Недостатки человека: какими недостатками обладает каждый?

Недостатки человека: какими недостатками обладает каждый?

Одной из целей человеческой формы жизни является достижение счастья. Достичь счастья возможно путем совершенствования своей жизни, обретения знания и добродетельных качеств. Однако, в фундаментальной природе человека присутствуют недостатки, присущие каждому, которые мешают достичь счастья. Эти недостатки подталкивают человека к неправильным решениям и неправильному образу действий и мыслей, что, в совокупности, приводит к страданиям. Избавиться от этих недостатков крайне сложно, однако можно нивелировать их влияние путем приобретения совершенного знания. Этих недостатков четыре и они присущи каждому человеку:

Недостатки человека:

  • склонность совершать ошибки
  • склонность заблуждаться
  • склонность обманывать
  • обладание несовершенными чувствами

Человеческая формы жизни предназначена для достижения высшей цели, однако именно эти недостатки сбивают с правильного пути и вынуждают следовать за материальными желаниями, которые погружают человека в водоворот материалистичного образа жизни. Поняв эти недостатки становится возможно правильным образом исправить их, а это является основой для избавления от страданий, которые эти недостатки порождают.

Недостатки живого существа

Эти недостатки присущи каждому человеку, ведь каждый человек хоть раз обманывал, заблуждался, совершал ошибку и уж тем более каждый обладает несовершенными чувствами. Знание об этих недостатках с одной стороны не должно становится оправданием для совершения последующих ошибок или заблуждений. Полагая «я человек, а потому иногда совершаю ошибки», обычно в уме возникает конструкция попустительства, когда само знание о возможности совершать ошибки приводит к совершению ошибок. Мы должны понимать, что эти недостатки и несовершенства следует как-то исправить, а не допускать их влияние на нашу жизни. Ведь если мы перестанем ошибаться, обманывать и заблуждаться – мы станем счастливее и сможем добиться большинства целей. Но если мы сдадимся перед лицом этих недостатков, вопрос достижения цели уже не будет стоять перед нами. Так что прежде всего, следует понимать, что любое знание должно быть направлено на способность к росту и избавлению от всяческих несовершенств как фундаментальных, так и приобретенных.

Несовершенные чувства

Счастье – это, безусловно, вопрос правильного восприятия мира. Обусловленный жадностью, гордостью, вожделением или гневом человек не может разумно распоряжаться своим временем ради собственного блага. Вместе этого, он стремится обрести удовлетворение в том, что лишь порождает все новое и новое страдание. Несовершенные чувства вынуждают совершать неправильные выводы, а также стремиться к тому, что не принесет счастья. В таком положении, человек обречен быть неспособным ни обрести счастье, ни познать истинное знание полагаясь лишь на свои несовершенные чувства.

К чувствам относятся как пять чувств, которые соотносятся с пятью органами восприятия, так и ум. Каждое из этих чувств вводят человека в заблуждение и направляют его в неправильную сторону. В ведической литературе приводится знаменитый пример Аджамилы, который несмотря на то, что имел все необходимое для счастливой жизни: состояние, хорошую семью, прекрасную невесту, знания, духовную практику, подался вожделению и был вынужден влачить жалкое существование. Увидев красивую служанку он воспылал к ней страстью. Говориться, что в ту же секунду, когда он увидел её, он зажмурил глаза, ибо понимал, что страсть приведет к греху, но уже тогда его ум, явил своё несовершенство и заставил его впасть в заблуждение и совершить ошибку, породив в нём сильное желание. Позже он бросил семью, невесту, состояние, обязанности, все свои добродетели и женился на этой служанке. Эта служанка была порочной и жизнь с ней склоняла Аджамилу к совершению тяжких проступков: воровству, разбою и нечестной игре в кости. Так праведник стал грешником, стоило ему один раз лицезреть своими несовершенными чувствами объект вожделения.

На примере Аджамилы становится понятно, что несовершенные чувства порождают иллюзорные желания и стремления, которые приводят к проступкам, ошибкам, грехам и заблуждениям. Несовершенные чувства человека не способны дать ему ни полноту знания, ни счастье, ни достижения высшей цели. Так что же делать с этими чувствами? В Бхагавад-Гите(2.58), описывается, что человеку следует отстранять свои чувства от объектов чувственного наслаждения, то есть отказаться от сознательного созерцания различных объектов порождающих желания, а также отводить чувства, когда это произошло случайно. Постоянно созерцая красивых девушек, молодой человек не думает ни о чем, кроме как о них. Так он посвящает свою жизнь наслаждениям и способам достичь их, отказываясь от счастья, знания и всех остальных целей. Недостатки приводят к неспособности добиться даже обычных целей, что уж говорить о счастье или духовном благе?

