Нравиться всем: почему быть пряником плохая идея?
В наше время достаточно распространенным явлением является привлечение внимание других людей к себе. Для этого, в наш век, существуют социальные сети, раньше это были статусные вещи, одежды, роскошь и прочие показатели положения. В Голландии показателем статуса были тюльпаны, у народов центральной Америки какао-бобы или яркие перья в одеждах, а в Индонезии – количество буйволов, которые были зарезаны во время похорон человека. Сейчас роль показателя статуса выполняют техника, одежда и богатства. С помощью внимания и статусных вещей человек получает известность, и возможность реализовывать свои потребности. Однако сейчас речь пойдет не о той попытке нравиться всем, которая предназначена для обретения славы и известности, а о попытке нравиться всем, которая происходит из различного рода комплексов и заставляет человека болезненно хвататься за внимание окружающих.
Это распространено повсеместно и в умах многих людей симпатия окружающих прямо ассоциируется с надежной поддержкой, опорой и возможностью удовлетворить в безопасности все социальные потребности. Однако, на деле, мы видим, что люди, пытающиеся удовлетворить всех, на самом деле являются самыми обделенными в плане социальных потребностей. Почему это так? И почему быть хорошим человеком не означает нравиться всем?
Причины и следствия парадигмы пряника
Парадигма пряника – убежденности в том, что удовлетворяя потребности и желания других возможно получить полную взаимность
Пряники ассоциируются с чем-то приятным, теплым и праздничным и нравятся большинству людей, если не на вкус, то хотя бы визуально. Попытка нравиться всем иногда называют «синдром пряника». Индивидуальная личность никогда не может быть обладателем совокупности тех качеств, которые бы нравились всем. А вопрос возможности построения отношений, при которых могли бы быть удовлетворены социальные потребности и построены гармоничные отношения заключается в совместимости личностей: опыта, мировоззрения, ценностей, увлечений, а не способности подстроиться под кого-то. Несовместимые личности вряд ли построят здоровые отношения. Противоположности притягиваются и также быстротечно отталкиваются друг от друга, в то же время, имеющие общие интересы и цели люди, как правило, имеют тенденцию к постоянному сближению. Понимая это, можно принять факт того, что нравиться обязательно далеко не всем, а только тем, с кем вас могут потенциально связывать перспективы здоровых отношений.
Внешние причины парадигмы пряника заключаются в:
- жесткой требовательности родителей
- благородстве, сострадании и мягкости без разума и знаний
- страха одиночества
- природной эмпатии
Жесткая требовательность родителей влияет на сознание ребенка таким образом, который вырабатывает прямую зависимость между получением желаемого и степенью удовлетворенности родителя. Если родитель недоволен, то будет наказание, а если будет доволен – награда. Такая установка плавно перетекает во взрослую жизнь, в которой человеку в принципе некогда взглянуть на то, что он делает не так. Наоборот, люди с такой установкой убеждены, что они сделали недостаточно хорошего, недостаточно удовлетворяли других и сами виноваты в том, что с ними постоянно себя ведут негативно. Это создает повторяющийся сценарий практически идеального поведения, которое никому не нужно.
Родитель муштрует ребенка, делая из него идеального исполнителя, который знает, что хотят другие, но совершенно не знает, чего хочет он сам. Это делает несчастливым личность глубоко внутри, что создает перепады настроения, неустойчивость психики, неспособность придерживаться определенной модели поведения, неестественное поведение и бесконечные попытки понравиться другим. В конечном итоге, это делает несчастливыми всех. Благими намерениями.
Примером обратного воспитания может выступать воспитание различных племен индейцев, которые вместо того, чтобы дрессировать детей, наоборот позволяли им всё и никак не препятствовали их выходкам. Несмотря на необходимость большого терпения – это вознаграждалось сполна. Ребенок воспитанный в атмосфере вседозволенности становился гордым и бесстрашным воином, который не мог терпеть ни подчинения тем, кому он не желал подчиняться, ни всяческих ограничений. Именно по причине такого воспитания, индейцы в массовой культуре это именно те воины, которые с томагавками оказывали жестокое сопротивление людям, вооруженным огнестрельным оружием достаточно продолжительный промежуток времени. Это, однако, не означает, что детей стоит вообще ни в чем не ограничивать, а скорее демонстрирует то, как влияют атмосфера ограничений и вседозволенности. Ребенка нужно воспитывать в духе добродетели и методами, которые соответствуют добродетели: терпение, сострадание, смирение, честность, чистота и так далее. Задача родителя не воспитать идеального работника, бизнесмена или будущего руководителя, а воспитать человека.
