Ведическое знание

Законы кармы – карма, дхарма и духовная жизнь

Законы кармы

Как законы кармы влияют на живое существо?

Карма – совокупность прошлых поступков живого существа, которые предопределяют большую часть жизни, начиная от рождения с определенным характеров, заканчивая событиями, которые неизбежно происходят, но на которые никак не повлиять. Законы кармы служат для пояснения того, что является правильным, а что недопустимым, вознаграждая живое существо за правильные поступки исполнением желаний, то есть счастьем, и наказывая за недопустимые и порочные поступки страданиями.

Карма обуславливает живое существо либо наслаждениями, либо страданиями, в зависимости от того, являются ли прошлые поступки правильными или неправильными. Понятие правильного и неправильного заложено в живом существе изначально, но из-за дурного влияния, неправильного воспитания, нужды или сильного влияния вожделения, человек переубеждается и приобретает соответствующую парадигму. Доказательством того, что живому существу изначально присуще ощущение правильности является наличие совести, которая воплощает закон нравственности внутри человека. Под влиянием сильных желаний, страха или чего-либо ещё, совесть заглушается, однако изначально каждый её ощущает. Вина и стыд также являются механизмами, которые отражают наличие у живого существа естественного ощущения правильности. Если брать более простые примеры, то человеку свойственно кормить животных, гладить их, помогать другим, а в случае совершения неправильных поступков стараться оправдывать их так или иначе, стараясь заглушить совесть. Законы кармы универсальны и действует на каждого человека вне зависимости от культуры и убеждений.

Кто и как должен следовать законам кармы?

Прежде чем рассуждать о том, чем являются законы кармы, следует пояснить, что некоторые категории людей не пожинают карму за свои поступки, а некоторые пожинают карму за поступки других людей. Дети и святые не подвержены законам кармы, карма детей возлагается на родителей, а отреченные люди вовсе не получают никаких кармических реакций. Чужую карму на себя берут те, кто несет ответственность – это цари и учителя. Правители берут шестую часть кармы своих подданных, а учителя берут наибольшую ответственность за ученика, поэтому перенимают большинство кармы. Кшатрий, которые убивает на поле боя или карает преступников напротив, исполняет свой долг, а потому эти действия влекут за собой положительные кармические реакции.

Большинство остальных правил заключается в смягчении кармических реакций или необходимости совершении покаяний. Покаяния и обстоятельства при которых смягчается грех, описывается во многих ведических текстах. Например, убийство брахмана или коровы искупается жертвой жизнью ради брахмана или коровы, а также отвоеванием имущества брахмана или наказанию его обидчика по крайней мере три раза (Ману-смрити. 11.80-81). Однако, грехом не считается убийство при защите себя, женщин, жертвенных даров и брахманов, также как не грехом считается убить виновного в убийстве (Ману-смрити. 8.349-351). Все законы кармы, касающиеся дозволенного и недозволенного, обязательного и запрещенного изложены в священных писаниях, следуя этим правилам человек должен действовать из чувства долга.

Поэтому именно на основе священных писаний определи, что следует делать, а чего делать не следует. Изучив содержащиеся в них указания и правила, действуй так, чтобы постепенно достичь духовных высот.

Бхагавад-Гита. 16.24

Законы кармы распространяются на всех, но некоторые действия считаются правильными, а некоторые неправильными. При некоторых обстоятельствах тяжесть греха смягчается, а при некоторых грех становится ещё тяжелее. Чтобы живое существо неосознанно не совершало грех ему было даровано чувство совести, которое препятствует совершению самых тяжких грехов, таких как убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и так далее. Но определение правильного и неправильного согласно законам кармы не ограничивается отказом от греховной деятельности. Человек также обязан исполнять деятельность предписанную, дхарму, отказ от такой деятельности тоже грех. Поэтому разумный человек должен посвятить своё познание изучению своих предписанных обязанностей, своей дхарме, и действовать в согласии с ней, зная законы кармы и дхармы. Поступая так человек приобретает только достойные плоды своего труда, избегая всяческого греха, чем прокладывает себе дорогу в лучший из миров.

