Ведические благословения и проклятия

В ведических историях и легендах благословения и проклятия часто фигурируют, становясь формальной причиной множества событий. И хотя истинный смысл того или иного события скрыт от глаз, следует разобраться как работают благословения и проклятия, в каком случае и кто может их налагать, а также как избежать проклятий и получить благословения?

Что такое благословения и проклятия?

Благословения и проклятия основываются на сочетании двух механизмов: правдивости и кармы. Правдивость требуется от благословляющего или проклинающего, а карма – от благословляемого или проклинаемого. Само благословение является крайне интенсивным отражением хорошей кармы, проклятие – плохой. То есть у человека может быть много положительной кармы, и она распределена на разные жизни, например, на благоприятное рождение, спасение от бед и несчастий или как способность приобретать знание. Когда человек просит благословение, он будто просит большой объем кармы, распределенный на множество жизней сразу. Это как забрать из банка вклад, который постепенно выплачивается. И хотя живое существо получает наслаждение от благословений, все же лишается его в будущем. Иногда это бывает уместно, иногда нет, но от того, переживет ли человек все счастье сразу или будет переживать постепенно – ничего, по сути, не изменится.

Проклятия работают так же: плохая карма является условием проклятия. По сути, тот, кого проклинают, имеет шанс крайне быстро искупить прошлые грехи тем, что испытает концентрированное страдание. Но, разумеется, проклятие становится причиной страданий, особенно для неразумных людей. В таком случае живое существо будто сидит на бочке пороха собственных прошлых поступков, которые в любую секунду могут взорваться по причине проклятия, сглаза, приворота, наговора и прочих ритуальных неблагоприятных обрядов. С другой стороны, тот, у кого нет плохой кармы в достаточном объеме, лишен возможности быть проклятым, в таком виде он становится защищен от всего неблагоприятного. Редко встречается такое живое существо, но можно предположить, что есть человек, обладающий небольшим запасом хорошей кармы и небольшим запасом плохой. В таком случае как благословения, так и проклятия не будут работать на него значительно, так как фундаментальный принцип – это отражение кармы в интенсивном виде.

Второй принцип касается того, кто накладывает благословение или проклятие. От такого человека требуется правдивость. Правдивый всегда говорит истину, и это становится принципом – что бы ни сказал такой человек, все будет истиной. Правда сращивается со словами, и в таком случае благословения и проклятия будут работать как способность активировать карму. Также полным правом благословлять обладают родители. Учителя могут и проклинать, и благословлять. Но в большинстве такие вещи доступны брахманам, святым или различным могущественным личностям вроде полубогов, гандхарвов, риши, муни и так далее.

Принцип кармы может быть выражен и в принципе поступка. Если человек поступает правильно, он может быть благословлен, если совершает проступок – проклят.

Проклятия не отменяют благословений, а благословения – проклятий. Они существуют параллельно, и если один родитель благословлен иметь могущественного сына, а второй родитель порочного ребенка – то родится могущественный, но порочный мужчина. Хотя считается, что если благословение и проклятие противоречат друг другу, то действие будет иметь сильнейшее.

Материальные и духовные благословения

Следует четко разделять благословения на материальные и духовные. Благословения материальные ведут лишь к наслаждениям и материальному счастью, например, богатству, удачному браку, здоровью, долгой жизни. Такие благословения – лишь отражение кармы и, по сути, лишают множества возможностей в будущем. Обычно благочестивые люди, то есть люди, которые добиваются наслаждений благоприятным путем, ищут благословений у саддху, святых, не понимая истинного смысла. Материальные благословения бессмысленны, так как даже наслаждение не способно избавить от страданий, а часто является прямой причиной его возникновения.

С другой стороны, духовное благословение имеет куда больший смысл, так как дарует возможность продвигаться по духовному пути. Но оно не имеет ничего общего с кармой и материальным миром. Основа духовного благословения – милость. Обладающий духовным знанием милостив и сострадателен, а потому склонен благословлять людей на духовный путь. Духовное благословение будет выражаться в естественной способности постигать истинный смысл духовных знаний, очищении сознания и возможности продвигаться по пути самоосознания. Приводится пример Нарады Муни, который стал великим преданным, потому что получил милость великих мудрецов в одной из прошлых жизней. Будучи маленьким мальчиком, он прислуживал им и тем самым заслужил благословение, став преданным Господа. Но как маленький мальчик мог заслужить такое великое благословение? По сути, для него это было невозможно, но причиной милости к мальчику является не его прислуживание, а сама милость святых, которые склонны благословлять по собственному милосердию.

