Полубоги, дэвы: великие души или могущественные материалисты?
Кто такие полубоги или дэвы?
Полубоги или дэвы – это могущественные живые существа, которые контролируют и отвечают за определенные явления, процессы и порядки в мире. Дэвы уполномочены контролировать соблюдение порядков, получая за эту непростую работу огромное могущество и возможность наслаждаться жизнью на райских планетах. В ведической культуре полубоги почитаются за царей, хранителей, учителей и жрецов высшего порядка, а потому отношение к ним было соответствующее. Ману-смрити(12.49) причисляет полубогов к существам, находящимся в гуне благости.
Полубоги – это личности, которые отвечают за свои области. Например, Брихаспати – наставник полубогов, отвечает за речь, Индра, царь полубогов – за чувства, Сарасвати – за поэзию, красноречие и науку. Тримурти высших полубогов Брахма, Вишну и Шива отвечают за созидание, поддержание и разрушение мира соответственно. Камадев отвечает за половое желание, Ганеша – за процветание, а Праджапати – за потомство и деторождение. Варуна полубог вод и справедливости, а Ваю – воздуха и праны. Чандра и Сурья – Луна и Солнце. Существует множество других полубогов, каждый отвечает за что-то определенное. В общей сложности их около 33 миллионов, и они отвечают за каждое действие, область жизни, цель и состояние человека.
Отношение к полубогам
Существует два принципиально различных отношения к полубогам. Они оба считаются правильными, но предназначены для разных людей. Следует понимать, что полубоги – это возвышенные и могущественные существа, качества которых почитаются, а о их деяниях слагают легенды, поэтому не стоит проявлять какую-либо форму неуважения или пренебрежения к полубогам в любом случае.
Итак, две различные формы отношения к полубогам заключаются в том, видим ли мы их источником своего счастья или страдания, или же мы видим их как неотделимые от Верховного Господа частицы, которые исполняют свои административные функции для поддержания установленного порядка.
Карма-канда предписывает поклоняться полубогам, совершая различную форму благочестивой деятельности. Таким образом человек может достигнуть хорошей кармы или даже райских планет, где он родится среди полубогов и будет обладать схожим могуществом. Это даст невероятные возможности для наслаждения: долгую жизнь, могущество, идеальные условия существования, отсутствие болезней и так далее. Такое отношение, цели и мотивы побуждают поклоняться полубогам, совершая жертвоприношения и аскезы.
Второе отношение заключается в том, чтобы видеть полубогов духовными частицами, душами, которые, хотя и обладают более высоким и значимым материальным положением, являются теми же душами, что и каждое живое существо. Полубоги являются преданными Кришны и служат Ему, выполняя предписанные обязанности. Многие из полубогов являются очень возвышенными преданными, а некоторые, такие как Шива, Брахма и Ямараджа считаются Махаджанами – великими преданными, знатоками бхакти и дхармы. В таком случае, полубоги всегда будут достойны того, чтобы каждый выражал им формальное почтение. Но если человек сведущ в духовной науке и знает истинное предназначение Вед – поклоняться полубогам запрещено. Это не значит, что следует относиться к полубогам пренебрежительно, это лишь означает сознательный отказ от такой формы отношения с ними, которое подразумевает приложение усилий ради получения материальных благ и наслаждений.
Недалекие люди поклоняются полубогам, однако обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты полубогов, но те, кто предан Мне, достигают Моей высшей обители.
Бхагавад-Гита. 7.23
Поклонение полубогам для разумных людей возможно лишь как поклонение великим преданным, которые могут помочь на пути преданного служения Кришне. Это духовная цель и поклонение таким полубогам, которые известны как преданные, например Ганеше, может быть благоприятно для бхакти, но не должно затмевать поклонения Кришне или причинять ему ущерб. Однако, в таком случае, следует в полубогах видеть сначала преданных, а затем полубогов, и при этом необходимо понимать, что корыстные материальные мотивы совершенно неуместны при такой форме поклонения.
Полубоги считаются преданными и Кришна говорит, что Он из века в век спускается в различных формах, для того, чтобы победить врагов Индры. Кришна являлся в этот мир, побеждая Хираньякшу как Варахадев, Хираньякашипу как Нарасимха, Бали Махараджа как Вамана, Равану как Рама. Все эти демоны одолевали Индру и лишали его царского престола, но Кришна защищал своего преданного и возвращал ему все раз за разом.
Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть.
