Самобытность – внутренняя независимость от внешних обстоятельств
В нашем мире мы можем часто видеть ситуации, когда поглощенный ситуацией человек теряет рассудок от чрезмерного проявления эмоций. Такие же ситуации мы можем заметить и за собой. Если мы внимательно проанализируем эти ситуации – их причины и следствия, то можем понять что причиной такой потери самообладания является внутренняя эмоциональная незрелость, проявляющаяся в зависимости от исхода дел. Следствием привычки терять контроль над собой является как сильное ухудшение эмоционального состояния, а за ним и здоровья, так и ухудшение положение дел. Ведь не находясь в здравом уме, многие люди, встретив череду преград, вместо того, чтобы рассудительно попытаться их решить, разрушают оставшееся или просто бросают всё, поддавшись мимолетным эмоциям. Самобытность является тем качеством, котором позволит избавиться от зависимости приводящим к этим и многим другим негативным последствиям.
Самобытность – что это такое?
Философы и логики конца XIX — начала XX века полагали, что многие слова раскрывают значения из их названий. То есть, определение или понятие можно разобрать исходя из его словесного обозначения. Для самобытности этот метод подходит достаточно хорошо, ведь это слово является соединением слов «сам» и «быт», что в совокупности обозначает такой образ действий, который зависит только от воли самого человека. Говорить о том, что внешне человек может быть полностью самобытен достаточно трудно, ведь человек зависит в своей внешней жизни от слишком многих факторов, чтобы уверенно и беспрепятственно действовать без оглядки на внешние события. Но говорить о внутренней самобытности определенно можно.
Внутренняя независимость происходит из эмоциональной зрелости, иначе говоря в убежденности и способности черпать наслаждение, источники вдохновения, причины деятельности, умиротворение, счастье и всё хорошее исключительно в самом себе. Это является признаком зрелой и опытной личности. Таким образом самобытности можно дать два определения:
- Внутренняя независимость от внешних обстоятельств
- Способность быть источником положительных явлений для самого себя
Очевидно, что такое качество приходит только на определенном уровне развития, на определенном этапе эмоционального взросления и развития личности. Нельзя просто объявить себя самобытным, потому что это попросту ни к чему не приведет. Когда ребёнок объявляет себя взрослым это, по сути, ничего не меняет. Поэтому для приобретения самобытности необходимо взрослеть внутренне.
Самобытность полезна тем, что уменьшает страдания и делает человека счастливым. Внутренне свободная личность не будет испытывать страданий от того, что ему скажут другие, как они с ним поступят или что они о нём подумают. Именно это делает свободным в отношении других людей – быть самим собой, не опираясь на мнение окружающих. Это освобождает личность в реализации своих талантов, вместо попыток следовать ожиданиям другим, в надежде обретения почёта или хорошего отношения.
Самобытность предоставляет возможность человеку действовать вне зависимости от внешних обстоятельств. На самом деле такая возможность даёт крайне большую свободу воли. Фактически, это означает что причиной действия самобытного человека становится исключительно его стремление, желание, вдохновение и так далее. Причины его действия становятся исключительно внутренними, а это означает, что внутренние причины имеют больший приоритет естественным образом, в силу наличия воли и способности черпать наслаждение в самом себе.
Это происходит по причине того, что счастье исходящее от внутренней жизни намного перевешивает наслаждение приходящее от соприкосновения чувств и объектов восприятия. Иначе говоря, человек черпает счастье непосредственно из сердца, ощущая умиротворение в своём образе жизни, в своих делах и качествах. Конечно, о таком положении дела нельзя говорить при незрелости личности, отсутствия знания о допустимой и запрещенной деятельности, а также отсутствия понимания себя и способности контролировать свои побуждения ума и желаний.
Таким образом, самобытность – это приобретенное, в следствии осознания себя и жизненного опыта, качество. Такое приобретенное качество доступно человеку на определенном уровне развития сознания. Самобытность достигается путём осознания себя, так как внутренняя природа не подвержена таким изменениям, которым подвержена внешняя. Люди, идеи и концепции могут разочаровать, надоесть или просто показаться, в конечном итоге, глупыми. Вещи могут обесцениться или потерять практическое значение. Но внутреннее осознание себя является по-настоящему ценным всегда и остаётся до конца жизни, если оно действительно достигнуто.
