Свет знаний: как знания могут освещать путь и ослеплять?

Свет знаний: как знания могут освещать путь и ослеплять?

Знания – свет

Когда мы идём по дороге жизни, мы воспринимает различные ситуации, поступки и мысли определенным образом. Обладая знанием, мы способны верно определить свойства, качества и правильность каких-либо вещей или поступков. В этом случае, свет знаний проливается в виде понимания и осознания. Когда же мы не обладаем знанием – мы способны видеть лишь искаженные образы, воспринимая которые у нас не получится правильно определить их. Знание является важной составляющей правильной жизни человека, но как и во всех делах, радикальный избыток чего-либо приводит к дисбалансу.

Знания сравниваются с светом, ведь для того, чтобы уверенно идти по собственному пути, нужно не только иметь твердость, но и видеть свой путь. Без знаний можно идти только на ощупь, хаотично, что редко приводит к успеху. Обладая уверенность и пониманием, перед человеком раскрывается путь, который не умащен множеством лишних препятствий и ведёт прямо к цели.

По мере того, как человек приобретает знания, ему открываются все новые и новые грани осознания. Под светом истины находятся ответы на вопросы и новые возможности. Там где раньше была непроглядная тьма – сейчас открывается новый путь, когда даст возможность обрести ещё больший свет. Чем дальше идти по этому пути, тем больше будет света, тем больше будет освещен весь путь. Оглядываясь на прошлое, мудрые человек всегда видит только свет, так как его жизнь наполняется пониманием.

Впереди всегда находится тьма, так как не известно что случится в следующий миг, однако с помощью знания и разума возможно освятить и предстоящий путь, ведь если человек способен с помощью знаний и воли подавить в себе низменные порывы, то его судьба будет для него очевидна, он сам будет её строить. Тогда как для невежественного и безвольного человека, будущее всегда будет чем-то непознанным или наполнено иллюзиями, что несомненно собьет с пути.

Как знания ослепляют человека?

Знание – свет, а невежество – тьма. Недостаток света – признак отсутствия знаний, однако их избыток очень часто мешает человеку обрести истинное понимание. Подобно тому, как нельзя назвать толпу людей армией, а груду материалов домом, так нельзя назвать и хаотичный набор информации полноценным знанием. Однако, очень часто именно такой набор разнообразной информации склоняет человека поступать неправильно. Это происходит потому, что человек способен с помощью большого количества неглубоких знаний оправдать те или иные свои поступки, которые диктуются простыми низменными желаниями или ложным эго.

Стремление получать грубые наслаждения, становится ещё опаснее в руках человека, который обладает излишним знанием, не потому что они становятся ему более доступны, но потому что в ходе таких наслаждений, с помощью “знаний”, такой человек способен оправдать большое количество своих низких поступков. Так, мы наблюдаем моральный упадок, от избытка “знаний”, точнее информации.

Знание, которое способно ослепить может быть как материальным, то есть относиться к возможности взаимодействовать с окружающим миром, так и духовными. По большей части, все материальные знания ослепляют человека, так как утверждают его в сугубо материальном видении мира, что лишает возможности честно продвинуться в пути самоосознания, ставя в условия ограниченных наслаждений. Духовные знания опасны тем, что незрелым умом воспринимаются не как средство достижения Абсолютной истины, а как инструмент власти и способа эксплуатировать других ради собственного блага, а также как способ избежать угрызений совести за совершенные проступки. Очень часто, такие люди после совершенных ошибок говорят что-то вроде “Такова судьба” или “На всё воля Бога”. Однако, когда все складывается в их сторону, они предпочитают не вспоминать о таких вещах, а приписывать всё самим себе.

Когда человек приобретает знания – оно становится инструментом в его руках. С помощью знания человек способен либо прийти к истине, либо прийти к различным материальным совершенствам, например богатству или славе. Используя знания как инструмент, человек способен победить тьму, а способен и погрузиться в неё. Благодаря правильной логике, открывается возможность избавиться от тьмы, искаженная логика всегда склоняет в её погружение.

