Рассудочный мотив и чувственные побуждения
Центральной причиной осознанной деятельности человека являются две причины: рассудочный мотив и чувственные побуждения.
Мотив связан с конкретным представлением, а побуждение – с чувством. Например, видя торт, мы испытываем побуждение попробовать его, так как это может быть приятно для наших чувств. Но также мы имеем в виду, что у нас есть цели, принципы, собственные ограничения и мы можем знать, что торт может привести к негативному исходу, так как имеем представление о потенциальном исходе. То есть вокруг множества предметов у нас формируются представления и чувства, связанные с ними. Об учебе принято говорить как о трудном занятии, но необходимом, тогда как развлечения бесполезны, но приятны для чувств. Мы имеем в виду, что учеба соответствуют нашим представлениям о жизни, так как даёт возможность продвинуться в жизни, а развлечения просто приятны.
Рассудочный мотив – это представление, приводящее к совершению действия ради достижения цели.
Чувственное побуждение – это чувство потенциального удовольствия, которое побуждает стремиться к источнику наслаждения.
Таким образом, сознательная деятельность человека сводится к тому, что соответствует его представлениям о жизни, и тому, что приносит ему удовольствие. Причем удовольствие не всякое, а только чувственное, связанное с органами восприятия. Удовлетворение от совершаемой деятельности может стать рассудочным мотивом, так как не имеет целью удовлетворить чувства.
Становится самоочевидно, что с раннего возраста каждый человек пребывает в постоянном конфликте между тем, что делать должно и тем, что делать хочется. Деятельность, связанная с рассудочными мотивами, приносит ощутимые плоды, но тяжела и зачастую трудноисполнима. Действие из чувственного побуждения приятно и легко. Возьмем в качестве примера ребенка. Он вчера подготовился к занятиям и сегодня может получить хорошую оценку. Идя в школу, он встречает друга, предлагающего ему поиграть. У него есть выбор: получить хорошую оценку или поиграть с другом. Конечно хорошая оценка является рассудочным мотивом, так как связана с родительским одобрением и успеваемостью. Игра же с другом приятна. К этому присоединяется и иной рассудочный мотив – в случае пропуска занятий ребенок может получить неодобрение родителей.
Что помогает человеку сделать правильный выбор? Воля. Она даёт возможность отказаться от удовольствия здесь и сейчас ради достижения цели, соответствующей представлениям человека. Если человек считает что-то хорошим, обладая сильной волей, он будет к этому стремиться. Считая какую-либо деятельность вредной или бессмысленной, тот же человек может отказаться от неё благодаря своей воле даже несмотря на то, что она будет ему приятна.
Такая воля, которая позволяет совершить действие именно из рассудочного мотива и подавить чувственное побуждение, является сильной. Если эта воля естественным образом направлена на рассудочные мотивы, легко и автоматически подавляя чувственные побуждения – такая воля является совершенной. Воля, которая даже не замечает различных соблазнов, так как сама по себе всегда направляет сознание на достижение правильных целей, является совершенной. Становится очевидно, почему воля так важна. Она позволяет выбирать между наслаждением и разумом. Между долгосрочными целями и краткосрочным удовольствием. Воля становится фундаментом правильной жизни. Когда человек привыкает действовать исходя из рассудочных мотивов, он приобретает нравственный характер, который естественным образом совершает выбор в сторону нравственных поступков.
Очень важно понять чем нравственное действие отличается от безнравственного. Нравственное действие направлено на пользу для себя и окружающих. Безнравственное действие чаще всего направлено либо только на услаждение своих чувств, либо на вред другим.
Например, щедрость. На Востоке говорили, что у щедрого человека не бывает врагов. Таким образом, следуя добродетели, щедрый человек обретает друзей. Воздержанность позволяет избежать зависимостей, быть удовлетворенным в любой ситуации и контролировать свои действия. Если мы разберем любую добродетель, то обнаружим в основе альтруизм, употребление воли и рассудочный мотив. В любом пороке мы видим отсутствие воли, эгоизм и чувственное побуждение. Именно поэтому нравственным характером называется тот, которому присуща совершенная воля. Безнравственному характеру присуще лишь чрезмерное чувственное побуждение, из которого и исходит неконтролируемое желание наслаждений.
Возьмем в пример гнев. Гнев является следствием сильного раздражения и направлен на разрушение. В гневе человек ломает предметы, оскорбляет или причиняет насилие другим. Что является следствием гнева? Отсутствие самообладания. Самообладанием называется такое проявление воли, которое позволяет контролировать внешнее проявление эмоций. Человек с нравственным характером может гневаться, но этот гнев никак не отразится на его поступках или мыслях. Тогда как отсутствие такого характера подобно распахнутым вратам, которые никак не сдерживают внешние проявление чувств. Известно, что внешнее проявление чувств лишь усиливает эмоцию. Если сдерживать первичное побуждение смеха – тут же нечто смешное перестанет быть смешным. Но если не сдерживать смех, нам будет весело от самого смеха. Таким образом, проявление увеличивает эмоцию. Воля позволяет контролировать проявление с помощью самообладания. Сдержанность становится инструментом, позволяющим трезво мыслить и полностью контролировать наши действия.
Совершая деятельность из рассудочных мотивов – человек достигает своих целей, вкладывая труд в совершенствование характера и жизни. Принимая решения на основании чувственных мотивов, он отказывается употреблять волю и действовать ради достижения долгосрочных целей. Ставя определенные цели, человек подразумевает, что эти цели соотносятся с его ценностями, представлениями, личностью. Отказываясь достигать поставленных целей, он отказывается действовать ради развития личности, оставаясь тем, кем он был в самом худшем смысле этого слова. Ребенку присуща наивность и сентиментальность, но она же становится предметом насмешек, если проявляется у взрослого мужчины. Качества детей и взрослых разные, и они не приходят сами по себе. Изменение личности – это вопрос не биологических изменений в организме, хотя они и играют определенную роль, а приобретения жизненного опыта, который и формирует личность и представления.
Изменение жизни в положительную сторону – это всегда вопрос рассудочного мотива и достижения поставленных целей. Каждый хочет иметь лучшую жизнь, и пускай это не подразумевает — именно внешние условия жизни. Всё же, любое положительное изменение достигается трудом, а не ожиданиям.
– Скажи, мудрец, долго ли ждать перемен?
– Если ждать, то долго
Поэтому положительные изменения в жизни начинаются с совершения действия, причиной которого является рассудочный мотив. Как становится понятно, условием совершения рассудочного мотива является сильная и направленная воля, позволяющая не только действовать несмотря на трудности и, порой, отсутствие моментального результата, но и сфокусироваться на цели, отрешившись от чувственных побуждений.
Последнее, что стоит понять в этой теме – это обратный аспект чувственных побуждений, когда человек действует или не действует из-за нежелания встретиться с тем, что может принести страдания. Это становится причиной иррационального страха, скованности, которое не позволяет человеку действовать из рассудочных мотивов. Страх, сомнения или размышления о том, что полезное действие не такое уж и полезное с определенной стороны, всегда является следствием чувственного побуждения, и от такого проявления активности ума следует отказываться.