Иногда бывает так, что в силу своей некомпетентности и наивности человек считает себя достигшим больших высот в познании себя, но сохраняет в себе как стремление наслаждаться материальными объектами, так и продолжает проявлять множество инфантильных слабостей таких как обиды, разочарования, ненависть, недовольство, неудовлетворенность, апатию и так далее. Всё это лишь указывает на его неправоту. Познание себя может быть очень глубоким постижением и чем дальше вы в нём будете прогрессировать, тем больше плодов будете получать. А потому не стоит отказываться от попыток обрести знание о своей природе, даже когда, казалось бы, всё очевидно. Ведь чем глубже постигать эту тему, тем большую ценность можно извлечь. Ложная гордость, в таком случае, является преградой, которая не даёт прогрессировать, полагая, что всё уже пройдено.
Итак, мы определили самобытность:
Самобытность – это приобретенное качество, проявляющееся в способности сохранять внутреннюю независимость от внешних обстоятельств и быть источником деятельности, умиротворения и счастья для самого себя.
Такое качество приобретается в ходе приобретения жизненного опыта, знания, зрелости и процесса постижения своей внутренней, духовной природы. Самобытность даёт свободу и возможность быть независимым в своей деятельности и отношении к миру, а также быть счастливым проявляя свою природу и таланты в деятельности. Отсутствие самобытности вынуждает человека быть крайне зависимым от движения настроения и мнения окружающих. Это выражается в погоне за признанием, почётом и вниманием, как источника счастья и удовлетворенности. А это, приводит к необходимости действовать таким образом, который способен удовлетворить всех людей, кроме самого себя. Однако, такой образ действия не только приносит множество страданий и разочарований и сам по себе труден, но и практически невозможен, так как всем не угодишь. А вместе с тем, мнения людей постоянно меняются, как и сами люди.
Важно понимать, что самобытность проявляется не в затворничестве, избегании любых социальных контактов или крайней степени независимости, а в том, что причины для действия человек черпает изнутри. Это означает отсутствие ярко выраженного стремления к людям, как к источнику вдохновения, наслаждения или счастья. Правило самобытности это не запрет, а лишь указание на отсутствие болезненного стремления и зависимости. Взамен этого человек становится источником своих радостей и положительных впечатлений как в одиночестве, так и в общении с людьми.
Как обрести самобытность?
Обретение самобытности, как уже было сказано, это вопрос естественного процесса зрелости в эмоциональной сфере, приобретения опыта, понимания себя и приобретение знаний.
Итак, процесс приобретения самобытности включается в себя приобретение:
- зрелости
- опыта
- знаний
- понимания себя и мира
О зрелости говорят как о полном становлении, окончании взросления. Для психоэмоциональной сферы человека это означает понимание и действительная встреча с несколькими болезненным, но важными принципами нашей жизни.
Первый принцип заключается в том, что смерть не так далеко от нас и может прийти в любую секунду. Не стоит слишком легкомысленно относиться к этому, ведь великие люди погибали с той же легкостью, что и рабы. Один из самых ярких примеров – Атилла, погибший от того, что захлебнулся собственной кровью во сне. А это случилось из-за того, что в его носу лопнут сосуд. Наша смерть отделяет нас от всего того, что мы сделали и не даст возможность ни изменить что-либо, ни начать сначала. Осознание этого приводит к необходимости воспринимать жизнь как нечто ценное, а смерть – неизбежное. Memento mori. Страх и нежелание жизни вызван недостаточным ощущением близости смерти, но постоянное знание о том, что смерть неизбежна лишает нас апатии, бездействия, скуки и стремления сделать нашу жизнь сплошным карнавалом. Это серьезный вопрос, практически, самый важный – что человек успеет сделать за свою, не столь продолжительную, жизнь?
Смерти не стоит бояться, ведь она неизбежна. Подобно тому, как дерево цветет и увядает, как Солнце и Луна сменяются друг-друга, так и человеку придется сменить жизнь на смерть. Однако, для человека, как для вечной души смерть не является концом всего существования, а лишь очередным этапом, ступенью. Ступенью вверх или вниз – определяется в зависимости от того как была прожита жизнь.
Зрелость также приходит с пониманием того, что не только наша жизнь имеет конец, но и всё в этом мире. Ни отношения, ни богатства, ни слава, ни наслаждения не бывают вечными. Всему есть вполне закономерный исход, который заканчивается если не при нашей жизни, то по факту нашей смерти. А потому любая форма привязанности к людям, вещам или идеям – всего лишь ещё одна уловка материального сознания, погружающего нас в необходимость черпать наслаждение в материальных объектах, ограничивая нашу волю и свободу выбора. Ведь если наша воля зависит от других, то чем это не рабство?
