Божественная природа человека: как познать истинную сущность?

В основе осмысления жизни лежит поиск смысла. Без понимания своей собственной природы, мы не можем задать начальную точку понимания нашего жизненного пути, исходя из которого мы не только познаем, но и реализуем смысл жизни. В зависимости от того, насколько глубоко человек познает себя, настолько он будет способен полноценно, глубоко и ясно ответить на самые важные вопросы в жизни. Божественная природа человека является конечной точкой самопознания. Поняв свою истинную сущность, человек способен осмыслить высший смысл жизни и придать ей совершенное значение, которое лишает всякого сомнения, страха или неуверенности.

Божественная природа, будучи осмысленной, является условием для полной свободы и независимости. Ведь до тех пор, пока человек полагается на познание себя с точки зрения временных категорий, он будет зависим от переменчивых обстоятельств, которые никогда не возможно контролировать полностью. Познать свою истинную сущность, означает обрести фундаментальную основу своего Я, которая будет неотъемлема, неделима и постоянно присутствовать вместе с человеком, вне зависимости от времени, места и обстоятельств.

Чем сильнее стремление познать себя, тем лучше будут результаты. Можно удовлетвориться пониманием своей личности или природы. В таком случае, человек ограничивает возможность познать себя ещё глубже, с точки зрения основополагающего понимания своей сущности – настоящего Я. Поэтому важно не только стремиться познать божественную природу человека, но и не оставаться удовлетворённым познанием до тех пор, пока не будет достигнут конечный вывод философского поиска.

Что такое божественная природа человека?

Божественная природа человека – это душа, основа существования и сознания, которая воплощает в себе высшие принципы справедливости, свободы и любви.

Божественная природа человека заключается в душе, которая отличает живое существо от неодушевленного объекта, труп от человека. Именно душа является признаком живого существа, и хотя, технически, в теле человека могут происходить биологические процессы, такие, как сердцебиение или работа головного мозга. Однако, именно наличие души указывает на возможность существования жизни в теле. Как только душа покидает тело – наступает смерть. Человек без сознания является живым существом, а труп воспринимается как мертвая плоть, от которой следует держаться подальше. Отсутствие души в теле резко изменяет восприятие окружающих, которые будут сторониться трупа, но спокойно относиться к бессознательному состоянию другого человека.

Суть божественной природы есть душа, которая покрыта материальной оболочкой: тонкой и грубой. С грубым телом все понятно, но редко кто замечает, как тонкое тело обуславливает истинную сущность человека, низводя его духовные порывы до уровня удовлетворения собственных потребностей, носящих потребительский характер. Движимые желанием и страхом, люди пускаются в погоню за материальными наслаждениями, которые позволяют заполнить вездесущую неудовлетворенность внутри. Эта неудовлетворенность ощущается как ноющая рана, дыра. Но вместо исцеления, люди привыкли её просто накрывать, чтобы не ощущать боли, отвлекаться, принимать обезболивающее вместо лечения. Роль материальных наслаждений – отвлекать живое существо от познания себя и высшего счастья, предоставляя ему иллюзию легкого достижения якобы высшего блаженства через удовлетворение желаний и избавление от страхов.

В глазах того, чье сознание обмануто иллюзией, всевозможные материальные объекты имеют разную ценность и значимость. Такой человек строит свою деятельность исключительно на основе материальных представлений о добре и зле и становится рабом этих концепций. Поглощенный материальной двойственностью, он мечется между исполнением предписанных обязанностей, отказом от них и запретными действиями.

Шримад-Бхагаватам. 11.7.8

Однако, лучшее достигается всегда через страх, труд и испытания, а удовлетворенные желания зачастую разочаровывают человека, оставляя того ещё более неудовлетворенным, чем прежде. Ведь раньше у него было представление о том, что достигнув чего-то можно избавиться от этого ужасного зуда внутри. Но когда надежда рушится, возникает ощущение разочарования, обесценивания, упрямый ум вечно говорит о том, что это просто не то и надо достичь ещё большего. Такая погоня продолжается всю жизнь, и человек становится следствием деятельности своего ума. Это и есть обусловленность тонкого тела. Действия людей обуславливаются не их волей, а активностью их разума и ума. Можно ли назвать человека свободным, если он не вправе выбирать чего он желает?

Божественная природа, будучи проявленной, даёт высший вкус к жизни, основанный на проявлении естества. Так как каждое живое существо является по своей сути духовным, оно не может быть счастливым, до тех пор, пока не будет проявлена божественная природа. Подобно рыбе, которая может находиться в роскошном дворце, но вдали от океана, живое существо будет испытывать страдания и неудовлетворенность, будучи отделенной от своего естества. Рыба не обретет покоя, пока не будет находиться в воде, живое существо не обретет удовлетворенности, пока не будет действовать в согласии с истинной сущностью, духовной природой.