Благородство, мягкость и сострадание без участия разума вынуждают личность быть пряником потому, что иначе поступать «неправильно». Каждому надо помочь и никогда нельзя отказывать в помощь. Качества благородные, но без должного разума и знаний превращают человека в марионетку для окружающих. Самая большая опасность заключается в том, что такое благородство часто связывает такого человека с манипуляторами, которые используют доброту человека для собственной выгоды. Неспособность сказать «нет» буквально связывает человека в таких обстоятельствах. Для таких людей важно понять, кому следует помогать, а кому помогать не следует. Достойным личностям помогать следует, а общества недостойных – избегать и прямо порвать с таким кругом общения. Разум и знания прямо указывают на людей достойных и людей недостойных и хотя в беде нужно помогать всем, не каждому эта помощь требует постоянно.
Страх одиночества заключается в восприятии удовлетворения социальных потребностей как условия своего существования. Иначе говоря, люди чрезмерно опасающиеся остаться одни более склонны к проявлению наклонности пряника. Страх вынуждает всячески избегать беспокойств и страданий и если для этого требует пожертвовать собственными интересами – в глазах боящегося это нормально. Такой страх может происходить из разных источников, будь то природа человека, объективные потребности в общении или просто, при котором человек воспринимает общество других людей, как развлечение без которого ему будет очень плохо. Так или иначе, страх одиночества проходит в процессе зрелости и приобретении самобытности, иначе говоря, в способности для себя самого быть источником положительных впечатлений.
Природная эмпатия также может стать причиной попыток всем понравиться. Естественным образом, эмпатичные люди переживают то же самое, что и их собеседники. Именно поэтому такие люди склонны стремится причинить всем добро и радость, максимально избегая различных острых углов.
Следствиями поведения пряника является обесценивание человека, в следствии отказа от собственных интересов ради интересов других. Такой альтруизм носит характер гарантии того, что люди останутся, но на деле все случается наоборот. Попытки всех удовлетворить, постоянная доступность и сплошной позитив лишают ценности общества, так как по природе, человек не интересуется тем, что всегда на виду.
Существуют и более глубокие, фундаментальные причины формирования такого мировоззрения. О них мы поговорим чуть позже.
Нормы этикета и морали – не про то, чтобы нравиться всем
Высокоразвитые цивилизации отличаются тем, что в них нормы морали и этикета были повсеместно распространены и отклонение от них могло послужить причиной изгнания или понижения социального статуса. Иначе говоря, в таких обществах от человека требовалось следовать правилам поведения. Однако, причиной таких установок в обществе была не попытка установить утопию, в которой все друг-другу нравятся, а построение общества, которое базируются на морально-нравственных принципах. Морально-нравственные принципы создают такого человека, который не нарушит законе не потому, что за это его ждет наказания, а потому что лишен той алчности, зависти, гнева или вожделения, которые могли бы привести к нарушению закона и причинению вреда остальным. Различные принципы начиная от щедрости и доблести, до отрешенности и невозмутимости были эталонами поведения в обществах разумных людей не потому, что это могло стать причиной симпатии, а потому, что такое поведение предопределяло в человеке человека.
Морально-нравственные принципы создают такие условия в которых человеку незачем совершать преступления, проступки или грехи. Усердие создает благополучие в обществе, а щедрость предотвращает появление преступности и нищеты. Общество построенное на моральных принципах и нормах поведения преследует целью совершенно не попытку создать область приятелей, а создание общества, в котором не будет греха и недостойного поведения. В обществе лишенном зависти, жадности, гордости, лени и прочих пороков трудно быть врагом кому-либо.
Так или иначе, попытка культивировать добродетель должна преследовать цель достижения совершенства, счастья, а не попытку нравиться всем. Добродетель взращенная с очевидной корыстью будет непостоянна и проявляться лишь до тех пор и лишь в тех условиях, в которых эта добродетель будет приносить плоды. Но такая добродетель не является истинной. Доброта должна быть бескорыстной, но разумной. Цель добродетели – не снискать почет, славу, овации или симпатии окружающих, а поступать по-настоящему правильно. И хотя это не всегда оценивается окружающими, это не должно становится отказом от неё, потому что настоящего счастья можно достичь только путём культивирования знания и положительных качеств.
Делай, что должен, и свершится, чему суждено
Лев Толстой
Правильное поведение определяется добродетелью и знаниям, однако, определение добродетели не должно становится вопросом коллективного договора. Времена меняются и люди вместе с ними. На это сетовали и в Древнем Риме. O tempora o mores. Люди меняются и восхваляют люди в современном обществе совершенно другие вещи, это не должно служить причиной переписывания морально-нравственных законов, которые не подлежат обсуждению. Итак, общественное сознание, в силу своей переменчивости не может служить источником определения того, что является истинной, а что заблуждением. Указать на это, могут священные тексты, которые являются источником определения того, что есть добродетель, а что порок.
Этикет, норма поведения, добродетель и принципы – это способ не обрести овации, признание или нравиться всем, а естественный и правильный образ действия для каждого.
Почему нравиться всем – плохая идея?
