Что значит обладать добродетелью?
Добродетель всегда ассоциировалась с высокой культурой и воспринималась людьми как однозначное благо. Поэтому многие люди стремились продемонстрировать свои добродетельные качества, надеясь снискать славу доброго человека. Такая слава позволяла добиваться не только уважения у окружающих, но и открывала различные пути в жизни, ведь каждому очевидно: на ответственную должность, на роль друга или доверенного лица следует выбирать добродетельного, а не порочного. Но вне зависимости от того, какие социальные выгоды получает тот, кто прославился как добродетельный человек, нам следует выяснить суть добродетели в духовной жизни и что означает обладать добродетелью.
В вопросе развития и приобретения добродетели следует задавать себе вопрос «что значит по-настоящему обладать добродетелью?». Без ответа на этот вопрос, человек может воспринимать добродетель не как внутреннее качество, а как набор действий и поступков, через призму воспоминаний которых, человек способен думать о себе, как о добродетельном. Как человек может обладать добродетелью и какова её основа? Без чего невозможна добродетель? И как отличить подлинную добродетель от ложной?
Что такое добродетель?
Прежде чем отвечать на главный вопрос: что значит обладать добродетелью, нам следует выяснить, чем является добродетель.
Добродетель – это качество согласующееся с моралью.
При этом мы не можем взять за основу морали принятые в обществе нормы и правила поведения, так как в таком случае добродетель будет зависеть от места, времени и обстоятельств. Нам же нужно узнать фундаментальное значение морали, чтобы не только понять что значит обладать добродетелью, но и как обладать добродетелью. Беря за основу изменяющуюся логику человеческого общества, мы будем неспособны выработать в себе настоящую добродетель, так как даже в рамках одного общества, разные группы воспринимают достойное и недостойное по-разному, что уж говорить о разных культурах. Человеку должно быть добродетельным на более высоком основании, которое ни от чего не зависит.
За основу морали следует брать Бога, как основу мироздания. Исходящая из Бога мораль является превосходящей и постоянной, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Законы добродетели, изложенные в священных писаниях, являются волей Бога, которая не меняется со временем, из-за разного места или различных обстоятельств. Только на основе понимания воли Бога, мы можем обладать добродетелью, которая соответствует фундаментальному пониманию мира. Такая добродетель будет проявляться постоянно, и человек будет обладать ей по-настоящему.
Если за основу морали брать культурные и социальные условности, то мораль будет переменчива, а потому непостоянна. В этом случае нельзя сказать, что человек добродетельный, потому что иногда он будет склонен проявлять добродетель, а иногда нет, в зависимости от общества. Добродетель должна быть ценной сама по себе и стоять выше условностей общества, только такая добродетель может называться настоящей. Но основой такой добродетели может быть только Бог, ведь все остальное в мире переменчиво и поддается корысти, своенравию и себялюбию.
Что значит обладать добродетелью?
Мы определили чем является добродетель, и на каком основании она определяется. Добродетель есть качество соотносящееся с моралью, мораль соотносится с волей Бога, а воля Бога изложена в священных писаниях. Таким образом, добродетель – это качество предписанное священными текстами. Обладать добродетелью значит обладать качествами предписанными священными текстами, обретя их через понимание божественной основы своего существования. Осознавая божественную основу добродетели, мы должны сделать вывод, что человек не способен самостоятельно добиться такой добродетели, ведь откуда в недобродетельном человеке взяться добродетели? Самостоятельная работа над собой создает устойчивую, но переменчивую добродетель, так как она создана человеческой логикой и усилиями. Такая добродетель будет изменчива и чаще всего разрушается при условиях либо благоприятных, либо неблагоприятных для самого человека. Когда человека настигается счастье или горе – он способен быстро изменить свое отношение к окружающему миру, людям, принципам, представлению о себе и так далее. А значит и его добродетель будет шаткой и неустойчивой. Стоит случиться успеху – человека уносит триумф, и гордость подавляет все усилия вложенные в развитие положительных качеств. Стоит случиться горю – человека надламывает, возникает ощущение разочарованности от работы над собой, которая не уберегла его от несчастий, он легко теряет веру и предается пороку.
Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.
Бхагавад-Гита. 13. 8-12
Настоящая добродетель обретается при смирении перед Богом, которая в первую очередь проявляться в признании того, что божественный замысел превосходит человеческий. А это значит, что сопротивляться ему нет смысла, следует лишь признать его и действовать в согласии с ним. Через такое смирение приходит способность быть добродетельным на основе воли и замысла Бога. Духовная природа в человеке раскрывается, когда служение Богу становится выше служению собственным амбициям и человек смиряется перед волей Бога. Духовная природа сама по себе обладает всеми превосходящими добродетелями, а потому нет надобности развивать в себе каждую добродетель отдельно, если можно проявить все совершенные добродетели сразу через служение Богу. Служение Богу означает посвящать деятельность, мысль и речь Богу, постоянно помня о Нём. Это касается как повседневной деятельности, так и молитвам, поклонению Богу и чтению священных текстов. В основе мотива должен быть Бог, а не различные желания, которые приобретают крайне тонкие проявления.
