Подавлять желания, удовлетворять, отказаться или контролировать?

Подавлять желания, удовлетворять, отказаться или контролировать?

Вопрос об отношении к собственным желаниям практически всегда встречается у людей, так или иначе занимающимися собственным развитием. Желания представляются в таком случае по-разному – для некоторых это стимул, для некоторых отвлекающий фактор, а для других это источник серьезных беспокойств. Желания возникают снова и снова, рано или поздно отводя человека от его пути, что делает вопрос об отношении к желаниям практически витальным для долгосрочного роста и правильного направления развития. Вопрос о желаниях упирается в то, следует ли подавлять желания, удовлетворять желания или их следует контролировать?

Что такое желание? Стоит ли подавлять желания?

Желание – это стремление взаимодействовать с определенным объектом чувственного восприятия таким образом, который принес бы чувствам приятные ощущения.

Влиянию желаний подвержены пять органов восприятия и ум. Хотя большинство обыкновенных желаний происходят из желания приятных стимулов для органов чувств, подавляющая часть желаний всё-таки находится в уме. И именно состояние ума определяет степень возможности сдерживать желания и контролировать свои чувства и эмоции. Подавлять желания или регулировать их достаточно проблематично, когда ум находится в перманентном состоянии хаоса и неопределенности.

Итак, большинство желаний исходят из ума. Ум ставит себе целью не столько грубые наслаждения, такие как секс, сон, еда или что-то в этом роде, а более тонкие: слава, почёт, уважение, привлекательность и так далее. Или те же грубые наслаждения, но в более изощренной форме.

Кто-то хочет быть красивым, а кто-то хочет быть угрожающим, потому что устройство ума у данного человека сводится к желанию удовлетворить определенную ролевую модель, которая формируется как под влиянием врожденной природы, так и под влиянием социализации. Желания всегда возникают в уме в виде колебаний. Ведическая философия обозначает эти колебания как вритти. Именно эти едва заметные колебания предвещают желание человека что-то сделать или что-то не сделать. Страх – это обратная сторона желания, которая отражает нежелание взаимодействовать с какими-либо неприятными объектами для чувственного восприятия. Страх и желания зарождаются в уме в виде неких импульсов, колебаний, которые и побуждают человека действовать определенным образом.

Иногда эти желания противоречат моральным установкам, целям, планам или просто законам и нормам поведения в обществе. Что тогда делать? Желания для разумного человека – это достаточно важная тема, так как именно способность пребывать в гармонии относительно желаний предопределяет то, будет ли способен человек действовать в согласии с самим собой или будет разрываться между сотнями желаний. Желания сами по себе не представляют чего-то негативного, как и ум. Поэтому избавляться от них полностью не имеет смысла. Это будет равноценно попытки избавить всю Землю от сорняков. Где-то все равно прорастут. Так как избавиться от них полностью невозможно, да и опасно, следует искать иные методы решения проблемы желаний: подавлять желания, регулировать их или удовлетворять.

Подавлять желания

Подавлять желания означает в разной степени заглушать различные побуждения ума, занимая свой ум чем-то или силой воли принуждая его следовать иной линии поведения. В общем смысле, подавлять желания достаточно затруднительно, так как это не только будет полностью истощать волю человека, но и будет становиться тем фактором, на основании которого человек будет снова и снова отказываться от деятельности. И даже если подавление желаний в конечном счете удалось – человек останется вообще ни с чем: он ничего не будет хотеть и ни к чему не будет стремиться, так как восприятие будет максимально притуплено. Не следует полагать, что именно в таком состоянии сознание будет открыто для духовной практике. В таком состоянии, сознание будет испытывать постоянную скуку, апатию и лень, что указывает несомненно на влияние тамаса.

