Варна-санкара – смешанные варны или нежелательное потомство?

Варна-санкара – смешанные варны или нежелательное потомство?

Варна-санкара – смешанные варны

Варна-санкара – такой термин употребляется относительно людей, чья природа включается в себя несколько варн. Санкара переводится как «смешанный», а варна – «качество». Варна-санкара – смешанные качества нескольких различных варн, чаще двух. В особо неблагоприятных случаях проявляются качества практически всех варн, что в принципе не даёт человеку реализовать себя на каком-либо поприще. Проявление нескольких варн считается неблагоприятным и термин варна-санкара применяется к нежелательному потомству, то есть таким людям, которые были зачаты в неблагоприятных, с ведической точки зрения, условиях.

На первый взгляд может показаться, что проблем со смешанной варной нет, даже есть преимущества – человек становится более универсальным, разноплановым и многогранным. Но вместе с этим приходит снижение проявляемых талантов и стремлений, их распыление. Чистый кшатрий неспособен удержаться от своей природы, которая заключается в сражении. Но если прибавить туда любую другую варну – в нём проявятся сомнения и он, под разными предлогами, может отказаться от сражения или исполнения долга. Такие сомнения не дают человеку полноценно исполнить свою дхарму, а своими сомнениями он также подает другим негативный пример.

Например, брахман, который имеет примесь, естественным образом будет привлекаться деятельностью дополнительной варны. Если брахман имеет примесь вайшьи – он будет целеустремленно зарабатывать на обучении других. С ведической точки зрения брать фиксированную плату за обучение – это нарушение принципа образования, но такой брахман на это не посмотрит и придумает какое-либо оправдание для этого. Брахманы бывают очень изворотливы в софистике.

Проблема смешанных варн заключается в том, что врожденные качества двух варн направляют человека в противоположные стороны. Качества одной варны, предписывающие человеку определенную деятельность, прекрасно сочетаются и дают возможность комплексно сочетать разные проявления характера в правильном русле деятельности. Качества каждой варны описаны в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-Гита. 18.41-44.

Умиротворенность или сострадание трудно сочетается с героизмом, потому что в основе героизма лежат гордость, гнев, решимость, неудовлетворенность, но умиротворение или сострадание по сути всё это подавляет. Брахману невозможно искренне разгневаться в бою, а кшатрию трудно быть смиренным и беспристрастным на пути брахмана. Знаменитая попытка изменить своё положение принадлежит Вишвамитре Муни, который попытался стать брахманом, будучи кшатрием. Но трансформация произошла только внешне, по сути он и остался кшатрием.

Честность и торговля, амбициозность и удовлетворенность, терпение и героизм – эти и многие другие качества противоречивы по своей сути, когда проявляются в деятельности. Конечно, можно вообразить как они сочетаются, но в моменты реальной деятельности, которая предписана представителям этих варн – эти качества друг-другу полностью противоречат.

Как проявляется недостаток варна-санкара или смешанных варн? Например, в одном человеке проявляется качество вайшьи и шудра – он, в силу жадности присущей шудру, будет более склонен к ручному труду или ведению бизнесу лично, вместо того, чтобы взять на работу наёмных рабочих. Жадность шудра заключается в постоянном стремлении экономить, а жадность вайшьи – в необъяснимом стремлении заработать как можно больше денег. Это по сути два разных вида жадности, но они противоречат друг-другу, так как не дают делегировать полномочия другим и зарабатывать больше денег. Вайшья нанимает шудров – это обычная экономическая практика, которая существовала во все времена. Когда вайшья возлагает весь труд на себя – он лишает себя возможности наращивать капитал или заниматься иными делами. Конечно, если мы говорим о совсем малом объеме работы или о работе, которая не подразумевает возможность допуска посторонних к делам – это имеет смысл, но бизнес строиться на делегировании полномочий другим. Крупный торговец отличается от малого тем, что крупному не обязательно ездить за товаром самостоятельно – у него есть для этого свои люди. На рынок мы ходим за продуктами, но эти же продукты к нам привозят на кораблях и грузовиках, трудно представить как директор транспортной компании лично водит один из грузовиков.

Или другой пример – брахман смешанный с кшатрием будет одновременно пытаться быть смиренным и терпеливым, а с другой стороны в нём будет ярко выраженная агрессивность и гордость присущая кшатриям. То есть такой человек в повседневной жизни будет следовать брахманическим принципам, но самообладание в случае конфликтов для него вряд ли доступно в полной мере, так как природа кшатрия не позволит ему сдерживать свои оскорбленные чувства. Таким образом, миролюбие брахмана смешивается с воинственностью кшатрия – появляется нестабильность, а из него беспокойства и пустая растрата энергии, которая могла бы быть пущена на исполнение долга, совершенствование или деятельность сообразную природе.