Правила жизни изложены в священных писаниях, но следует понимать, что для разных людей они разные. Для представителей разных варн обязанности разные, для женщин и мужчин обязанности также разные. Для разных возрастов существуют различные предписания, так старику предписывается очищаться и разрывать материальные привязанности, а молодому человеку накапливать знания и навыки для материального процветания. Поэтому особенно важно чётко знать свои обязанности и запреты, и тратить силы на то, чтобы совершенствоваться по своему пути, а не следовать чужому.

Из всех живых существ животные и растения не несут карму за свои поступки, так как всегда живут по своей природе. Когда хищник ест мясо или убивает другого хищника – он не несет за это ответственности, но если человек убивает животное, ест мясо или убивает другого человека – он несет за это ответственность.

Законы кармы и духовная жизнь

Карма – это материальный закон, и помимо исполнения соответствующих предписаний существует и лучший, духовный путь, который позволяет эволюционировать не по материальному, а по духовному признаку, но к карме это не имеет никакого отношения. То что с кармической точки зрения считается благом, с духовной точки зрения может быть серьезным препятствием, так как суть кармы это наслаждение посредством обладания, а суть духовного блаженства – счастье от духовного бытия, которое заключается в разрыве связи между своим истинным «Я» и любыми материальными объектами. Обусловленное живое существо связывает «Я» посредством «моё» с материальными объектами, такими как семья, дом, собственность, знания, слава, почет, богатство, достояния и так далее. Карма – это совершенствование по пути материальной деятельности, позволяющее наслаждаться различными аспектами материального мира, тогда как духовный путь – это путь обретения счастья изнутри себя или посредством духовной практики, что, в принципе, одно и то же.

Философское знание, которое отражает такие понятия как духовное и материальное, правильное и неправильное, освобожденное и обусловленное, приобретается посредством анализа материальной и духовной природы. Великие мудрецы пришли к выводу, согласно которому материальный мир подлежит разрушению, а духовный мир вечен. Кармическая деятельность имеет своё начало и свой конец. И плохая, и хорошая карма начинается и заканчиваются в положенное время. Но плодам духовной жизни нет конца. Этим кармическая деятельность и карма в целом отличается от духовной деятельности. Она бренна и имеет конец в истощении кармы. Хорошие поступки истощаются наслаждением, а плохие – страданием.

Здравый подход к карме заключается в том, что мы учитываем свою карму и стараемся не совершать поступки, которые привели бы к приобретению негативных последствий, однако не стремимся совершать хорошие поступки из желания наслаждаться. В основе совершения благочестивой деятельности, в награду за которую даруется хорошая карма, лежит представление о выгоде, но настоящее знание заключается в том, что разумный поступает не из чувства выгоды, а из чувства долга, не ожидая ничего взамен.

Совершение благочестивой деятельности, такой как благотворительность, аскезы или жертвоприношения, хотя и благоприятны с точки зрения Вед, но не являются причиной духовного роста и освобождения. Камса совершал жертвоприношения, Хираньякашипу совершал аскезы, а Бали Махараджа пожертвовал брахману-карлику земли на три его шага. Все были демонами и все занимались благочестивой деятельностью, и только Бали Махараджа получил духовное благо, потому что пожертвовал из чувства долга, даже понимая что его за это пожертвование ждет смерть. Благочестивую деятельность следует исполнять из чувства долга, а не из стремления что-либо приобрести.

Сама по себе благочестивая деятельность дарует благоприятные плоды, однако нам неизвестно к чему приведет обретение плодов такой деятельности. Аскезы наделяют могуществом, но вместе с могуществом приходит и гордость. Благотворительность причина богатства, а там где богатство – там и множество соблазнов, которые становятся причиной падения. Стремление наслаждаться приводит на путь кармической деятельности, обуславливая живое существо, но деятельность из чувства долга всегда наилучшим образом дарует человеку то, что ему действительно необходимо, а не то, чего хотят его чувства.

Законы кармы и духовная жизнь – это параллельные аспекты жизни, а в какой-то момент и вовсе противоположные. Духовная практика, в конечном итоге, становится причиной освобождения, а освобождение возможно только при отсутствии всякой кармы. Духовный рост неизбежно связан с очищением от кармы, как хорошей, так и плохой, в этом и заключается победа над обусловленностью. То что с кармической точки зрения может считаться плохим, с духовной точки зрения будет считаться благом. Духовная жизнь – это ограничение деятельности чувств, отказ от стремления к выгоде и наслаждениям и самоосознание, но с материалистичной точки зрения – это полный провал жизни. Главное, что следует осознавать в вопросе кармы и духовной жизни – духовная практика очищает от плохой кармы, но если человек эксплуатирует это, совершая греховные поступки в надежде на отсутствие негативных реакций – он будет наказан намного серьезнее. Поэтому не следует совершать порочные поступки, так как они неизбежно приводят к страданиям и деградации.