Ещё одним важным пониманием является осознание того, что каждый человек представляет собой отдельную личность, у которой есть свои интересы, цели, желания, воля и отдельная жизнь. А потому никто не обязан быть на поводке у другого по факту родства или отношений. Никто не в праве ограничивать свободу воли другого. Если это имеет место быть, то более незрелым является тот, кто этот поводок держит, так как держит он его как единственное условие сохранение отношений или чего-либо ещё. Хотя по сути – это становится причиной их разрушения.
Из этого понимания естественным образом проистекает и то, что каждый человек действует в согласии со своими интересами, чертами характера, качествами, планами, мировоззрением и настроениями. Вы не можете рассчитывать на то, что кто-то будет верен вам до конца, потому что природа людей изменчива и вчерашний друг легко обернется сегодняшним врагом, а враг может стать другом. Не стоит слишком привязываться и надеется на людей, потому что такая форма зависимости лишь отдаляет вас от внутренней свободы.
Раз у каждого человека есть исключительно свои интересы, которые согласуются с другими поскольку иначе свои не реализовать, то это означает что всем людям глубоко все равно друг на друга. Дети уходят из семьи как только получают возможность жить отдельно и больше не вспоминают о родителях, возлюбленные бросают друг-друга как только наслаждение в их отношениях заканчивается, а друзья, представляющиеся самыми верными и преданными с лёгкой руки способны отвернуться в самый трудный момент. Дружные семьи превращаются во врагов, когда речь идёт об имущественных вопросах или наследстве. Вопрос только в том, что для каждого отдельного человека представляет наибольшую ценность. Всем на вас всё равно, да и вам на всех всё равно в глубине души. Люди движимы страхами и наслаждениями и если нет ни того, ни другого – то и связь между людьми не предусмотрена.
Если осознание этих вещей является причиной обретения зрелости, то жизненный опыт – это процесс понимания этих же самых принципов исходя из собственной жизни. Нельзя сказать о том, что зрелый человек неопытен, а незрелый – опытен. Зрелость и опытность – это очень близкие синонимы. Процесс приобретения опыта приходит со временем, которое человек провёл за настоящей жизнью, за той жизнью, которая возникает когда есть осознание её конечности. То есть это активная жизнь, без страха и опасений. Опыт можно получить и от других, но он не будет такой же понятный, явственный и содержательный. Наилучшим образом можно получить опыт если жить избегая заранее неправильных действий, то есть придерживаясь принципам.
Под знаниями понимается как совокупность информации, понимание которой приводит к возможности правильно взаимодействовать с миром и людьми, так и работа над собой, заключающаяся в избавлении от отрицательных качеств и приобретении положительных. Все это рано или поздно выльется в процесс самоопределения, понимания себя и мира. Процесс приобретения знаний должен считаться успешным только если присутствует увеличение и улучшение понимания, которое уменьшает страдание и увеличивает счастье. Понимание мира заключается как в изучении того, как мир устроен, так в осознании важных правил и принципов, которых следует придерживаться в отношении как к миру, в общем, так и к каждому человека, в частности.
Из совокупности этих четырех пониманий и процессов возникает возможность обрести самобытность. Для полного обретения самобытности необходимо как найти такое дело, которое способно дать удовлетворение в его процессе выполнения, так и осознать свою тождественность духовной, а не материальной природе. Это глубокие и достаточно трудные поиски, отнестись к которым следует с полной серьезностью. Поиск себя в действии и его исполнении называют предназначением. Обретя предназначение, перед человеком открывается простор в котором он самобытность и будет проявлять. Духовная осознанность даст ещё больший вкус к внутренней жизнь и устойчивость в своей возможности черпать наслаждение из самого себя.
Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также не зависит от других живых существ.
Бхагавад-Гита. 3.18.
Осознавший себя – свободен
Самобытность – это приобретенное качество, дающее способность оставаться независимым и черпать наслаждение в самом себе. Приобретение самобытности заключается в психоэмоциональной зрелости, опыте, знании и понимании себя и мира. Самобытность проявляется в исполнении такого важного аспекта жизни как предназначение, так и в повседневной жизни, давая возможность человеку оставаться независимым и устойчивым, черпая наслаждение в самом себе. Самобытность даёт возможность быть действительно счастливым в своём труде, оставаясь преданным как своему делу, так и самому себе. Однако, как зрелость, так и самобытность достигается через трудный и суровый путь. Но самое лучшее в мире всегда достигается таким путём, ибо счастье стяжается трудом.