Кшатрий амбициозен и направлен на самостоятельное достижение целей, полагаясь на свои силы. Брахман умиротворен и не стремится к большим достижением, вместе с тем, полагаясь на течение судьбы и волю Бога в определении необходимости совершения тех или иных дел. Активность и пассивность, амбициозность и умиротворение, собственные планы и покорность судьбе – всё это противоречащие категории.

Итак, проблема смешанных варн заключаются в том, что их качества противоречат друг другу. Даже человеку, который находится в гармонии со своим умом, разумом и качествами не легко добиться успеха, сохраняя добродетель, что уж говорить о представителях смешанных варн? Это не означает, что наличие смешанной варны является оправданием для совершения проступков, просто они становятся практически неизбежны. Например, есть предание о знаменитом Александре Пересвете – бывшем дружинника и монахе, который сражался в Куликовом поле с Челубеем. С точки зрения истории, он совершил подвиг – убил врага. История здесь представляет кшатрийское настроение – подвиг. Но на тот момент он был монахом, который дал определенные обеты, не подразумевавшие сражение. Он оставил эти обеты и вступил в сражение, что с брахманической точки зрения является серьезным грехом.

Это не пример смешанной варны, судя по тому, что его описывают как опытного воина, который выжил во многих сражения – он был представителем воинского сословия. Он стяжал себе практически вечную славу в нашей истории, но при этом нарушил монашеские обеты. И уже сложно сказать как его следует судить: как брахмана, который нарушил своё подвижничество или как воина, который погиб как воин, тем самым исполнив свой долг. Но суть истории в том, что попытка смешать два разных направления жизни приводит к нарушению принципов одного из них. Кшатрий парадоксально честен, но в торговле принято использовать хитрости. Брахман не пригоден к физическому труду, будет ли от него польза на пашне? Это то же самое, что колоть орехи крайне дорогим микроскопом.

Рекомендуем также эту статью:  Авидья – изначальное невежество живого существа

Варна-санкара – нежелательное потомство

С ведической точки зрения, сам факт смешанных варн указывает на нарушения в порядке зачатия ребенка, в результате которого он получил смешанную природу. Перед зачатием ребенка принято было совершать очистительные обряды и этот обряд, гарбхадхана-самскара, считается первым обрядом в жизни человека. Гарбхадхана-самскара – это определенная духовная практика проводимая родителями для того, чтобы зачатие ребенка происходило в чистом сознании, без примесей похоти или вожделения. Целью такого зачатия становится не ублажение чувств, а появление на свет добродетельного и достойного человека.

Веды не ограничивают предписания относительно зачатия ребенка только очистительным обрядом. Помимо очистительного обряда, существует ещё два условия возникновения на свет человека, обладающего чистой варной – правильный брак и  целомудрие женщины. Если с целомудрием женщины все кажется понятно, учитывая общее понимание ведической культуры, то правильный брак вызывает вопросы.

Правильным браком считается брак между представителями одной и той же варны. Браки между представителями разных варн называются анулома и пратилома. 

Анулома – это брак, в котором варна мужа выше, чем варна жены.

Это благоприятный брак, хотя брак между представителями одного сословия предпочтительнее. Лома, в общем, переводится как «дурное качество» или нечто дурное. Ану означает «немного», «мало». Таким образом, брак анулома можно перевести как «допустимый брак».

Пратилома – это брак, в котором варны жены выше, чем варна мужа.

Такой брак считался нечистым и порочным, так как именно мужчине было отведена роль наставника семьи и того, кто определяет что хорошо, а что плохо, получив это знание от учителей. Прати означает принятие, согласие. Лома все также означает нечто дурное. Пратилома – «согласие на порок». Из такого брака возникает варна-санкара.

Если мужчина был менее разумным чем женщина – это приводило к раздору в семье, отсутствия уважения к отцу, а соответственно и к неуважению других мужских авторитетов, таких как царь и духовный учитель. В нашей стране это особенно ярко выражено и есть даже анекдот на эту тему:

Француженка ходит на тонких и высоких каблуках, потому что её с одной стороны держит муж, а с другой любовник. А русская женщина ходит на низких и толстых, потому что в одной руке у неё сумки, в другой дети, а на шеи – муж.

При таком раскладе воспитать достойных членов общества невозможно.

