Жизненная истина

Что самое главное в человеке?

главное в человеке

Как определить главное в человеке?

Что самое главное в человеке? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо разобраться с тем, что подразумевается под понятием «главное».

Основой существования человека, как и любого другого живого существа, является душа. По сути, если смотреть очень вдумчиво и глубоко, то душа это и есть человек. Бессмертная, наполненная знанием и счастьем. Душой обладает каждое живое существо, но когда мы говорим о главном в человеке, мы хотим знать не просто основу существования, которая присутствует в каждом, а то, что качественно выделяет конкретного человека, делая его то ли более человечным, то ли более важным.

Тут есть значительная трудность в объективном определении такого качества. Ведь существует много людей, а значит и много мнений. Кому-то важны знания, кому-то богатства, кому-то красота. И если смотреть субъективно, то главным в человеке является то, что привлекает других людей к нему и становится причиной однозначно положительной оценки. С этой точки зрения мы говорим о том, что является главным, уже не как об основе существования, а как о том, что способно привлечь сильнее всего. То есть это может быть богатство, слава, красота, знание, власть, смелость, доброта и прочее.

С другой стороны, главным в человеке может быть и то качество, природа, которого проявлена сильнее всего. Это может быть как природа, направленная на определенную деятельность, образ жизни и имеющая собственные предрасположенности и таланты, так и природа, отражающая характер, личность как набор качеств. Иначе говоря, главным в человеке может считаться и то, что сильнее всего проявляется, а именно: желания, страхи, таланты и качества характера.

Также мы можем понимать «главное в человеке» как психологическое состояние: счастье или несчастье. То есть в таком формате мы смотрим на человека не как на обладателя чего-то, а как на такого же человека как мы сами, который чувствует. И в этом смысле главным является то, будет ли человек счастлив или же он будет страдать.

Итак, понятие «главное в человеке» можно отобразить в четырёх значениях:

  1. главное в человеке – это то, чем он является в основе
  2. главное в человеке – это то, что привлекает других
  3. главное в человеке – это то, что проявлено в нём сильнее всего
  4. главное в человеке – это то, что он чувствует и как себя ощущает

Как следует определять главное в людях?

В зависимости от того, как вы смотрите на людей, для вас тот или иной аспект будет важнее, а значит вы автоматически будете рассматривать человека через призму некоторого «главного» критерия. Причем это, в большинстве, не налагается сразу на всех людей. Главное в разных людях будет определяться разными критериями, важно лишь понимать, что такой взгляд это проявление нашего уровня развития и отражение нашей природы, а также того, чего мы ищем в людях на самом деле.

Людям, стремящимся к знанию, свойственно видеть в других душу, так как это отражение высшей истины. Душа вечна, тело бренно. Тем, кто желает познать истину, следует смотреть так не только на людей, но и на каждое живое существо в этом мире вне зависимости от формы. В таком случае мы смотрим на душу как на себя, так и на других. Осознавать себя душой – означает черпать счастье внутри себя, а осознавать душой других означает не пытаться черпать счастье из других.

Тем, кто желает удовлетворить свои потребности посредством других, важнее видеть в человеке нечто привлекательное. В таком отношении нет ничего плохого самого по себе, ведь человеку свойственно стремиться к счастью. Однако такое корыстное отношение к людям может стать причиной множества неприятных чувств, возникающих как следствие попыток тянуть друг от друга счастье. Чем сильнее люди тянут – тем меньше счастье, а, значит, тем сильнее будет натяжение, которое проявляется как ссоры, конфликты, оскорбления и прочее.

Рекомендуем также эту статью:  Отказ от желаний – следует ли отказываться от собственных желаний?

Аналитический подход, при котором мы смотрим на людей как на набор неких качеств, способностей и талантов, тоже следует считать корыстным, так как в попытке хорошо изучить человека легко просматривается желание использовать те или иные качества, способности, таланты, взгляды. Аналитический подход в определении главного — это тонкое желание понять другого лишь затем, чтобы посредством знания о человеке реализовать некоторые амбиции. Благонамеренные ли это амбиции или эгоистичные – бывает по-разному, но это желание также корыстно, а, значит, способно привести к разочарованию.

Если мы рассматриваем чувства человека как определяющий критерий, то чаще всего речь заходит о том, чтобы причинить/не причинить кому-либо боль или счастье. Причинение счастья чаще всего происходит как следствие потребности догнать и причинить добро, но при этом это автоматически делает «причинятеля» добра выше в собственных глазах. Исправлять других — означает ставить себя выше, и когда в отношениях это основополагающее желание, которое может быть просто причиной отношений, неизбежно эти отношения придут к закономерному краху. Причинять помощь или исправлять другого означает совершать попытку решить чужие проблемы и сформировать определенную личность, которая будет приемлема с точки зрения «исправлятеля». Два исхода: получилось и не получилось. Если всё получилось, то исправлятель либо говорит: «Моя работа закончена.», либо, что хуже, пытается наслаждаться плодами своей работы, и это превращается в банальную попытку вытянуть из другого счастье. Если же не получается, результат всегда одинаков: «исправлятель» разочаровывается и просто избегает дальнейшего общения.