Также, в Бхагавад-Гите множество раз говорится о процессе обуздания ума как о важнейшем условии счастья и умиротворения. Не обуздав ум, человек не может рассчитывать на возможность испытывать счастье, так как неудовлетворенность, порожденная созерцанием объектов вожделения, будет постоянно беспокоить его. Такое желание будет подобно жаре, которая мучает с каждой секундой все сильнее, но от которой никуда не спрятаться. Поэтому, относительно несовершенных чувств, следует обратиться к наставлениям Бхагавад-Гиты, отказавшись от восприятия объектов чувственного наслаждения, которые только распаляют желания и неудовлетворенность. Обуздав ум и чувства, человек способен быть счастливым, испытывая беспричинное наслаждение в самом себе, которое не зависит от внешних обстоятельств.

Но также следует понимать, что желания могут сохраняться и просто отвести взгляд или обуздать ум недостаточно, потому что в любой момент желания могут пробудиться вновь, достаточно увидеть сон или вспомнить объект желаний. Тогда ум лишиться покоя, а вместе с отсутствием умиротворения – чувства станут вновь необузданными. Поэтому человеку следует искать чистоту сознания в обретении совершенного знания, которое способно выкорчевать желания из сердца полностью, не давая им прорастать вновь и вновь.

Духовная практика очищает разум, ум и само сердце. Подобно тому, как золото можно сделать блестящим снаружи просто отполировав его, так и ум можно обуздать внешними практиками, такими как медитации или обретения несовершенного знания. Но цель подлинного очищения золота заключается не в доведении внешней стороны до блеска, а в вытравлении всех примесей из металла. Цель золота стать чистым изнутри, такую же цель должен преследовать и разумный человек, пытаясь лишить себя недостатков не внешних, а внутренних. Когда недостатки исчезнут изнутри, у них не будет возможности проявляться снаружи. Такую возможность предоставляет духовная практика, которая заключается в постижении Абсолютной истины, путём исполнения своего предназначения, долга и преданного служения Истине. Только заняв истинное положение, человек может быть счастлив, подобно тому, как рыба может быть счастлива только в воде.

Таким образом, отказ от созерцания объектов чувственного наслаждения, обуздание ума и духовная практика являются методами, которыми можно решить проблему несовершенного восприятия. Лишившись убежденности в том, что созерцание того, что порождает желание приносят счастье, человек тут же прекратит гнаться за этим и тут же обретёт счастье внутри.

Вся деятельность материалистичных обитателей этого мира направлена на то, чтобы обрести счастье и избавиться от страданий. Однако на самом деле человек счастлив лишь до тех пор, пока он не пытается стать счастливым: стоит ему пуститься в погоню за счастьем, как он сразу становится несчастным.

Шримад-Бхагаватам. 7.7.42

Склонность совершать ошибки

Доминирования желаний над принципами приводит к совершению ошибок. В нашем обществе, воспитание базируется на том, чтобы дать человеку как можно больше способностей наслаждаться, воспитав его таким образом, при котором он смог бы зарабатывать деньги, получить образование, положение, власть, богатства, связи и прочее. Очень часто от родителей можно слышать назидания: «не будешь учиться – станешь дворником». В Шримад-Бхагаватам описывается, что демонов с детства обучают всем материалистичным наукам, но при этом не дают никаких истинных знаний и настоящего воспитания, которое сделало бы ребёнка счастливым. Так и в нашем обществе всё направлено на достижение внешнего блага, вместо культивирования в ребёнке человеческих ценностей. Все это приводит к доминированию ума и желаний над разумом и принципами. Но разве может беспринципный человек жить правильно и не совершать ошибки? Конечно это невозможно, так как у такой личности просто нет морального компаса, указателя, который дал бы ему чёткое осознание того, что следует делать, а чего делать не следует, из-за чего совершается много ошибок. У такой личности есть только знание о том, что нужно и можно наслаждаться, но это противоречит истине. Наслаждаться можно, но ограниченно. В противном случае, человек станет заложником собственных чувств и желаний. А это неизбежно приведет к страданиям.