Рекомендуем также эту статью:  Сколько, когда и где лучше медитировать?

Поэтому любому разумному человеку очевидно, что следует искать своё Я не во временном проявлении, таком как деньги, слава, собственность, нация, семья или даже материальная природа. Некоторые из этих объектов теряются до смерти, но все теряются после. Какой смысл основывать свою жизнь на стремлении к бренному, переменчивому и непостоянному, тому, что мы неизбежно потеряем. У великих царей и низших из людей смерть забирала всё, но у того, кто познал свою духовную природу невозможно что-то забрать, ведь его сокровищница находится внутри него, за пределами материального мира. Умереть может тело, но душа будет вечна. Познав свою божественную природу, человек взращивает духовный сад, плоды которого вечны и остаются с ним всегда, даже после смерти.

Как понять истинную сущность человека?

Истинная сущность заключается в божественной природе. Чтобы познать божественную природу, необходимо одухотворить своё сознание: ум, разум, деятельность, отношения, речь, мысли и образ жизни. Духовное от материального отличает то, что в материальном нет Бога, а в духовном Он есть. Да, Бог присутствует везде в непроявленной форме, но для одухотворения всего – мы должны посвятить все Личностному аспекту Богу, с которым возможно выстраивать взаимоотношения.

Когда мы имеем представление о том, что та или иная деятельность совершается ради Бога, Его удовлетворения и свершения Его воли, мы одухотворяем сознание, так как становимся полностью сконцентрированы на Его образе. Наши мысли всегда устремляются к тому, ради чего мы совершаем что-либо. Когда возлюбленный преодолевает трудности ради любимой – она всегда присутствует в его мыслях. Что бы ни делала мать, её ребенок всегда присутствует в её мыслях. Мотив определяет то, какую форму сознания мы придаем своим стремлением и действиями. Если мы устремлены совершать поступки ради Бога – Он постоянно будет присутствовать в наших мыслях в своём Личностном аспекте.

Железо, находящееся в огне, приобретает качества огня: оно излучает жар, свет и способно что-то поджечь. Так и сознание, которое пребывает в Боге, будет перенимать Его качества. Душа и Бог качественно равны и обладают одной духовной природой, однако Бог является повелителем духовной природы, а душа является, по сути, отделенной частицей Бога. Это можно сравнить с океаном и каплей. Океан несравнимо больше капли, но капля качественно не отличается от океана. Так и душа предстает перед Богом, как перед своим повелителем, но их качественное тождество позволяет им взаимодействовать естественно и сообразно друг другу.

Если бы Бог и душа были качественно различны, это означало бы противоречие во взаимодействии. Душа нетождественна материальной природе и потому любая попытка достичь удовлетворенности в материальном мире обречена на провал. Это попытка посадить тропический цветок в жаркой пустыне. Душа имеет совершенно другое качество, нежели материальная природа.

Поэтому из правильного взаимодействия между душой и Богом рождается одухотворенность живого существа. Духовное состояние сознания сохраняется пока там есть Бог, но чтобы Бог присутствовал в нашем сердце постоянно, мы должны постоянно думать о Нём. Постоянное памятование Бога возможно только в случае, если все наши мотивы и устремления будут посвящены Ему. Нам следует отбросить все корыстные мотивы наслаждения материальным миром, с одной стороны понимания, что они никогда не принесут удовольствия, с другой стороны привязавшись к вкусу духовной жизни, которая дарует абсолютное счастье. Занимаясь служением Богу бескорыстно, живое существо обретает счастье, чистоту и высшую добродетель, которая лишь сильнее утверждает его на этому пути, позволяя черпать счастье не от плодов труда, а от самого процесса любовного посвящения себя Богу.

Божественная природа не осознается теоретически. Невозможно познать вкус мёда, не взаимодействуя с ним. Суть постижения истинной сущности заключается не в абстрактном долге или обязанности, неисполнение которой будет сопровождаться наказанием свыше. Суть постижения самого себя в возможности достичь высшего счастья, естественности, достоинства и удовлетворенности, через которую приходит осознание истинности духовного знания. Постижение трансцедентального знания должно происходить на своём опыте. Стремление постичь свою природу должно быть очищено от примесей стремления насладиться чем-либо, и в бескорыстной искренности обретается способность черпать удовлетворение от самого служения Богу, а не от всяких плодов. Только такое видение следует считать правильным и достойным обретения высшего вкуса.