Законы кармы – предписанные обязанности для каждого человека

У каждого человека обязанности делятся на обязательные и второстепенные. Обязательные – это те, которые должны исполняться вне зависимости от обстоятельств, времени и места, а второстепенные – это те, которые по причине обстоятельств можно проигнорировать. Например, аскезы для большинства людей считаются второстепенными обязанностями, исполнение их приводит к положительным результатам и очищает сознание, но в тяжелых обстоятельствах можно оставить совершение аскез. Но исполнение дхармы, долга не может быть отложено по причине обстоятельств. Человек не может отказываться от долга ни при каких обстоятельствах. Дхармашастры утверждают, что если человек исполняет второстепенные обязанности, но уклоняется от главных предписаний – он совершает грех.

К главным обязанностям относится не только деятельность, соответствующая природе, но и принципы, которым обязан следовать каждый человек. Это морально-нравственные принципы, такие как:

  • отказ от насилия
  • отказ от лжи
  • отказ от воровства
  • отказ от потакания чувствам
  • отказ от стремления к наживе
  • чистота
  • удовлетворенность
  • аскетизм
  • изучение священных писаний и следование наставлениям
  • преданность Верховному Господу

Главные обязанности состоят из следования морально-нравственным принципам и исполнении своего долга. Второстепенные обязанности – это совершение благочестивой деятельности, направленной на улучшение кармы и очищение.

Законы кармы и дхармы гласят, что общество делится на четыре класса:

  • брахманы – учителя
  • кшатрии – воины и правители
  • вайшьи – торговцы, земледельцы и скотоводы
  • шудры – слуги и рабочие

У каждого из этих классов свой долг, своя дхарма. Следование чужой дхарме никогда не приводит к хорошим результатам и считается викармой – деятельностью из собственных корыстных побуждений. То есть отказ от исполнения своего долга и преследование чужих целей считается греховной деятельностью, так как противоречит указаниями священных писаний. Определение дхармы берет начало в определении варны, природы. А варна определяется исходя из качеств и признаков, которые проявляет человек(Шримад-Бхагаватам. 7.11.35).

Шесть занятий предписанные брахману: обучение ведическому знанию, изучение священных текстов, жертвоприношения для себя и жертвоприношения для других, раздача и принятие пожертвования. В случае, если брахман не может прожить исполняя свои обязанности, он имеет право заниматься деятельностью кшатрия, то есть сражаться, править и защищать. Если и это невозможно, то брахман может заниматься торговлей, земледелием или скотоводством. Но брахман никогда не должен занимать положение шудры. Об этом свидетельствуют Шримад-Бхагаватам(7.11.14,16) и Ману-смрити(10.75,81,82). Там же сказано, что любой человек может прожить занимаясь шестью видами деятельность: ритой, амритой, мритой, прамритой, сатьянритой и шва-вриттой.

Рита – это собирание зерна оставшееся на поле или рынке. Амрита – это жизнь на то, что дадут люди сами, когда их об этом никто не просит. Мрита – это просьба продуктов у землевладельцев. Прамрита – это обработка земли. Сатьянрита – торговля. Шва-вритта – служение представителям низшего класса, такую деятельность также называют профессией собак, считается что это позорное и недостойное занятие, которого лучше избегать всеми путями.

Обязанности кшатрия – носить оружие, охранять и управлять обществом, устанавливать законы в обществе и следить за их исполнением, собирать подати, штрафы и пошлины. В экстренных случаях, кшатрию дозволенно заниматься деятельностью занятиями брахмана, кроме обучения, принятия пожертвований и совершения жертвоприношений для других. Также кшатрий может заниматься делами вайшьи, но никогда не должен занимать положение шудры.

Занятия вайшьи – скотоводство, торговля, земледелие и банковское дело или ростовщичество. В Ману-смрити, в восьмой главе, описывается деятельность ростовщика, приводятся допустимые проценты, порядок хранения и передачи залога. В крайних случаях, вайшья может заниматься деятельностью шудры, но должен поступать так только из нужды и, как только нужда закончиться, возвращаться к исполнению своих обязанностей.