В приведенной истории с Аджамилой это демонстрируется особенно ярко. Чем выше положение, тем больше ответственности. Аджамила был брахманом и увидев в неподобающем образе служанку, в нём возникло сильное желание. Из-за этого желания он совершил множество ошибок совокупность которых, впоследствии привела его к встрече со слугами бога смерти – Ямараджа. Брахманическое положение особенно важно, ведь оно позволяет наиболее непосредственно достичь высшей цели жизни и в этом положении особенно важно не поддаваться иллюзиям и контролировать свои чувства. Аджамила мог удовлетворить все свои телесные желания в благочестивом браке, но, впав в заблуждение, отказался терпеть и решил удовлетворить все свои желания сиюминутно. Наслаждаться следует по правилам, в противном случае, это становится ошибкой, грехом. Самой главной ошибкой Аджамилы было желание сойтись в браке из-за вожделения, а всё остальное: разбои, воровство, отказ от исполнения долга к этому приложилось как само собой разумеющееся. Не регулируя чувства, люди сходятся в браке из-за вожделения, желания удовлетворить свои половые желания. Но построенный на таких ценностях брак является ошибкой, так как в основе лежит сиюминутное желание. Когда такое желание пропадает, брак распадается.

Таким образом, корень совершения ошибок в нерегулируемом стремлении наслаждаться. Следуя правилам регуляции наслаждения и морально-нравственным принципам в целом, становится возможно избавиться от совершения ошибок. Жадность приводит к необходимости заработать большие деньги быстро, а это заканчивается мошенничеством, противоправной или запрещенной деятельностью. Вожделение подгоняет как можно быстрее создать брак или заняться недозволенным сексом, что приводит лишь к разному рода страданиям. Желание удовлетворить свой желудок приводят к необходимости есть тела других живых существ. Всё это является грехом, ошибкой, но следуя принципам человек получает возможность избавиться от совершения таких поступков руководствуясь здравой логикой принципов.

Итак, преобладания разума над умом, принципов над желаниями и регуляция наслаждений способны избавить от совершения большинства ошибок. Разумный подход синонимичен правильному и именно действия на уровне разума и принципов считаются безошибочными. Действием на уровне разума считается исполнение долга, предназначения, обязанностей, но даже ошибка в исполнении таких вещей лучше, чем безупречное исполнение тех дел, которые долгом не являются. Даже больной желудок переваривает еду лучше любого другого органа. И даже если любой другой орган начнет в совершенстве переваривать пищу, то это ничего не изменит, ведь поступление пищи для переваривания предназначено только желудку. В ведической литературе часто приводится пример с корнями и листьями – если вы хотите насытить дерево, достаточно насытить корень, и тогда всё дерево будет насыщено. Так и исполняя свой долг правильным образом человек способен избавиться от совершения ошибок как в повседневной жизни, так и в достижении любой цели.

Рекомендуем также эту статью:  Сансара – круговорот рождения и смерти живого существа.

Склонность заблуждаться

Заблуждения присущи как по причине несовершенных чувств, так и по причине стремления различными путями эксплуатировать различные объекты материального мира для достижения собственного процветания или наслаждения. Одним из таких инструментов может быть несовершенное знание. Несовершенное, материальное знание направлено на достижение такого образа использования материальных объектов, который принес бы наибольшее удовлетворение. Однако, как известно, достичь удовлетворения материальным путём невозможно, подобно тому, как невозможно потушить пожар подкидывая все больше и больше дров. Примером несовершенного ведического знания могут выступать различные второстепенные дисциплины или дисциплины направленные на достижение материального процветания и наслаждения: джйотиш, аюрведа, хатха-йога, карма-канда, различные мантры для всех видов успеха и т.д. Важно понять, что достигнуть высшего смысла жизни можно только с помощью высшего, совершенного знания, которое даёт понимание души и Абсолютной Истины. Абсолютной Истиной является Бог, но как можно постичь Верховного Господа занимаясь гимнастикой, сочетая специи или читая мантры, которые отпугивают «негативную энергию»? Таким образом достичь Господа невозможно.

Сами по себе второстепенные знания не опасны и по большей части бывают полезны, но опасна вера в них. Как только человек возводит пользу от второстепенного знания в абсолют он начинает заблуждаться. Некоторые люди действительно верят в то, что исключительно методами различных материальных дисциплин возможно достичь счастья, так они впадают в заблуждение. Аюрведа может помочь достичь некоторой степени здоровья, но если карма указывает на смертельную болезнь – ничего не поможет. Астрология может указать на карму, но вряд ли способна действительно глубоко её исправить. Второстепенные знания не справляются даже с вопросом кармы, но как тогда такие знания могут быть абсолютны?