Например, человек приобретя знание о том, что возможно получить прощение за свои грехи, лишь искренне покаявшись за них будет себя вести по разному, если его логика верна или искажена. В случае верной логики, человек испытывает потребность в искуплении своих проступков, благодаря чему способен внутренне очиститься. Однако, если логика искажена – он будет использовать покаяние как способ совершать новые и новые проступки с чистой совестью. Такой образ действий свойственен многим людям, вступившим на духовный путь – они либо продолжают идти по нему, искренне очищаясь и обретая настоящий свет, либо используют полученные знания для большей свободы эксплуатировать мир и окружающих людей во имя собственного блага.

Это как раз пример того, как свет может ослеплять человека. Неверная логика, которая не подразумевалась изначально, поиск собственного, абстрактного смысла, разнообразные толкования и изобретение новых духовных путей – всё это следствие ослепления, когда человек не осознает что идёт по неверному пути, а лишь слепо бежит за разнообразными целями, которые в основном, сугубо материальны. В корне лежит желание усидеть на двух стульях – казаться духовным и возвышенным, но в то же время погружаться в разнообразные наслаждения.

Свобода от ослепления

Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и он будет постоянно находиться в трансе самоосознания, только тогда ты придешь в божественное сознание.

Бхагавад-Гита. 2.53

Ослепление человека происходит как следствие непонимания того, что есть истина, а что иллюзия, что есть вечное, а что – бренное. Что есть духовное, а что материальное. Именно из-за этого непонимания, которое происходит от слабости разума и сильного влечения к чувственным наслаждениям, начинает либо фанатизм, либо стремление эксплуатировать духовное ради материального.

И хотя такое ослепление, так или иначе, затрагивает всех, кто вступал на духовный путь, самой важной точкой определения дальнейшего успеха – является способность жертвовать собой и наслаждениями, ради продвижения по духовному пути, а также устойчивость в приобретении и применения знаний на самом себе. Если человек способен, с помощью разума, знаний и логики, определить что он не прав и идёт по ложному пути – это принятие позволит встать на правильный путь.

Освобождение от ослепление – это в первую очередь признания собственной паршивости и низменности перед духовным знанием, которое человек не желает принимать в своё сердце, но которое он с радостью способен использовать в своих целях. Духовное знание не терпит неполноценной жертвенности и мир будет лишь запутывать человека в лесу материального мира, погружая все глубже и глубже, обманывая и вовлекая в различные ситуации, постепенно приглушая знания полученные в ходе духовной практики. Обладание духовными знаниями, которые даруют истинный свет – это достаточно возвышенное право и его необходимо отстаивать праведным образом жизни. Когда человек в своих изысканиях скользкий как змей в попытках оправдать все свои проступки – то с ним и будут поступать как со змеем, а священные тексты предписывают всегда отрубать змее голову, так как змея никогда не способна удержать от вреда окружающим.

Рекомендуем также эту статью:  Гармония - суть и принцип развития внутренней жизни и пути человека

Отсутствие внутри твердого стержня, духовного знания, которое направляет человека, не позволяют обрести решимость и следовать своему пути. Таким образом человек постоянно разменивается на полумеры и не способен твердо решиться следовать своему пути, ради обретения высшего блага.

Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.

Бхагавад-Гита. 2.41.

Недостаток знания или не принятия его истинного смысла, лишает человека возможности определить что следует делать, а чего делать не следует. Лишенные такого понимая люди, сами завлекают себя в различные опасные ситуации и строят жизнь лишенную смысла. С одной стороны обладая пустым знанием и самомнением о его обладания, с другой стороны полностью лишенные постигнуть истинный его смысл. В руках таких людей, знания становятся бесполезной им самим, но опасной для других игрушкой, ведь очень часто такие люди не только используют знания для самих себя, но и проповедуют свои невежественные идеи окружающим, тем самым приводя в упадок всё общество.

Фанатизм – переизбыток света

Недостаток света – это невежество, а избыток света – фанатизм. Фанатизм – это слепота знания, возникающая как продукт ложного эго. Всего есть две проблемы фанатизма – это разделение и избыточность мер.

Разделение заключается в том, что любой фанатик всегда будет делить людей на “своих” и “чужих”. Свои – всегда будут святые, правые и справедливые, а чужие – априори грешники. Это приводит не только к лишению сострадания и способности искренне помогать другим, но к большому количеству заблуждений, а также разочарований. Разочарования приходят в следствии излишних ожиданий о своих соратников, не понимая, что, фактически, соратники тоже люди и были когда такими же как “чужие”.