Материальные благословения лишь изменяют форму наслаждений, а потому бессмысленны, духовные же дают возможность достичь высшей цели и потому обладают превосходящей ценностью.

Избавление от проклятий

Ведические тексты описывают, что очиститься от проклятий полностью практически невозможно, но возможно смягчить их различными формами покаяния: очистительными обрядами, аскезами, медитацией. Лучшим способом очиститься как от проклятий, так и от проявлений плохой кармы, является поклонение Верховному Господу. Если проклятие привело к необходимости поклоняться Верховному Господу и воспевать Его святые имена – оно является высшим благословением, так как становится началом духовного пути. В Бхагавад-Гите Кришна описывает, что один из четырех видов праведников, которые приходят к Нему – страждущие и ищущие избавления от своих страданий. Поклонение Верховному Господу — лучший способ избавиться от проклятия, но если это невозможно, тогда следует предаваться суровым аскезам. Одна из таких аскез: в самый сезон разжечь четыре костра и сидеть между ними и Солнцем днями напролет. В жаркие сезоны людям тяжело сохранять сознание даже имея средство защиты от солнечного света, в этой же аскезе нужно встречать жар прямо. При этом степень очищения зависит от количества страданий, которое было перенесено, а потому формальное очищение работает только в исключительных случаях.

Стоит ли благословлять или проклинать?

Следует понимать, что тот, кто проклинает, не имея определенных полномочий, отправляется в ад. Соответствующие полномочия имеют брахманы, но они обычно не склонны проклинать. Достаточно вспомнить историю с Парикшитом Махараджей, который, хоть и нанес большое оскорбление брахману, все равно не был им проклят. Единственным живым существом, которые получает заслуги за проклятия, является Дурваса Муни – мудрец, который следит за соблюдением правил этикета. Он занимается этим профессионально, но даже он один раз ошибся и проклял Амбариши Махараджу и чуть не поплатился за это жизнью. Амбариши Махарадж был преданным Кришны и праведным царем. В момент прихода Дурвасы Муни царь держал пост и был вынужден его прервать, чем нарушил формальный порядок приема гостей. Тогда Дурваса Муни проклял его, призвав могущественного демона, которому приказал убить царя. Дурваса Муни – великий и могущественный риши, которого все почитают.

Прокляв Амбариши Махараджу Дурваса на собственном опыте понял каким образом Кришна защищает своих преданных – он увидел что в него летит Сударшана-чакра. Разрубив демона, Сударшана-чакра устремилась за ним, тогда он начал искать прибежища на райских планетах – у Индры, Брахмы, Шивы и даже Вишну, но никто его не смог спасти от жгущей Сударшана-чакры. Тогда он был вынужден вернуться к Амбариши Махараджу и просить прощения, в тот же момент исчезла и Сударшана-чакра.

Касательно проклятий: смысл заключается в том, что нам не следует давать их из ложной гордости, считая себя наделенным каким-либо могуществом. Иначе рано или поздно проклятие может быть наложено на личность, которая не заслуживает его, и проклинающему за это придется очень серьезно расплатиться. Даже знатоки кармы и ведической философии часто путаются в том, что есть правильно, а что — неправильно. Великий Бхишма пришел в смятение, когда Паднавы проиграли в кости:

Пути закона извилисты, – говорил он. – Я не в силах решить, что законно, а что незаконно в этом деле.

Бхишма великий знаток вед, Махаджана, если он не всегда способен разобраться в ведических законах, то нам и подавно не следует брать на себя роль судьи и обрекать кого-либо на страдания.

С другой стороны, следует ли благословлять? Материальные благословения бессмысленны и не заслуживают внимания разумного человека. Поэтому если благословлять, то благословлять только духовно: на способность встать и идти по духовному пути. Но духовно благословлять может только тот, кто сам значительно продвинулся и осознал себя как душу. Много ли таких людей на самом деле? Любой считающий себя в полном праве давать духовные благословения из-за своих заслуг является невеждой, так как считать себя источником своего успеха на духовном пути означает игнорировать факт милости старших и Кришны, по милости которых каждый и продвигается на духовном пути. Поэтому и духовных благословений давать не стоит без необходимости.