К занятиям шудра относится служение другим и тяжелая физическая работа. Наилучшей деятельностью для шудры считается служение брахману, если это невозможно следует служить кшатрию, если же и это невозможно – вайшье. В экстренных случаях или не имея возможности исполнить свою дхарму, шудру следует заниматься ремеслами, для пропитания себя и своей семьи. Положение шудры – это наёмный труд.

Касательно приобретения имущества, существует семь законных способов: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни. Первые три способа законы для представителя любой варны. Завоевания законно только для кшатрия, ростовщичество – для вайшьи, исполнение работы – для шудра, а получение милостыни – для брахмана.

Так шастры описывают деятельность и способ приобретения имущества для представителя каждой варны. В случае, если человек идет чужим путем, он совершает викарму – греховную деятельность, которая противоречит указаниям священных писаний и таким образом нарушает законы кармы. Занимаясь деятельностью низшего порядка, сознание человек деградирует до уровня представителя того сословия, которому это деятельность соответствует. Тот кто совершает деятельность высшего порядка, нежели предписанная, совершает адхарму и побуждает в обществе грех. Например, если шудр начнет заниматься торговлей, он естественным образом будет обманывать, потому что такова его склонность. Занимаясь деятельностью кшатрия шудр будет использовать власть не для исполнения долга, а ради обустройства собственной жизни, занимаясь воровством, жестоко обращаясь с поданными, но вместе с тем, он не способен дать отпор врагам. Когда шудр занимается делом брахмана – дхарма нарушается сильнее всего. При правлении Господа Рамачандры, в его царстве родился мертвый ребенок, что является свидетельством нарушения дхармы. Господь Рамачандра искал источник адхармы и наткнулся на шудру, который совершал брахманические аскезы. Узнав об этом, Господь Раманчандра отрубил ему голову и так дхарма восстановилась. Шудр склонен воровать, точно также как кшатрий склонен к агрессии, но это не значит что все шудры воры, а все кшатрии неконтролируемые тираны. Учитывая природу становится возможно совершать правильную деятельность. Считается что шудр, который занят исполнением своей дхармы и ведет благочестивый образ жизни – заслуживает похвалы.

Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, так как живущий чужой дхармой немедленно становится изгоем

Ману-смрити. 10.97

У женщин есть также своя дхарма, которая заключается в служении мужу. Положение женщины не определяется её происхождением, а её мужем. С кармической точки зрения, женщина становится брахманом, когда выходит замуж за брахмана. Женщина перенимает качества мужа и является зависимой от него.

Каковы качества мужа, с которым жена сочетается, такие качества она и приобретает, как река соединенная с океаном.

Ману-смрити. 9.22

К деятельности женщины относится: рождение и воспитание потомства, а также ведение хозяйства: приготовление пищи, поддержание чистоты, забота о домашней утвари, участие в обрядах и церемониях.

Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, – вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины.

Шримад-Бхагаватам.  7.11.25

Совершенства женщина достигает не путем аскез, получения знания или совершения любой благочестивой деятельности. Как Шримад-Бхагаватам, так и Ману-смрити свидетельствуют о том, что женщина, добродетельно служащая мужу, достигает тех же плодов, которых достиг её муж.

Та, которая, обуздывая мысль и тело, не изменяет мужу, достигает [после смерти], миров мужа и называется добродетельною «садхви».

Ману-смрити. 9.29

Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания, непременно возвратиться домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи.

Шримад-Бхагаватам. 7.11.29

Для женщины самыми порочащими действиями являются: пьянство, общение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, сон в неположенное время, проживание в чужом доме. Дхарма мужа и жены вкратце описывается так:

«Взаимную верность надо сохранять до смерти» – это должно считать вкратце высшей дхармой мужа и жены

Ману-смрити. 9.101

Законы дхармы – как кармические реакции воздействуют на человека

Карма проявляется в виде естественных условий, в которых родился и живет человек. Иногда карма проявляется и в виде определенных событий, которые могут изменить жизнь. Также законы кармы предусматривают перекрытие одних последствий, другими. Например, если человеку суждено умереть от насильственной смерти, но он в одной из прошлых жизней спас кого-то – он будет также спасен. Если человек спас кого-то, накормив, то в момент крайней нужды будет также поддержан. Законы кармы, касательно последствий тех или иных поступков, достаточно просты и не требуют такого же серьезного осмысления, как деятельность, которую необходимо совершать во избежания викармы, греховной деятельности за которую и полагается плохая карма.