Итак, очистительный обряд духовной практики, целомудрие женщины и правильный брак являются теми условиями, при которых рождается человек с чистой варной. В таком случае, варна-санкара крайне маловероятно, практически невозможна. В наше время очень редко рождаются такие люди и без соблюдения этих условий, но это встречается настолько редко, что это скорее подтверждение принципа о том, что из неблагоприятного зачатия возникает неблагоприятные условия для жизни.

Влияние нежелательного потомства на общество

Варна-санкара означает нежелательное потомства, потомство, которое не следует правилам и предписаниям, тем самым увеличивая беспокойство в обществе.

Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нем развращаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появлению на свет нежеланного потомства.

Рост числа нежеланных детей неизбежно приводит к тому, что члены семьи и люди, разрушающие семейные традиции, попадают в ад. С вырождением рода, праотцов ждет падение, ибо потомки перестают подносить им пищу и воду.

Прегрешения тех, кто разрушает семейные традиции и способствует появлению нежеланных детей, останавливают деятельность на благо семьи и общества в целом.

О Кришна, хранитель рода человеческого, от наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей, я слышал, что те, чьи семейные традиции разрушены, навеки поселяются в аду.

Бхагавад-Гита. 40-43

Нежелательное потомства является фактором приостановления благоприятной деятельности и исполнения долга на благо общества. Когда каждый член общества исполняет свои обязанности в соответствии с нормами предписаний – такая деятельность считается чистой и идет на благо не только этому человеку, но и всему обществу в целом. Нежелательное потомство отказывается от исполнения такой деятельности. Таким образом, рост числа нежелательного потомства приводит к деградации общества, которое начинается с искоренением религии и развращением женщин. Влияние представителей смешанных варн заключается в том, что они подают негативный пример и их неуклонно становится больше и больше. В один момент, их становится настолько много, что норма теперь определяется не законом и правилами, а тем, как поступают все. Так общество деградирует окончательно как в общем, так и в лице каждого отдельного человека, который потакает своим чувствам, вместо исполнения долга.

Что делать представителям смешанных варн?

Представителем смешанных варн является практически каждый человек в наше время. Веды предписывают исполнение обязанностей в согласии с природой. Такая деятельность приносит благо человеку не только в этой жизни, но и в жизни следующей(Шримад-Бхагаватам. 7.11.31). Следует определить доминирующую варну и стремиться исполнять свои обязанности в сообразии с ней. Однако, следует приложить усилия и к тому, чтобы стремиться исполнять деятельность, к которой принадлежит наивысшая варна, только так эволюционирует сознание. Высшей варной признается варна брахманов, за ней идут кшатрии, а за ними вайшьи. Шудры – представители низшего сословия.

Но важно понимать, что шудру-брахману будет практически невозможно следовать пути брахмана, так как брахманические качества и качества шудра – это одни из самых несочетаемых качеств. Варна-санкара разделяет природу человека на высшую и низшую. Следует стремиться по возможности культивировать и активизировать высшую природу, но если этого не получается, следует исполнять обязанности в соответствии с доминирующей варной. Так как варны базируются на сочетании трех гун материальной природы, то подъем до уровня саттвы обеспечит возможность исполнять долг брахмана, тому у которого есть такая примесь. Поднять до уровня саттвы – это вопрос не изменения фундаментального характера, а вопрос изменения положения сознания, что доступно практически каждому человеку, который готов к серьезной дисциплине.

Варна-санкара – что следует делать представителям смешанных варн:

  • определить какие варны присутствуют
  • определить доминирующую и дополнительную варну или варны
  • стремиться исполнять обязанности именно высшей варны
    • если этого не выходит – стремиться исполнять обязанности доминирующей
  • очищать сознание, поднимая его до уровня саттвы, так как на уровне саттвы возможно исполнять обязанности всех варн

Очищение сознания, то есть достижения уровня саттвы, это вопрос практики, лучшей из которых является духовная практика бхакти-йоги, в ходе которой сознание живого существа естественным образом очищается от анартх – нежелательных качеств. Таким путем возможно без труда добиться избавления от проявления низшей природы и добиться лучшего положения. Конечно, это не должно становится главной целью столь возвышенной практики. Но тем, кто будет идти этим путем, следует быть уверенным в том, что любые материальные проблемы перестанут приносить беспокойства и страдания, тому, кто верно идёт высшим путем. Правильная практика преданного служения избавляет от страданий и даёт возможность достичь человеку высшей цели, на пути к которой варна-санкара совершенно неважна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.