Суть постижения божественной природы в любви к Богу, когда все наши устремления и мысли направлены на удовлетворение Верховной Личности Бога. Мы должны очистить наши мотивы и помыслы от всяких примесей корыстного стремления наслаждаться материальным миром и вручить себя Богу с позиции смирения к Господину, который свободно повелевает нам, а мы ничего, кроме возможности служения не ожидаем взамен. Любовь к Богу даёт постоянное памятование, памятование даёт одухотворенность, одухотворенность уничтожает обусловленность. Там где есть свет, нет тьмы. Где есть духовное сознание, там нет материальной обусловленности.

Рекомендуем также эту статью:  Обожествление – кто больше всех заслуживает любви?

Божественная природа заключает в себе совершенство

Достигнув божественной природы, живое существо естественным образом начинает вести себя совершенным образом. Все пороки уходят под влиянием духовного знания, а добродетели естественным образом проявляются из высшей природы, которая становится свойственной для живого существа. Желания и страхи отходят на второй план, так как имея высший вкус к духовной жизни, человеку больше нет надобности соотносить себя с материальным миром. Его деятельность становится обусловлена лишь стремлением удовлетворить Бога. Желания наслаждаться толкают на пороки, а страхи внушают сомнения и беспокойства. Оба этих пути приводят к страданиям и создают зависимость, но взойдя на уровень божественного сознания, человек избавляется от тлетворного влияния ума и становится полностью свободным в своём устремлении к Богу.

Совершенство достигается естественным образом, так как вся деятельность, посвященная Богу, становится чистой от всякой корысти и скверны. Человек совершает действие не ради конечного плода, а потому что иначе поступить он не может. Для него служение Богу становится потребностью, удовлетворение которой приводит к высшему счастью само собой, без каких-то дополнительных усилий. Обретение конечной цели духовного пути – любви к Богу, подобно нахождению сокровенного оазиса, к которому страждущий путник стремился весь свой путь. Ему уже нет надобности идти куда-то дальше, ведь он достиг того, что удовлетворит все его потребности. У живого существа потребность всего лишь одна – это занять естественное положение в служении Богу. Удовлетворив её, человек обретает высшее счастье и совершенство, а также самого Бога.

Как постигается божественная природа?

Божественная природа постигается служением Богу, изучением священных писаний и повторением Его Святых Имён. Святые Имена Бога не отличны от Него самого. Поэтому когда мы повторяем Их, мы находимся в непосредственном процессе взаимодействия и отношений с Богом, что очищает сознание и приближает нас к постижению сущности. Познавать себя следует постепенно, но постоянно, каждый день приближаясь к пониманию своей истинной сущности. Стремление к высшему благу не означает моментальный отказ от всего того, что связывает человека с материальным миром. Напротив, человеку следует задействовать все, что он имеет, в служении Богу. Главное – это мотив. Можно строить семью ради наслаждений, а можно посвятить семейные взаимоотношений Богу, показывая на своем примере то, что следуя этому пути, человек меняется в лучшую сторону и этим вызывает если не желание последовать за ним, то хотя бы уважение к духовной жизни.

Вне зависимости от того, чем занимается человек, если это не противоречит указаниям священных писаний, деятельность также следует совершать ради Бога, предлагая Ему как плоды труда, так и сам процесс. Внешне мы продолжаем исполнять свои обязанности, но наш мотив строится не из желания наслаждаться, а из желания удовлетворить Бога. В наших силах одним своим сильным стремлением сделать Бога довольным, показывая свою любовь и привязанность. С другой стороны, мы можем выполнять множество различных обрядов и читать священные тексты днями, но если мы смотрим на эти обряды в отрыве от Бога, а в священных текстах видим обычную литературу – наша духовная жизнь обречена на провал. Суть духовной жизни заключается в том, чтобы научиться видеть Бога везде, и в своем счастье, и в своем страдании. Человек, который отделяет что-то от Бога, при этом, стараясь, посвятить Ему свою жизнь – занимается самообманом.

Тот, кто желает добра всем живым существам, кто умиротворен и обладает твердым знанием и духовным опытом, видит Меня во всем сущем. Такой человек никогда больше не попадет в круговорот рождений и смертей.

Шримад-Бхагаватам. 11.7.12

Божественная природа человека – это душа, основа существования и сознания, которая воплощает в себе высшие принципы справедливости, свободы и любви. Проявление души совершенно и возможно только при служении Богу. Посвящая Богу всю свою жизнь, в смирении и без ожидания чего-то взамен, живое существо получает право на восхождение в духовный мир и обретение божественного сознания. С этого момента, человек лишается вкуса к материальной деятельности и привязывается к ощущению высшего счастья, которое освобождает его от страданий.