Рекомендуем также эту статью:  Майя – материальная иллюзорная энергия

Существует ряд тяжких грехов таких как убийство, кража, ложь, прелюбодеяние и так далее, которые формируют карму, побуждающую живое существо получить тело животного. Например, в Гаруда-пуране описывается, что тот кто потребляет мясо в пищу, в следующей жизни становится хищником. Учитывая ценность человеческой жизни, как единственной формы жизни, в которой доступно самоосознание, очищение и духовная практика, переход из человеческой формы жизни в животную или растительную – крайне негативный исход. В целом, кармические реакции приходят как следствие прошлых поступков, часто как зеркальное отражение. Если человек кого-то обманул в прошлой жизни, он будет обманут в настоящей. Если он кому-то помог, помощь также окажут ему.

Следует понимать, что карма, в обычном порядке, не проявляется сразу. Она проявляется только в следующей жизни. Исключением являются благословения или проклятия, которые активизируют карму или становится проявлением совершенного хорошего или плохого поступка. Мгновенной кармы не существует и это отчасти объясняет почему благочестивый образ жизни не приносит видимых материальных плодов, хотя благочестие описывают именно как причину приобретения материальных ценностей. Те, кто имеют хорошую карму, могут совершать дурные поступки и прокладывать себе путь к страданиям в следующей жизни, а те кто имеет плохую карму, могут очищаться и совершать благородные поступки, готовя почву для будущего счастья. Считается, что запас хорошей кармы у человека ограничен, и когда он заканчивается – заканчивается и наслаждение. Многие великие и могущественные люди лишались жизни крайне рано и при крайне странных обстоятельствах. Например, вождь гуннов Атилла, считающийся предводителем самого могучего войска на тот момент, умер ночью от того, что захлебнулся кровью, так как во сне лопнула артерия в носу. Александр Македонский также умер рано, хотя считается самым выдающимся полководцем. Могущество есть проявление хорошей кармы, когда она заканчивается – часто вместе с ней заканчивается и жизнь. Исход многих великих людей либо смерть, либо забвение.

Считается, что обретение огромного запаса хорошей кармы приводит к положению полубогов. Долгая жизнь полная наслаждений оканчивается тем, что душа попадает обратно на землю вместе с дождем. Капля дождя попадает в траву, которую ест корова. Так вчерашний полубог рождает в чреве животного. Даже совершая отвратительные поступки, имеющий хорошую карму не лишается её, а просто приобретает плохую, которая становится причиной его страданий в будущем. Объяснять частные примеры того или иного проявления кармы слишком объемный труд, но надо понимать, что нет такого значительного действия, которое не привело бы к последствиям. Считается, что соучастники преступления разделяют плохую карму с преступниками становясь членами одной семьи. Иногда рождается больной ребенок, это отражение плохой кармы ребенка, но быть родителем такого ребенка – отражение плохой кармы родителя.

Частные случаи последствий тех или иных поступков описывать нет смысла, так как карма не всегда проявляется очевидно, однозначно и в точное время. Карма может быть растянутой на всю жизнь, проявляться в отдельных периодах или один раз проявиться в событии, а может быть и так, что отражением кармы станет наклонность в характере, которая либо мешает, либо помогает.

Закон кармы кратко следует пояснять так: деятельность, поступки, речи, мысли, образ жизни делиться на греховный и праведный. Описание греховного и праведного содержится в священных текстах. Совершая греховные поступки, человека ожидает плохая карма, а значит и страдания. Праведные поступки совершенные с корыстным мотивом будут вознаграждены соответствующе, но это не гарантирует того, что полученное станет причиной счастья и не станет причиной падения. Праведные поступки совершенные из чувства долга имеют лучшие последствия, так как плоды такого труда даруют не то, чего человек желает, а то чего ему необходимо. Истинное счастье человек способен черпать только из правильной жизни, а не из наслаждений. Следуя путем дхармы, человек утверждается в добродетельной жизни, но если он совершает благочестивые поступки в надежде на вознаграждение, то это временное награждение может легко обернуться страданием и деградацией. Поэтому лучше черпать хорошую карму в исполнении своего долга и отказе от греховной деятельности. Следование дхарме приводит к счастью, пристрастие к адхарме – к страданию.