Как уже было сказано, свойство человеческого сознания заключается в том, что к доступным вещам теряется интерес. Даже с точки зрения рыночной экономики – предложение превышающее спрос ведет к снижению цены. С другой стороны, люди демонстрируют поразительное стремление обладать редкими и труднодоступными предметами. Драгоценные камни не имеют практически никакого реального применения, выступая только в роли украшений. Однако они намного дороже большинства предметов практически применимых. Например, янтарь в древнем Египте был желанным товаром для фараонов и знати, являяся показателем наивысшего достатка. В то же время на побережье Балтийского моря, янтарь практически считался мусором, так как его было в достатке. На основании этого определения ценности, разумно предположить, что даже очень приятное общение в избытке и легко доступности превращается в крайне безынтересное занятие. Разумеется, это не повод вести себя подобно манипулятору, набивая цену. Такое понимание скорее укажет на то, что попытка быть пряником, который всегда рядом, всегда поможет и никогда не уйдет, скорее всего приведет к реальному обесцениванию.
Общение людей строиться на стремлении удовлетворить свои чувства. То, что приятно для чувств – будет становиться объектом стремления, то что неприятно – избегания. Следует также понять и почему возникает поведение пряника. От сильного желания и невоздержанности. Сильное желание будет направлять весь ум на то, чтобы как можно больше получить наслаждения от общения с конкретным человеком, а невоздержанность будет подобна открытым воротам из которого в любой момент кто-то выйдет или кто-то зайдет. Нам следует контролировать наши чувства и стремиться осознать почему мы хотим ту или иную вещь, или общество того или иного человека, и действительно ли мы этого хотим? Осознание своей сильной потребности, её источников и причин позволит нам осознать положение в котором мы оказались, а это является действительным условием возможности действовать свободно и правильно.
Помимо этого, следует понимать пять фактов:
- некоторых людей удовлетворить невозможно
- некоторые люди сами не знают чего хотят
- некоторые люди не хотят, чтобы их удовлетворяли
- мы не всегда способны удовлетворить кого-либо
- мы не должны удовлетворять любое желание других людей
Здоровые отношения строятся на принципе добровольной и свободной взаимозависимости. Люди идут друг к другу обоюдно, шаг за шагом. Прекрасно осознавая как то, что необходимо время на построение действительно крепких отношений, так и то, что они занимают определенные роли, у которых есть обязанности и права. Простая попытка построить отношения по принципу джина из лампы всегда заканчивается провалом. Но также важно осознать и то, что стремление удовлетворить потребность другого человека в такой одержимой манере является признаком зависимости и незрелости. Только зрелые и самодостаточные люди могут выстраивать правильные отношения в которых будет и доверие и счастье.
Как перестать стремиться нравиться всем?
Зависимость от мнения окружающих, стремление бездумно удовлетворять потребности определенного человека или попытка быть хорошим для всех носит фундаментально одну причину – отсутствие самобытности. Иначе говоря, неспособность обрести все необходимое для счастья в независимости от других: цели, планы, принципы, счастье и так далее. Все что действительно необходимо для счастливой жизни по-настоящему зрелый человек черпает внутри себя. И хотя он может быть занят разнообразной деятельностью, она не связывает его и не становится причиной его зависимости от других. Для отказа от болезненных попыток нравиться окружающим необходимо осознать наличие такой манеры поведения, сознательно отказываться от этого и научиться ясно понимать, когда шаг навстречу – это благо, а когда – зло.
Самобытность приходит с приобретением опыта внутренней жизни: в построении и достижении целей, постижении себя, осознании своей истинной природы, работы над собой и так далее. Стремясь к совершенству мы не только приближаемся к тому, что сделает нас счастливым, но и проходим путь, который требует от нас кардинальной переоценки и работы над собой. Совершенство делает человека счастливым, но совершенство достигается тяжелой работой, а не простым щелчком где-то в сознании. Поэтому избавление от пряничного поведения займет какое-то время. Говорить «нет» и отказывать будет непривычно и даже страшно, но это те шаги, которые необходимы для того, чтобы наши искренние усилия прекратили быть источником наших не менее искренних страданий. Самобытность естественным образом приходит тогда, когда наша деятельность, а не её плоды являются источниками счастья для нас. Когда мы отказываемся от корыстных стремлений, мы проявляем тот набор качеств и образов действия, которые приводят к ощущению чистого счастье. Бескорыстие лишает ожиданий, которыми руководствуются люди, надеющееся обрести благорасположение других, просто исполняя их желание. Эта корысть чувствуется другими и они просто не могут быть также бескорыстны по отношению к нам.
Избавиться от такого болезненного стремления нравиться весм можно с приобретением самобытности и чётким пониманием причин такого поведения. Мы хотим расположения, но даже если разумно и отвлеченно взглянуть на такую ситуацию, можно понять, что корысть зависимого не вызывает действительного ощущения благодарности, в то же время бескорыстие зрелой и самобытной личности – это источник искренней симпатии. Но убеждать других в том, что мы самобытны, а потому наше общество ценно – бесполезно. Нужно лишь по-настоящему стать таким и все придет само собой, подобно тому, как река течёт естественным образом, когда на её пути нет препятствий.