Вайшья – варна ведических торговцев, земледельцев и скотоводов
Как известно, ведическое общество делилось на четыре варны: Брахман – мудрец, учитель, священник; Кшатрий – правитель, воин; Вайшья – торговцы, земледельцы, скотоводы и Шудры – работники, слуги. Каждая варна имела свои занятия, обязанности и предписания, а также рекомендованный вид обрядовой, ритуальной и духовной практики. Сегодня разберем чем занимались вайшьи, какая деятельность им была предписана и чем им следовало заниматься для возвышения сознания.
Основные занятия вайшьи – чем занимались вайшьи?
Предписанные занятия вайшьи указываются в священных текстах и утверждают за вайшьями следующие занятия:
Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.
Бхагавад-Гита. 18.44
Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды,
Ману-смрити. 1.90
торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья.
Земледелие, скотоводство, торговля – основные занятия вайшьи. В наше время большую роль играет торговля, бизнес в целом, но место и для сельскохозяйственной деятельности также имеет. Веды указывают и на занятие ростовщичеством, проще говоря банковским делом. Давая в займы деньги – вайшья получает прибыль. Земледелие и скотоводство не означает, что вайшья сам пашет землю и пасет скот – он нанимает на эту работу шудр, хотя и контролирует их деятельность.
Иногда возникают споры по поводу того, что давать деньги в долг греховно. Утверждают так, потому что такие запреты встречаются в аврамических религиях. Однако в Ведах указано не только то, что вайшья может заниматься ростовщичеством, но и описывается порядок такой деятельности. В восьмой главе Ману-смрити описаны допустимые проценты и сроки, порядок передачи и хранения залога и так далее. Также среди законных способов получения имущества указано ростовщичество, а далее поясняется, что законным оно может быть только для вайшьи.
Вайшья, помимо земледелия, скотоводства, торговли и ростовщичества, предписывалось заниматься изучением Вед, раздачей милостыни и жертвоприношениями. Изучать Веды следовало как самостоятельно, так и от брахманов. Следует также пояснить что подразумевается под милостыней. Милостыня – это пожертвование брахману, так как только брахман имеет право на неё. То есть это не всякая благотворительность, а предназначенная для брахманов. Вайшья также должен был совершать обрядовые жертвоприношения. Например, подношения предкам, огненные жертвоприношения, подношения полубогам и прочее.
Следует указать и на то, что торговля была ограничена. Например, вайшья не мог торговать предметами животного происхождения, из-за которых животное необходимо убить: мех, шкура, мясо, кожа. Торговлей и обработкой таких товаров занимались неприкасаемые. Не рекомендовалось торговать оружием, золотом и золотыми украшениями. Оружие – инструмент насилия и рекомендовалось не только отказаться от его торговли, но и от его изготовления. Золото во все времена было символом нечестной торговли, так как его подделывали и выдавали сплавы за чистое золото.
Предписывается, что вайшья в случае крайней нужды может заниматься работой шудра, то есть служить наемным работником, но как только дела придут в норму ему следует снова заняться своим делом. Веды запрещают вайшье заниматься делами кшатрия и брахмана. Война, управление обществом, ношение оружия, обучение других Ведам, совершение жертвоприношений для других, сбор милостыни – эти занятия запрещены для вайшьи. Вайшья может обучать других торговым делам, науке о земледелии, скотоводству и финансах, но не выступать в роли духовного учителя. Вайшья может возглавлять объединение торговцев, земледельцев, скотоводов или ростовщиков, но не может править народом.
Таким образом, вайшья занимался:
- земледелием
- скотоводством
- торговлей
- ростовщичеством
- изучением Вед самостоятельно или под руководством брахмана
- совершение жертвоприношений для себя
- раздачей милостыни
Часто встает вопрос о том, принадлежали ли ремесленники к варне вайшьев. Нет, ремесленники были на уровне шудр, как и всякие артисты, в том числе и актеры.
Качества вайшья
Варна определяется не происхождением, а теми качествами, которые проявляет человек, поэтому для лучшего понимания того, кем является вайшья, нам необходимо разобраться в качествах вайшьи.
Веды указывают на главное качество вайшьи: умение и стремление зарабатывать материальные блага. По сути, это и является дхармой вайшьи, исполняя которую, он приносит пользу не только себе, но и всему обществу. Создавая и распределяя материальные блага устанавливается равновесие в обществе, не создается прецедентов, при которых в одной области избыток зерна, а в другой его недостаток. Стремление зарабатывать деньги является для вайшьи первичным и естественным, оно проявляется с раннего детства, когда ещё в детских играх он уже старается торговаться и обмениваться.
В Ведах вайшьи, кроме странствующих торговцев, показываются семейными людьми, которые привязаны к своему дому и семье, особенно к сыновьям. Для вайшьи идея семьи, рода играет большую роль, в какой-то степени даже большую чем для кшатрия, царя. Существует легенда, согласно которой, царь, недовольный своими сыновьями, сказал: «Я в первую очередь царь, а уже потом отец». С этими словами он отказался передавать сыновьям трон и отдал его достойному человеку, которого усыновил. Вайшья же мягкосердечный и добрый по природе не способен бросить или отказаться от своих детей, если дело не доходит до крайностей. Из историй следует, что сыновья богатых вайшьев часто становятся распутниками, на современный лад – мажорами. Недостойное поведение таких сыновей становится причиной проклятий всего рода.