В более опасном виде, подавлять желания означает загонять их настолько глубоко в подсознание, что они будут волей-неволей всплывать снова и снова в самые неподходящие моменты. Буквально в виде несдерживаемых импульсов. Такие импульсы могут приобретать форму гнева, вожделения, раздражительности, страха, беспокойств или полной апатии. Поэтому для психики практически нет здорового способа просто подавлять свои желания и быть здоровым. Да, следует отказываться от определенных желаний, которые прямо противоречат важным принципам и могут привести человека в крайне неблагоприятные условия существования, например преступления или наркотики. Но попытка подавлять абсолютно все желания неизбежно приведет к истощению воли и бескрайнему количеству беспокойств, поэтому стоит подавлять желания исключительно деструктивные, которые прямо разрушают жизнь. Таких желаний в среднем у человека не много и их крайне легко подавлять просто усилием воли. В глубокое подсознание они не перейдут, так как такие навязчивые мысли обычно достаточно быстро проходят сами по себе. Например, желание причинить кому-то вред после конфликта достаточно быстро сходит на нет, когда к человеку возвращается здравый смысл. И больше таких желаний не возникает, если обладать устойчивым разумом и не углубляться в ситуацию, прокручивая её в голове снова и снова. Обычно, это признак обиды, который несет вред исключительно её носителю.

Удовлетворять желания

Желания бывают разнообразные. Некоторые мы стараемся в себе культивировать, от некоторых стараемся избавляться. С точки зрения морально-нравственного и разумного развития, удовлетворять имеет смысл только те желания, которые направлены на наше благо. Например, есть желание позаниматься спортом или почитать книгу – это можно. Но опасно удовлетворять чувственные желания, то есть такие желания которые основаны на взаимодействии чувств исключительно с объектом восприятия. Например, чрезмерно вкусная еда вызывает определенную степень привязанности к яркому вкусу, алкоголь и наркотики также порабощают чувства, вызывая кратковременное состояние эйфории. Секс также является чувственным наслаждением и его следует ограничивать.

В ведической мифологии приводится множество примером бессмысленности удовлетворения чувственных наслаждений, например царь Яяти, которые даже имея все возможности для чувственного наслаждения все равно пришел к выводу об их бессмысленности. Примером может также выступать и Брахма, который формально является правителем вселенной, имея все возможности для чувственного наслаждения. И казалось бы имея все возможности он должен быть безгранично счастлив, но нет, сам он утверждается, что быть правителем вселенной для него тяжкое бремя, которое отвлекает от духовного пути. Брахма – один из высших полубогов и один его день составляет целое творение материального мира, мы можем убедиться в том, что за чувственным наслаждениями не стоит счастья, так как видим яркие примеры того, как безграничная возможность наслаждаться приводит к отказу от наслаждений вообще. Но стоит понимать, что удовлетворение желаний само по себе не приведет к отказу от желаний, такое может произойти только при наличии сильного разума, который сможет различить вкус от чистой духовной жизни и вкус от материальной жизни. Таким образом, удовлетворять следует те желания, которые ведут к благу и избегать удовлетворения тех желаний, которые забирают жизнь, время и силы.

Рекомендуем также эту статью:  Личность и характер - индивидуальность человека.

Проблема таких желаний заключается в том, что стремление к ним обусловлено либо любопытством, либо предыдущим положительным опытом, который вырисовывает невероятно яркие картины прошлого, на основании чего в уме возникает вывод – именно там счастье. Человек удовлетворяет желания не находит желаемого и испытывает смесь разочарования и отвращения. Но через время, в памяти снова всплывают воспоминания, к которым прибавились новые, и его желания снова начинают разгораться. На таких горках и строиться восприятие чувственных удовольствий и эти горки следует прекратить, утвердившись в праведном образе жизни, контролируя свои ум и чувства.

Регулировать желания

Регулировать желания означает удовлетворять их в разумной, допустимой степени. В такой степени, которая не навредит человеку и его росту на духовном пути. К регулируемым желаниям относятся как базовые потребности в сне и еде, так и более тонкие наслаждения, например, половой жизнью. Регулировать, означает ставить желания в такие рамки внутри которых желание с одной стороны бы удовлетворялось, а с другой стороны влияние желания бы уменьшалось. Например сон. Человек может спасть в неурочное время и больше необходимого. Скажем, с 3 ночи до 15 дня. Регулирование сна будет заключаться в том, чтобы перевести рамки сна с этого времени на более здоровый сон – с 22 вечера до 6-7 утра. Постепенно перемещая рамки сна человек приходит к здоровому и правильному сну. Это и есть регулирование. Касательно половой жизни, существуют регулирование согласно которому половая жизнь недопустима вне брака. То есть желания могут удовлетворять, но легитимно, в рамках предписаний.

О Aрджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.