Карма, викарма и акарма

Карма – это разнообразная деятельность, которая несет плоды: хорошие или плохие. Викарма – это греховная деятельность, которая несет однозначно негативные последствия. Акарма – это деятельность которая не несет никаких плодов.

Акармой является духовная практика, предназначенная не для изменения положения в материальном мире, а в освобождении от материальной обусловленности. Крайне важно в духовной жизни понимать тонкую, едва уловимую грань, которая отделяет благочестивую и духовную деятельность.  Внешне они могут выглядеть одинаково, ведь и благочестивая, и духовная деятельность добродетельны, следуют дхарме и направлены на общее благо. Но благочестивая деятельность в своей основе содержит желание получить выгоду, занять определенное положение и наслаждаться им, тогда как акарма, или духовная жизнь, ставит себе высшие, духовные цели. Достижение этих духовных целей есть причина освобождения из материального рабства. 

Акарма не несет никаких последствий, ни плохих, ни хороших. Но чем акарма отличается от кармы и викармы? Акарма не имеет материальных мотивов. Материальный мотив – это желание достичь цели связанной с материальным миром: процветание, знание, благочестие, даже исполнение долга, так как все это относится к временному. Сегодня человек может быть шудром, а в следующей жизни вайшьей или кшатрием, значит ли это что долг его не изменился? Долг меняется в зависимости от того, какое тело получает человека, а потому исполнение долга не может быть высшей целью. Высшей целью жизни может быть только то, что направленно на нашу вечную духовную природу. Наша вечная духовная природа – это не то, что мы приобретаем, достигаем, поддерживаем и теряем, а то чем мы являемся на самом деле, вне зависимости от обстоятельств, формы жизни, времени, кармы и прочих факторов имеющих большее или меньшее значение.

Акарма – это духовная деятельность, деятельность мотив которой находится на духовной платформе. Духовный уровень связан с объектами духовного мира, и первым объектом, которые познается на духовном уровне является душа – наша истинная природа. Избавляясь от обусловленности посредством духовной практики, человек способен обрести понимание своей изначальной сущности, и тогда он способен увидеть вечную дхарму, санатана-дхарму. Душа является мамаивамшо – вечной отделенной частицей Верховного Господа, предназначение которой – служение. В материальном мире, который регулируется законами кармы, живое существо служит своему телу, чувствам, уму, разуму и ложному эго. Обусловленность заключается в том, что мы принимаем все это за свое истинное «Я», тогда как оно таковым не является. В действительности, живое существо – изначальная слуга Верховного Господа Нараяны. Упав в материальный мир, живое существо стало покрыто иллюзией, авидьей, изначальным невежеством, из которого и возникает стремление наслаждаться. Законы кармы нужны лишь для того, чтобы знать каким образом наслаждаться можно, а каким нельзя, но для того, кто искренне стремится к счастью и истине, представления о наслаждения и личной выгоде чужды, так как разум такого человека находится во власти Высшей Абсолютной Истины. Эта истина заключается в осознании своего положение слуги Всевышнего: дживера сварупа хой – нитья кришна дас. Утвердившись в этом положении живое существо обретает вечное счастье, так как находит прибежище не в материальном мире, а в своей истинной природе. Подобно тому, как рыба не может быть счастливой будучи изъятой из воды, так и живое существо не способно обрести полного удовлетворения, стараясь удовлетворить свои чувства. Стремление удовлетворять свои чувства следствие невежества, а невежество противоположно истинному знанию.

Акарма означает, что человек совершает такие поступки, которые не только не несут последствий предыдущих поступков, но и избавляют от них, желая как можно скорее занять свое истинное положение. Великие мудрецы признавали этот способ единственно действующим способом освобождения из-под власти материального невежества. Невозможно осушить тело с помощью воды, невозможно материальными методами достичь освобождения. Духовная деятельность заключается в поклонении и служении Всевышнему. Та деятельность, которая совершается с мыслью о Боге и не противоречивая Ведам, считается деятельностью духовной. Посвящая плоды своих дел, мысли, речь, веру, жизнь Бхагавану, Всевышнему, человек достигает Высшей цели. Удовлетворив Бога – человек удовлетворяет всех живых существ, как влага достигшая корня питает все дерево, а не только корень. Исполнив свой вечный долг, живое существо уже освобождается от необходимости совершать все остальные виды долга, так как высший долг души исполнен.

