Если низший уровень — это черный цвет, а высший — это белый, то промежуточный — серый цвет разных оттенков. Чем выше – тем светлее, чем ниже – тем темнее.

Так или иначе, на этой стадии человек продолжает развиваться, избавляясь как от прошлых проблем, так и изменяя свою жизнь. Всё меньше человек испытывает и страха, и желаний, и беспокойств. Всё меньше у него возникает болезней и ужаса перед смертью. Отношение к жизни становится всё более спокойное, хотя в сердце человека и зарождается высокая цель, которая рождает пламя внутри человека.

Промежуточный уровень развития культуры человека – это уже тяжёлый путь, а не просто лежание на обочине. Человек выбрался из ямы, но может в неё упасть. Чем дальше он от ямы и чем ближе к свету, тем он чище становится. Это, однако, не исключает возможности человека рухнуть в яму опять. И даже рухнуть ещё глубже чем прежде. Но чем дальше человек от ямы, тем ему легче держать равновесие. Это благой путь.

Высший уровень развития культуры человека – духовный

Тот, кому удалось миновать трое врат ада, о сын Кунти, посвящает себя делам, помогающим постичь душу, и так со временем достигает высшей цели.

Бхагавад-Гита. 16.22.

Высший уровень развития культуры связан непосредственно с духовным путём человека, с осознанием себя душой. В таком контексте человек не стремится наслаждаться бренными материальными наслаждениями, не ставит себе цели, связанные с материей. Такой человек, хотя и исполняет свой долг, не привязан к нему и не станет совершать низкие поступки ради его исполнения.

Этот уровень развития примечателен тем, что крайне малое количество наслаждений компенсируется огромным количеством счастья, которое человек черпает внутри себя. Исполняя свой долг, который на первый взгляд кажется тяжким трудом и вообще требует много жертв, человек испытывает счастье.

В Шримад-Бхагаватам написано, что, когда ястреб отпускает свою добычу, так как на него нападают другие ястребы – он испытывает счастье. Отказ от стремления наслаждаться, отказ от стремления к плодам своего труда позволяет человеку заглянуть внутрь себя и обнаружить там вечную природу — душу, которая обладает бессмертием, блаженством и абсолютным знанием.

Человек уже не воспринимает себя как своё тело, хотя и поддерживает его в должном состоянии. Таким видением мира человек уберегает себя от миллиона опасностей, которые связаны с ложными целями или опасными обстоятельствами, в которые заходят люди в погоне за наслаждениями.

Духовное видение мира даёт человеку спокойное восприятие как невзгод, так и радостей, что позволяет человеку твёрдо идти по своему пути и не сворачивать с него. А так как путь человека на данном этапе подразумевает безусловное счастье, которое человек черпает изнутри – то, таким образом, человек отказывается от бренного, иллюзорного наслаждения в пользу вечного и чистого счастья.

На данном этапе человек испытывает страдания, но эти страдания не только не вводят его в негативные состояния, но, напротив, дают ему возможность стать лучше, черпая для себя всё больше понимания и избавляя себя от негативных качеств. Такой подход приводит, в конечном счете, к совершенству, но таким образом, что человек к нему и не стремится. Совершенство само приходит к человеку, который утвердился на духовном пути.

Человек начинает приобретать праведные качества и обретает умиротворение — как внутреннее, так и внешнее. Внутреннее умиротворение проявление в отсутствии необходимости внешних стимулов для счастья. Человек становится сам источником своего счастья. Точнее будет сказать, что его осознание себя как души и духовное знание дают ему возможность черпать счастье внутри себя.

Духовный уровень развития культуры человека дарует человеку следующие качества:

Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, жертвенность, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям.

Такие качества, без сомнений, даруют возможность человеку не только исполнить свой долг в совершенстве, но и быть счастливым невзирая на внешние условия. Человек приобретает возможность наслаждаться райскими условиями жизни. Человек бесстрашен и свободен от желаний. Он живет гармонично, а потому не страдает заболеваниями, он свободен от беспокойств и обладает знанием. Свободный от разочарования и непривязанный к материальной жизни, человек избавляется от страданий.

Духовный уровень развития культуры человека заключается, в первую очередь, в духовности, которая означает стремление человека взаимодействовать с духовной энергией. Источником духовной энергии, чистой и воплощающей вечность, бессмертие, блаженство и знание, является Бог. Таким образом, конечной целью духовного пути человека и высшего состояния развития – является Бог, Абсолютная истина.

Уровень развития культуры человека


Таким образом, существует 3 вида внутренней культуры.

Первая связана исключительно со стремлением наслаждаться материальной жизнью и очень похожа на жизнь животного.

Вторая отталкивается от материальных наслаждений, но ещё не в состоянии насладиться духовной.

И третья являет собой полную зрелость культуры человека. Такую зрелость, в которой человек становится сам для себя источником счастья.

И в его сердце воцаряется рай. Ведь рай и ад — это не место. Рай и ад – это состояние бытия. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.