Вдохновленные идеями милосердия, люди готовы на насилие – это и есть избыточность мер. Сострадание возведенное до фанатизма, гласит что необходимо применять насилие по отношению к низким людям. Настоящее сострадание заключается в отказе от деления людей на “хороших” и “плохих”, принимая людей не как их поступки, а как души, которые в следствие страданий и определенных условий приобрели нежелательные качества ума, разума и ложного эго. В этом случае, возможно помочь человеку, если есть такой способ.

Ослепленность также проявляется в вере в несовершенные, материальные знания: астрологию, аюрведу, хатха-йогу, эзотерику, ведические мантры и прочее. Такие знания не признаются духовными авторитетами в качестве действенных инструментов для духовного прогресса. А священные тексты призывают отбросить такую деятельность и обратиться к Высшему благу – к Верховному Господу.

Ведические мантры составлены таким образом, что вводят людей в заблуждение, направляя их разум на бессмысленные вещи, вроде райских царств. Обусловленные души витают в мечтах об иллюзорных райских наслаждениях, но на самом деле и в раю они не испытывают истинного счастья.

Шримад-Бхагаватам. 2.2.3

Мы можем применять астрологию для определения своей кармы, аюрведу и хатха-йогу – для поддержания здоровья. Но верить в духовное могущество этих знаний и способность ответить на самые важные вопросы – не стоит.

Духовный свет знаний

И будет там большая дорога, и путь по ней
назовется путем святым: нечистый не будет ходить
по нему; но он будет для них одних; идущие этим
путем, даже и неопытные, не заблудятся.

Книга пророка Исаии. 35:8

Духовные знания – это знания о взаимоотношениях с духовной энергией. В эту сферу входит знания о душе, Боге и их взаимодействии. Такие знания считаются самыми ценными и возвышенными. Из них рождаются истинные качества сострадания, милосердия, щедрости, бесстрашия, аскетизма, терпения и другие позитивные качества. В неодухотворенных качествах всегда будет корысть, так как они будут осквернены ложным эго. Но душа стоит выше проявлении эго и потому может быть свободна от его проявления.

Человек с возвышенным складом ума – исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению – должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому – Личности Бога.

Шримад-Бхагаватам. 2.3.10.

Духовное знание – совершенно. И этот совершенный свет не способен ослепить человека, но лишь дает ему освобождение. Чем больше такой свет проливается на человека, тем большее он испытывает счастье, знание и спокойствие. Это знание исходит непосредственно от Верховного Господа, тогда как материальное знание, пусть даже маркированное как духовное, исходит от стремления ума наслаждаться и спекулировать элементами материального мира.

Погружение в материальную деятельность всегда со временем притупляет радость от неё. Этот феномен является источником всяческих отклонений и изощрений в попытках обрести что-то новое в старом и знакомом. Но в духовной жизни такого встретить нельзя. Погружение в духовную жизнь будет приносить всё возрастающую радость и с каждым днем в ней можно будет отыскать что-то новое и свежее. Свет духовной жизни будет давать лишь всё большую способность видеть. А свет материальной жизни лишь всё больше ослеплять.

Духовное знание – это истинное знание. Оно не повествует о том, как удовлетворять свои чувства. Оно повествует о высших взаимоотношениях Верховного Господа и души. Это вечные знания. Такие знания дарую человеку всё необходимое для жизни, а сам факт достижения Высшей вершины – означает автоматическое достижение всех остальных вершин.

Все те нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Аналогичным образом, тот, кто знает конечную цель Вед, может достичь и всех остальных целей.

Бхагавад-Гита. 2.46.

Применение этого знания напрямую зависит от живого опыта постижения истины. Невозможно теоретически рассуждать о духовной пользе, не пытаясь при этом применить знание на практике. Такое видение не будет полноценным и сколь бы то ни было полезным человеку. Напротив, оно будет создавать иллюзию прогресса и взращивать в человеке ложное эго.

Знания проливают свет понимания на жизнь и путь человека, но эти же знания, будучи неправильно восприняты могу стать причиной чрезмерной концентрации на них, что приводит к заблуждениям, фанатизму и несерьезности. Стремление эксплуатировать знания, находя в них оправдание, следствие изначального невежества и отсутствия внутреннего стержня разума, который мог бы отделить человека от такого поведения. Важно не только приобретать знания, но и постоянно испытывать их на практике, в сообразии с духом знания, а не с тем, как мы его воспринимаем. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.