Однако следует понимать, что в материальном мире живое существо обладает некоторой свободой, но акарма означает служение. Выбрав путь достижения высшей цели, человеку не полагается быть господином, а лишь смиренно исполнять долг. В этом смысле независимости человека приходит конец, но сама идея независимости безумна. Человек не по своей воле рождается, не по своей умирает. Ребенком человека слаб и зависим, стариком он слаб и зависим. В детстве человек зависим от родителей, в зрелость от других людей, а в старость от детей. С ним происходит то, чего он не хочет, и не происходит того, чего он желает. Желание возникает само по себе, исполненное оно не приносит полного удовлетворения, а неисполненное мучает рассудок. В материальном мире нет независимости, но в духовной жизни её нет совершенно иначе. Духовная жизнь, акарма, означает что мы занимаем зависимую позицию, зависимую от милости Верховного Господа, которому служим с любовью и верой. В этом заключается зависимости – с той же силой стремления, с которым мы вчера стремились удовлетворять свои чувства, нам следует сегодня стремиться удовлетворить чувства Говидны. Само стремление служить Господу естественное и приносит полное удовлетворение, счастье и блаженство, вместе с тем являясь высшей деятельностью, самой суть Вед. Домогаясь до материальных наслаждений живое существо обретает лишь постоянный круговорот рождений и смертей, но служа Гопале душа достигает высших духовных миров, где нет ни страданий, ни невежества. Чистое духовное бытие, вечное и полное блаженства. Именно то к чему человек стремится в материальном мире, однако стремится неправильно, ища нектар бессмертия в грязной луже.

Законы кармы – дхарма и карма

В основе законов кармы – соблюдение дхармы. Исполняя дхарму живое существо обретает наслаждение и достигает высших райских планет материального мира. Там живое существо предается всяческим наслаждениям, не подвластное страданиям, болезням и старости. Исполняя адхарму, живое существо невольно падает в миры Ямараджи, где его ждут долгие годы изощренных страданий, которые ему уготованы за совершенные грехи. Следуя духовному пути преданного служения, живое существо достигает высшей цели, прекращая круговорот рождения и смертей, утверждаясь в вечной жизни, в своей изначальной природе.

Но деяние, предписываемое Ведой, двойственно, ведущее к мирскому счастью и ведущее к вечному блаженству, к продолжению мирского существования и прекращению его.

Ману-смрити. 12.88

Свобода воли человека заключается в возможности выбирать между этими двумя путями. Забывая о своей духовной природе и предаваясь наслаждениям – человек выбирает путь кармический. Наслаждаясь в согласии с наставлениями и исполняя дхарму обретает хорошую карму, наслаждаясь нарушая предписания и исполняя адхарму – плохую. Исполнение чужой дхармы или не исполнение своей – есть адхарма. Высшая дхарма, санатана дхарма – исполнение долга перед Всевышним, служение Ему. Полностью поглощенный служением, преданный Богу, человек все время сознает Кришну и таким образом достигает состояние не-обусловленности. Всегда помня о Господе, покидая тело человек размышляет о Кришне и таким образом достигает духовного мира, возвращаясь домой к Богу.

Человек считается полностью свободным от грубого и тонкого материального тела, когда вся деятельность его жизненной силы, чувств, ума и разума совершается без материального желания. Такой человек, хотя и находится в теле, ничем не обусловлен.

Шримад-Бхагаватам.11.11.14

Если человек досконально изучил ведические писания, однако не пытается сосредоточить свой на Верховной Личности Бога, его труды, несомненно, сродни трудам того, кто в поте лица своего ухаживает за коровой, не дающей молока. Иными словами, плодами его напряженного изучения Вед будут только сами затраченные усилия. Никакого другого ощутимого результата человек не получит.

Шримад-Бхагаватам. 11.11.18

Мои преданные могут знать или не знать в точности, кто Я такой и как Я существую, но, если они поклоняются Мне с беспримесной любовью, Я считаю их лучшими из преданных.

Шримад-Бхагаватам. 11.11.33

Таковы вкратце законы кармы и дхармы изложенные в Ведах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.