От мягкости сердца вайшья способен испытывать большое счастье от благотворительности, однако главным препятствием является жадность и страх. Путем благотворительности вайшья способен возвысить свое сознание, одолеть жадность и страх, которые являются главными врагами не только в духовных, но и в материальных делах. Щедростью вайшья завоевывает всеобщее расположение и любовь, возвышает свое сознание и очищает сердце.
Вайшья обыкновенно набожен, но редко посвящает себя полностью духовной жизни. Он осознает, что Бог дарует ему успех, богатство и удачу, а потому благодарен ему по-своему. Вайшья, честно следующий своей дхарме, занятиям, посвящая внутри сердца плоды своего труда Богу, способен удовлетворить Верховного Господа так же как кшатрий на поле боя или брахман в молитве.
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других, опасно.
Бхагавад-Гита. 3.35
Ум вайшьи направлен на деньги и материальные блага. Это естественная потребность и стремление, такая же как для брахмана постигать истину. Главное – направить это желание в правильное русло. Стремление зарабатывать будет присутствовать в вайшье всегда, но заработок ради чувственных наслаждений и заработок ради семьи – это разные заработки. Деньги. направленные на чувственные наслаждения, быстро приучают человека к потребности в наслаждениях, от которых он становится зависим. Зависимость порождает страх и жадность, а они больше всего мешают честно и спокойно заниматься достижением своих целей. Направленные на семью, других или Бога деньги способствуют развитию чувства благоденствия, наполненности и удовлетворенности, которую нельзя достичь чувственными наслаждениями.
Ум вайшьи очень активный и всегда ищет возможности заработка и прибыли. В Ведах неоднократно что именно вайшья, торговец, в поиске товаров на продажу, время от времени попадает в неприятности:
Когда Махараджа Парикшит попросил Шукадеву Госвами объяснить смысл притчи о лесе материального мира, Шукадева сказал: О царь, торговец постоянно думает, как заработать побольше денег. Иногда он приходит в лес запастись дешевыми товарами — дровами, глиной и прочим, чтобы потом выгодно продать их в городе. Точно так же обусловленная душа, снедаемая алчностью, приходит в этот мир в поисках материальной выгоды. Зайдя далеко в лес, торговец не всегда может найти дорогу назад, и, подобно этому, чистая душа, придя в материальный мир, оказывается во власти его законов, созданных внешней энергией по воле Господа Вишну. Так живое существо становится пленником внешней энергии Господа, дайви-майи.
Шримад-Бхагаватам. 5.14.1
С другой стороны, именно активный ум, который естественно постоянен в поиске новых возможностей, становится природным преимуществом в торговых делах. Такой ум позволяет не только найти, но и стараться реализовать возможности, не отвлекаясь на излишние сомнения. Главными врагами опять же являются жадность и страх. Жадность как чрезмерное, неконтролируемое стремление к богатству, которое становится причиной поспешных решений и ошибок, а также привязанности к невыгодным делам. А страх, как боязнь потерять деньги, препятствующая разумному распределению средств. Риск богатством ради их приумножения является неотъемлемой частью деятельности вайшьи.
Чем следует заниматься вайшье в современном мире?
Вайшья в современном мире чувствует себя комфортнее остальных, так как основные принципы деятельности не меняются. Торговля остается одним из самых прибыльных занятий, при том, что ассортимент товаров расширяется каждый год. Современность представляет деловой, корпоративной сферой, в которой именно вайшья чувствует себя наиболее естественно. Занятие бизнесом, организация проектов и предприятий, профессии связанные с финансами, предпринимательство и торговля – это наиболее распространенные занятия вайшьи в нашем обществе. Создание материальных благ и их распространение с целью получить прибыль является основой занятия вайшьи.
Вайшья всегда будет стремиться зарабатывать деньги, даже если занимается не своим делом, нарушая дхарму. Вайшья-ученный будет стремиться скорее обогатиться за счет сомнительных исследований или коммерческих разработок, нежели совершать открытия в фундаментальных исследованиях. Вайшья на посту военного или политика будет стремиться обогатиться, а не исполнять обязанности. Стремление обогатиться отдельным людям на важных государственных постах является источником серьезных проблем для общества. Поэтому следует воздержаться от деятельности предназначенной для других, какой бы она соблазнительной не казалась. В конечном счете, исполнение чужого предназначения всегда приводит к нереализованности, страданиям и неудовлетворенности, которую невозможно будет заглушить чувственными наслаждениями.
Человеку, обладающему природой вайшьи, следует стремиться к занятию бизнесом, созданию проектов и предприятий. Для вайшьи главными инструментами являются связи и деньги, поэтому стоит посвятить себя приобретению этих двух важных ресурсов. При этом не следует забывать о добродетели и важности нравственного содержания такой деятельности. Добродетельно, разумно и решительно следуя своему пути, человек может рассчитывать как на успех, так и на полную удовлетворенность жизнью.