Обладать добродетелью значит проявить совершенную добродетель духовной природы через служение Богу.
Совершенная добродетель духовной природы
Такая добродетель будет свойственна человеку, не по внешнему или волевому принципу, а по-внутреннему, то есть причиной добродетели будет сама сущность человека, а не его усилия, привычки, мнение, представления и прочие переменчивые факторы. Когда добродетель исходит изнутри, человеку становится свойственно быть добродетельным – иначе поступать он не может. Проявление естественности духовной природы приводит к тому, что добродетель становится самоочевидным представлением о жизни, иначе поступить человек не в состоянии. Эта очевидная истина становится подобна свету, в присутствии которого не может быть тьмы. Появляется свет – исчезает тьма. Появляется духовная добродетель – исчезают пороки и недостатки.
Духовная добродетель не будет нуждаться в подтверждении извне. Когда человек добродетелен на основе внешних, изменчивых причин, его добродетельность будет иметь корыстную основу, которая приобретает разные формы: от желания искупить вину перед другими до желания прославиться своей добротой. Совершенная добродетель будет ценна сама по себе, являясь отражением внутреннего состояния, а не внешних мотивов. Человек будет добр потому что он внутри добр, а не потому что за это будет полагаться награда. Это и есть настоящая добродетель, неотъемлемая часть личности.
Люди, обладающие добродетелями, проявляют благодеяния естественно
Подлинная добродетель будет отличаться от ложной тем, что она проявляется вне зависимости от любых обстоятельств, не имеет корыстных мотивов и проявляется не из привычки или волевого усилия, а как следствие отражения внутреннего качества.
Как человек может обладать добродетелью?
Обладать добродетелью можно только на основе правильного фундамента, которым является Бог. Без Бога нет нравственного неизменного ориентира. Раскрытие духовной сущности через служение Богу, одухотворение своих чувств, действий, ума, разума, тела позволяет обладать добродетелью полностью, на всех уровнях. Имея единственный мотив удовлетворить Бога своим служением и преданностью, человек становится добродетельным в рамках как проявления свой духовной природы, так и осознания согласия с волей Бога, ведь только в рамках воли Бога, человек может служить и удовлетворить Его. Нарушая предписанные правила поведения, невозможно достичь такой цели, а значит и подлинная добродетель остается недоступной.
Нет смысла развивать в отдельности каждое положительное качество, когда путем служения Богу они все раскрываются естественным образом. Когда корень дерева насыщается – насыщается все дерево. Когда мы удовлетворяем Бога и исполняем свое высшее духовное предназначение, в нас естественным образом развиваются божественные качества. Но служение Богу должно стать закономерным выводом философского исследования, иначе оно будет иметь в основе корыстный мотив, который не даст возможности реализовать полноту духовного бытия из которой и исходит совершенная добродетель.
Осознав себя как вечную душу, которая находится во взаимоотношениях с Богом, живое существо убеждается в том, что главный смысл человеческой жизни преданно служить Богу, без материальных мотивов и иных желаний. Полностью посвятив себя такого роду служению, человек быстро избавляется от всех недостатков и достигает совершенного состояние добродетели. Такая добродетель становится не просто качеством, но движимым мотивом человеческой деятельности. Смирение означает принятие своего положение и совершенное смирение означает желание занять свое настоящее положение, которое заключается в капитуляции перед Богом. Отказ от представления себя хозяином и предание Богу всей своей жизни, имущества и судьбы означает совершенное стремление. Когда конечный вывод сделан и был глубоко осознан на собственном опыте, добродетель становится не просто качеством, а стремлением. Стремление вручить свою жизнь Богу есть совершенное смирение.
Как обладать добродетелью в совершенном виде?
Обладать добродетелью в совершенном виде означает получить её в результате служения Богу. Занимаясь столь возвышенной деятельностью, в человеке естественным образом как раскрываются, так и проявляются все добродетели совершенным образом. Они не только становятся чисты мотивом, но и превращаются в движущую силу. Такая движущая сила становится причиной все большего стремления к совершенствованию духовного бытия и погружению в счастье от исполнения высшего предназначения. Совершенная добродетель не только непоколебима, но и подкрепляется различными трудностями, ведь обладать добродетелью такого рода означает быть счастливым, а сохранять счастье даже в трудностях и проявлять себя с положительной стороны означает на личном опыте убедиться в превосходстве данного пути.
Обладать добродетелью означает следовать предписаниям священных текстов таким образом, чтобы они привели к пониманию своего божественного предназначения, которое даст осознание потребности в служении Богу. Служа Богу, человек раскрывает в себе все добродетели естественно, без принуждения и усилий. Совершенная духовная добродетель не только превосходит в силе проявления и постоянстве, но и даёт движущие силы, которые не остановят преграды, разочарования, счастье и горе, победа и поражение, радость и страдание, богатство и нищета. В этом понимание совершенной добродетели.
Добродетели без Бога не бывает
Если Бога нет, то все дозволена
Всякая мораль и добродетель основаны на божественном законе