Бхагавад-Гита. 6.16

Йогом в данном стихе называют именно последователя духовного пути, а не какой-то мистической школы. Йога означает «связь» или «путь» и это связывается именно с Абсолютной истиной, то есть Богом. Таким образом, духовным путём невозможно заниматься, если подавлять свои желания касательно базовых потребностей в сне и пище, их стоит удовлетворять, но в определенных рамках. Это и есть регулирование.

Отказ от желаний

Стоит упомянуть и ещё одно отношение к желаниям – это отказ от них. Этот метод не может быть просто построен на волевом усилии. Для отказа недостаточно просто подавлять желания, необходимо выйти на тот уровень осознания, с которого желания совершенно не волнуют ум. Это касается приобретения знания и развития вкуса к внутренней жизни, а также духовной практике. Только таким методом можно отказаться от желаний, заменив их вкусом к духовной жизни. Простой отказ от желаний ни к чему не приведет: он либо будет успешным и человек вообще деклассифицирует своё существование, либо это будет простое притворство, которое ни к чему не приведет.

Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком.

Бхагавад-Гита. 3.6.

Таким образом, отказ от желаний также является возможностью регулировать свои желания, но он достаточно требователен к искреннему стремлению развивать свою внутреннюю жизнь и отказываться от вкуса к внешней.

Правильное направление желаний

Направление желаний означает, что желания, которые направлены на чувственное наслаждение, направляются на благоприятные объекты. Это касается не только желаний, но и различных качеств. Этот метод применим исключительно для духовного пути, так как только на духовном пути сознание человека очищается достаточно, чтобы он мог воспринимать свою истинную природу и на этой платформе правильно направить свои желания.

Например, базовое желание возникает из вожделения, но ведическая философия указывает на то, что вожделение присуще и душе, только такое вожделение направлено на Бога и таким образом достигается возможность постоянного стремления к Нему, подобно тому, как молодой человек постоянно стремиться оказаться в обществе красивых девушек. Духовное вожделение – это чистое и безгрешное стремление, а материальное вожделение – продукт обусловленного существования. Направляя все свои желания на духовный, мы тем самым получаем возможность не только очистить своё сознание, но и использовать наши не самые благоприятные стремления в качестве топлива для нашей внутренней жизни.

В ведической литературе иногда встречается описание того, как следует перенаправить те или иные качества на духовный путь. К примеру, гнев можно направить на свои проступки, безделье или несерьезность заниматься духовной жизнью. Также гнев может использоваться как средство защиты других, когда они находятся в опасности, а также в случае духовных оскорблений святых личностей. Но, если ум недостаточно устойчив, гнев лучше не применять – это достаточно нестабильный инструмент. Жадность следует направлять на приобретение духовных богатств, а не материальных, а гордость – на принадлежность к служению Верховному Господу. Такие чувства очищаются и становятся не материальными, а духовными, что не оказывает негативного влияния на сознание. Но это не должно становится основным методом духовной жизни, а лишь вспомогательным.

Удовлетворять, регулировать или подавлять желания?

Желания – это не предмет обсуждения в рамках добро/зло или хорошо/плохо, так как существуют разные желания в сердцах различных людей. И это означает, что нам следует понять природу желаний и правильно установить отношение к конкретному желанию. Стремление поспать побольше с утра требует напряжение волевых сил, что означает подавление. Но это правильное отношение конкретно к этому желанию. С другой стороны, подавлять свой голод неразумно, так как это приводит к излишним беспокойствам. Ровно, как и чрезмерное употребление пищи. Поэтому такое желание необходимо регулировать. От неблагоприятных желаний следует отказываться на основании знаний и вкуса к чистой жизни. Например, человек, искренне занимающийся духовным путем, не может испытывать неодолимое желание к чувственным наслаждением. Хотя такие желания иногда возникают, в его власти просто отказаться от них, прекрасно понимая к чему они могут привести. Что касается перенаправления желаний и качеств – то это применимо только у преданному служению Верховному Господу, только Кришна настолько чист и милосерден, что направленная в Его сторону жадность или гордость может очистить сердце человека. Но опять же, не все побуждения подходят к тому, чтобы их применять на пути преданного служения. Так нельзя завидовать Господу и не стоит направлять свой страх или корысть на Него.

Понимая природу желаний и имея разнообразную практику их регулирования, можно прийти к выводу о том, как относиться к конкретному желанию и для полного понимания необходимо приложить усилия и к тому, чтобы проанализировать желания и к тому, чтобы относиться к ним в соответствии с полученным знанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.