Знание – это свет, а свет имеет свойство ослеплять.

Знание – это свет, а свет имеет свойство ослеплять.

Знания – свет

Свет дает нам видение. Он позволяет нам видеть путь и не оступиться. Также он позволяет нам правильно взаимодействовать с окружающим миром. При отсутствии света, мы видим искаженные образы. С таким восприятием, мы не можем действовать правильно. Свет дарует нам понимание действительности.

Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и он будет постоянно находиться в трансе самоосознания, только тогда ты придешь в божественное сознание.
Бхагавад-Гита. 2.53

Знания в жизни человека являются воплощением света. Если человек обладает знанием – он способен идти уверенно, не боясь оступиться. Такая уверенность порождена пониманием, ведь когда человек обладает знанием, он чувствует что необходимо сделать, а что делать опасно. Знания дают возможность правильно действовать, не попадая в ситуации, в которых любое действие приведет к страданиям.

Неведение – тьма, а знание – свет. Однако избыток света ослепляет человека. И, точно также, не позволяет ему действовать исходя из реального положения. Будучи ослепленным, человек видит только свет. Он не видит ни объекты, ни себя, ни окружающих. Его зрение поглощено светом. Такое ослепление показывает несовершенство нашего зрения, точно также, как сам факт неспособности видеть что-то без света.

Не видеть ничего кроме света – означает быть поглощенным им. Мы воспринимаем свет зрением, и это единственный орган восприятия, который взаимодействует со свечением. Это происходит по причине неспособности воспринимать такое количество света. С разумом человека происходят подобные вещи, когда он начинает воспринимать знания.

Ослепительное сияния материальных знаний

Соприкоснувшись со знанием, разум человека начинает пробуждаться ото сна. Он начинает чувствовать вкус к жизни и естественным образом тянутся к знанию. Набирая хаотичным образом знания, человек сначала формирует своё мировоззрение из всего кругозора, а уже потом начинает выстраивать свою точку взгляда исходя из собственного опыта, внутренних ощущений и полученных знаний.

Прежде чем прийти к духовному знанию, ищущему придется столкнутся со знанием материальным. Не бывает так, чтобы духовное знание открылось человеку перед материальным. Материальное знание – это знание о взаимодействии с внешним миром, с тем что не относится к истинной, духовной природе. Тело, как тонкое, так и грубое не относится к духовной природу, а потому знание о взаимодействии с ними нельзя считать духовным. Такое знание относится к материальному. Понимать различие между материальным и духовным знанием – важно, так как они имеют разную природу.

Материальное знание, даже относящееся к ведической традиции, – ослепляет человека, отводя его от духовного самоосознания. Это происходит при накоплении таких знаний. Так человек запутывается в них и становится неспособным прогрессировать. В таком случае человек не может иметь один взгляд на все и чётко знать как правильно поступать.

Отсутствие внутри твердого стержня, духовного знания, которое направляет человека, не позволяют обрести решимость и следовать своему пути. Такие образом человек постоянно разменивается на полумеры.

Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
Бхагавад-Гита. 2.41.

Недостаток знания, света, – есть невежество, тьма. В этом состоянии находятся люди далёкие от процесса самоосознания. Не зная что следует делать, а что делать опасно, они идут наощупь, полагаясь на свои несовершенные чувства, скудные знания и опыт. Такой, лишенный света, путь неспособен привести к благу, даже если на нем встретится всё богатство мира.

Фанатизм – переизбыток света

Недостаток света – это невежество, а избыток света – фанатизм. Фанатизм – это духовная слепота, возникающая из-за избыточной деятельности чувств и ума. Вдохновленные идеями милосердия, люди готовы на насилие – это и есть слепота. Фанатизм не бывает разумным и не может быть духовным. Через фанатизм человек просто удовлетворяет свои потребности – от необходимости признания и причастности к чему-то, до стремления причинить вред “чужим“.

Ослепленность также проявляется в вере в несовершенные, материальные знания: астрологию, аюрведу, хатха-йогу, эзотерику, ведические мантры и прочее. Такие знания не признаются духовными авторитетами в качестве действенных инструментов для духовного прогресса. А священные тексты призывают отбросить такую деятельность и обратиться к Высшему благу – к Верховному Господу.

“Ведические мантры составлены таким образом, что вводят людей в заблуждение, направляя их разум на бессмысленные вещи, вроде райских царств. Обусловленные души витают в мечтах об иллюзорных райских наслаждениях, но на самом деле и в раю они не испытывают истинного счастья.”
Шримад-Бхагаватам. 2.2.3.

Мы можем применять астрологию для определения своей кармы, аюрведу и хатха-йогу – для поддержания здоровья. Но верить в духовное могущество этих знаний и способность ответить на самые важные вопросы – не стоит.

Совершенство духовного света – знания

И будет там большая дорога, и путь по ней
назовется путем святым: нечистый не будет ходить
по нему; но он будет для них одних; идущие этим
путем, даже и неопытные, не заблудятся.
Книга пророка Исаии. 35:8

Духовные знания – это знания о взаимоотношениях с духовной сферой нашей жизни. В эту сферу входит знания о душе, Боге и их взаимодействии. Такие знания считаются самыми ценными и возвышенными. Из них рождаются истинные качества сострадания, милосердия, щедрости, бесстрашия, аскетизма, терпения и другие позитивные качества. В неодухотворенных качествах всегда будет корысть, так как они будут осквернены ложным эго. Но душа стоит выше проявлении эго и потому может быть свободна от его проявления.

Духовное знание – совершенно. И этот совершенный свет не способен ослепить человека, но лишь дает ему освобождение. Чем больше такой свет проливается на человека, тем большее он испытывает счастье, знание и спокойствие. Это знание исходит непосредственно от Верховного Господа, тогда как материальное знание, пусть даже маркированное как духовное, исходит от стремления ума наслаждаться и спекулировать элементами материального мира.

“Человек с возвышенным складом ума – исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению – должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому – Личности Бога.”
Шримад-Бхагаватам. 2.3.10.

Погружение в материальную деятельность всегда со временем притупляет радость от неё. Этот феномен является источником всяческих отклонений и изощрений в попытках обрести что-то новое в старом и знакомом. Но в духовной жизни такого встретить нельзя. Погружение в духовную жизнь будет приносить всё возрастающую радость и с каждым днем в ней можно будет отыскать что-то новое и свежее. Свет духовной жизни будет давать лишь всё большую способность видеть. А свет материальной жизни лишь всё больше ослеплять.

Духовное знание – это истинное знание. Оно не повествует о том, как удовлетворять свои чувства. Оно повествует о высших взаимоотношениях Верховного Господа и души. Это вечные знания. Такие знания дарую человеку всё необходимое для жизни, а сам факт достижения Высшей вершины – означает автоматическое достижение всех остальных вершин.

“Все те нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Аналогичным образом, тот, кто знает конечную цель Вед, может достичь и всех остальных целей.”
Бхагавад-Гита. 2.46.

Применение этого знания напрямую зависит от живого опыта постижения истины. Невозможно теоретически рассуждать о духовной пользе, не пытаясь при этом применить знание на практике. Такое видение не будет полноценным и сколь бы то ни было полезным человеку. Напротив, оно будет создавать иллюзию прогресса и взращивать в человеке ложное эго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.