Бхагавад-Гита. 9.22
Во время пахтанья Молочного Океана Кришна явился как Курмадева и поддерживал Меру, которой пахтали Океан, тем самым позволив Индре и другим полубогам добыть амриту. Сам же Индра произносит во время битвы с Вритрасурой следующие слова:
Тот, кто неотступно служит всеблагому Господу Хари, плавает в океане нектара. Зачем ему водица из канавы?
Шримад-Бхагаватам. 6.12.22
Таким образом полубоги – это преданные Господа Кришны. И потому не стоит относиться к ним с пренебрежением или принижать их положение. В любом случае, они для нас старшие, как цари, учителя и те, кто поддерживает принципы дхармы, служа Кришне, а потому заслуживают почтения.
Полубоги и Верховный Господь
Те, кто с верой поклоняется другим богам, в действительности поклоняются Мне одному, о сын Кунти, но делают это неправильно.
Бхагавад-Гита. 9.23
Полубоги наделены властными полномочиями, за которыми следует как могущество, так и наслаждение. Также полубоги являются проявлением Господа в материальном мире. Удовлетворить всех полубогов невозможно, так как их существует невероятное множество, и поклонение им строго регламентируется, нося для некоторых крайне суровый характер. Однако источником всех полубогов является Кришна, точно также как для дерева источником жизни является корень. Поклонение подобно удобрению и поливу дерева. Нам не стоит пытаться поливать плоды, листья или ствол. До тех пор, пока корень дерева не удобрен – все дерево будет испытывать недостаток питательных сил. Достаточно полить корень, и все дерево насытится. Точно так же, поклоняясь Кришне, мы удовлетворяем всех полубогов сразу.
Дэвы являются отдельными проявлениями Господа, составляющие Вират-рупу, Вселенскую форму Господа. Вират-рупа описывается в 6 главе 3 песни и 2 главе 1 песни Шримад-Бхагаватам. Например, Индра – это руки, Брихаспати – уста, Сурья – глаза. Поклонение полубогам для человека, который обладает знаниями – неразумно. Это то же самое, что налаживать отношения с руками человека, или его глазами, вместо того, чтобы общаться с самим человеком.
Но если кто-то желает материальных наслаждений, то Кришна этому не препятствует, уважая право на свободу выбора. Такому человеку Кришна дарует веру в полубога, укрепляя его поклонение и тем самым дарует возможность достигнуть успеха на этом пути.
Но стоит понимать и то, что достижение райских планет с духовной точки зрения неблагоприятно. Полубоги обладают такими условиями жизни, которые не позволяют иметь сосредоточенный на Верховном Господе ум, что лишает возможности заниматься преданным служением на таком уровне, который бы позволил достичь духовного мире. То есть, получив тело полубога, живое существо фиксирует себя в материальном существовании, ограничивая свою возможность достижения обители Бога. Брахма – один из верховных полубогов, однажды сказал, что, заняв такое могущественное положение, он чувствует себя обманутым, так как материальные наслаждения имеют конец и они быстро приедаются, тогда как духовное блаженство вечно. Брахма является автором Брахма-самхиты – молитвы Брахмы Господу Кришне:
Кришна, известный как Говинда — Всевышний Господь, Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам— начало всего сущего и причина всех причин.
Брахма-Самхита. 5.1
Полубоги: Великие души или могущественные материалисты?
Для человека, обладающего корыстными побуждениями, полубоги воплощаются в форме повелителей материальной природы. Дэвы могут наказать, а могут одарить, поэтому поклонение им выгодно. Человек гордый, завистливый или непочтительный может принимать дэвов за обычных материалистов, которые так или иначе достигли высокого положения. Оказывая пренебрежение полубогам, такой человек падает, нарушая законы дхармы и просто превознося себя выше уполномоченных представителей Господа.
Тот же, кто осознает свою духовную природу и занят преданным служением Кришне, видит полубогов как преданных, которые являются ему благожелателями и слугами самого Господа. А потому никаких причин ни для пренебрежения, ни для корыстных побуждений у такого разумного человек нет. Он относится к ним как к великим душам, стараясь возносить их. Правда заключается в том, что такой человек относится так не только к полубогам, но и к мудрецам, учителям, наставникам, слугам Кришны, а на самой высокой ступени, уттама-адхикари, преданный видит всех как великих душ, а самого себя считает падшим. В этом и заключается совершенство – видеть не материальную оболочку, а душу. В таком видении вопрос отношения к полубогам отпадает сам собой, ведь они тоже души, хотя и занимающие особое положение.