С другой стороны, стремление максимально обезболить отношения приводят к последствиям, которые не намного приятнее. Здоровая жизнь – означает способность принимать боль и до какой-то степени терпеть её. Но когда человек строит отношения на основе тотального непричинения боли другому, он ставит себя ниже. И возникает прецедент, при котором получать что-то неприятное в свою сторону – это нормально, а причинять кому-то боль нельзя. Это сочувствие, которое выходит за рамки адекватного восприятия каждого человека как самостоятельной, взрослой и сознательной личности. Конечно, так можно вести себя с ребенком, но не с взрослым. Есть два исхода такого тотального непричинения вреда: либо «непричинитель вреда» становится объектом манипуляции, либо он ставит себя в настолько зависимое положение от каждого дуновения внутреннего мира другого, что он попросту унижает себя до невозможности уважения в его сторону.

Адекватное определение главного в человеке

Сейчас мы говорили о тех моментах, когда главное в человеке становится в основу межличностных отношений. Но стоит понимать, что у каждого из этих определений есть своё место в реальной жизни.

Когда речь заходит о том, что нам нужен работник, напарник, партнер, то мы неизбежно будем анализировать такого человека на наличие способностей, талантов и предрасположенностей. Это разумный и практичный подход, потому что для нас он сейчас не столько человек, сколько потенциальный сотрудник-партнер. И в таких формальных отношениях мы должны вести себя максимально прагматично на благо всех, ведь руководствуясь сочувствием в такие моменты, мы рискуем не только собой, но и всем обществом. Судья, прощающий по доброте душевной преступника, наносит вред всему обществу, закрывая глаза на факт совершения преступления.

Другим примером являются конкретные примеры эмоциональной поддержки и помощи людям. То есть осознание того, что они чувствуют, и, соответственно, действие такого порядка, которое может принести облегчение. Это касается и бытовых ситуаций, и полноценных кампаний по обучению чему-либо человека. Отличие такого подхода заключается в отделении цельной личности от временного состояния или какой-либо задачи. «Сейчас ему плохо, я помогу, и станет лучше» – когда этот подход ситуативно – это хорошо; когда же на таком восприятии строятся отношения – это плохо. Поэтому, разумеется, стоит учитывать эмоциональное состояние людей в конкретных ситуациях, но это не должно становиться причиной нарушения адекватного восприятия других.

Рекомендуем также эту статью:  Как найти свое предназначение в жизни?

Взаимное адекватное восприятие того, что считается главным с точки зрения способности привлечь к себе людей, заключается в осознанной корысти. Когда два богатых человека встречаются, осознанное понимание потенциального партнерства может дать им возможность строить не межличностные, а партнерские, деловые отношения. То есть строить отношения межличностные на основе таких критериев не очень хорошая идея, но строить взаимовыгодные отношения – идея очень даже хорошая. Примеров этому масса, например, ученик и учитель. Ученик приносит определенную пользу учителю своим служением, а учитель, в свою очередь, делится знаниями, учит. Они не душевные друзья, а господин и слуга, между которыми хотя и может быть симпатия, но не может быть вольности. Говорить о том, как богатые, известные, знающие и властные взаимодействуют с красотой, будет лишне, но это также пример взаимовыгодных полуформальных отношений.

То есть любой критерий определения главного в человеке мы можем позволить себе, но нельзя строить на этом отношения целиком, делать главным, видеть человека сквозь призму его талантов, потенциала приносить вам наслаждение или как объект причинения добра/непричинения зла.

Что является главным в людях? Как нам следует их воспринимать?

И остается только восприятие других как души. До сих пор мы могли говорить о людях как о том, что можно так или иначе использовать. Но восприятие с точки зрения души означает правильное восприятие. Смотря на картину – мы смотрим на красивую вещь, смотря на меч – мы смотрим на его способность быть оружием, а смотря на сломанную вещь – мы думаем о том, чтобы её починить и не сломать снова. Но смотреть на человека как на целостную личность возможно только через восприятие его как души.

Воспринимая и себя, и других живых существ как душу, мы способны строить гармоничные взаимоотношения, в которых есть место не столько корысти, сколько самому по себе приходящему счастью. Не столько анализа с целью выгоды, сколько пониманию с целью сохранения и укрепления отношений. И не столько восприятию человека как живых чувств, сколько восприятию другого сквозь призму здорового уважения и сострадания. Воспринимая других как души, но при необходимости учитывая другие факторы, мы способны строить не только межличностные, но и формальные отношения. При этом отношение к другому как к душе неизбежно становится причиной пожелания счастья и отвращения от причинения боли при сохранении уважения.

Состояние духовного осознания возносит на уровень черпания счастья в самом себе, и это основа удовлетворенности, на которой можно выстраивать отношения с другими. Эта основа способна выдержать и радость, и горе. Отсутствие такой самобытности все же вскоре делает человека зависимым от счастья и неспособным пережить какое-либо разочарование. Когда же есть некий непоколебимый, чистый, постоянный источник счастья – все остальное может быть только прибавкой, но не заменой. И в этом здоровое осознание главного не только в других, но и в себе самом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.