Приобретение веры в несовершенное знание оказывает такое влияние, при котором это знание начинает восприниматься как абсолютное, конечное, высшее, способное решить все проблемы. В этом и заключается заблуждение, а из такого заблуждения рождаются ошибки и склонность обманывать. Например, кто-то верит в то, что все проблемы можно решить путем экономического процветания, определенного политического строя или повышением качества жизни, а кто-то верит в то, что все проблемы можно решить, если будет всего одна раса. Точно также материальное знание порождает такую веру, которая убеждает в совершенности несовершенного знания и ставит такое знание во главу всего. Живя подобным образом, человек всё интерпретирует с точки зрения несовершенного знания, на основе несовершенных чувств и так впадает в заблуждение. Точно также впадает в заблуждение и тот, кто не обладает знанием вообще.

Главное заблуждение заключается в отождествлении себя с материальным миром. Шрила Прабхупада говорил, что ложное эго заставляет человека считать себя продуктом материи. Настоящая природа любого живого существа – это природа души. И именно из заблуждения отождествления себя с материей происходит построение материалистичного образа жизни, который естественным образом приводит к страданиям.

Также опасным заблуждение становится такое “видение” при котором человек посвящается свои размышления, попыткам оправдать собственные ошибки. Каждый убийца говорит, что он не виноват, а каждый родитель, который бросил ребёнка, говорит, что он не мог поступить иначе. Так и любой, кто заблуждается, будет всячески препятствовать признанию своих недостатков. В «Хитопадеше» сказано: «Если глупцу дать полезный совет, он не последует ему и только разгневается». Так, став жертвой собственного заблуждения человек вынужден жить в маленьком мире собственных рассуждений о том, что есть правильно, а то нет. В большинстве, так происходит из-за неспособности принять факт своих ошибок, невозможности следовать настоящим принципам и гордости. При неспособности следовать правилам и предписаниям следует признать себя некомпетентным и искренне стараться исправиться, вместо того, чтобы пытаться искать оправдания своим проступкам.

Итак, склонность заблуждаться порождена невежеством – отсутствием знания и верой в несовершенное знание, а также попытками оправдать свои недостатки, сохраняя гордыню. Такие проявления заблуждения не дают возможности действительно исправиться и лишь погружают в круговорот заблуждений. Чтобы вырваться из него, необходимо приобрести абсолютное, духовное знание и иметь полную веру в него. Абсолютное знание – это знание о душе, Боге и их взаимодействии. Познав такое знание, человек больше никогда не будет заблуждаться, подобно тому, как тьма исчезает при свете Солнца.

Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что еще предстоит услышать. Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и когда ты, постигнув свое истинное «Я», будешь постоянно пребывать в духовном трансе, ты обретешь божественное сознание.

Бхагавад-Гита. 2.52-53

«Цветистый язык Вед» как раз и означает описание и выполнение различных материальных обряды, ритуалы, аскезы и жертвоприношения направленные на достижения процветания или наслаждения, а также описания их последствия. Но высшее совершенство заключается не в том, чтобы всячески пытаться удовлетворить свои желания в бренном мире полном страданий, а в том, чтобы черпать счастье в правильном месте, там где оно проявляется само собой, естественным образом – в своей душе. Душа – сама суть человека и правильное осознание себя с точки зрения духовного положения способно сделать безразличным к материальным наслаждениям и страданиям, успокоив таким образом ум и дать духовное бытие. А в таком чистом состоянии сознания нет заблуждений. Поэтому, лекарством от заблуждения является высшее, духовное, совершенное знание. Наука о душе и Боге заключена в шастрах – священных текстах, там же и указывается, что высшим предназначением каждого живого существа является служение Богу.

Склонность обманывать

Обман для современного общества – это самый наглядный и очевидный недостаток человека. В повседневном сознании и на уровне научных исследований есть чёткое осознание того, что обман крайне распространен и встречаемся мы с ним ежедневно. Сам обман проистекает как из фундаментального представления материального сознания «плохо-хорошо», «приятно-неприятно», то есть обман используется как способ достижения определенных целей, так и из остальных трёх недостатков. Обман остается обманом, даже если человек не знает о том, что говорит ложь. Поэтому заблуждения, которые транслируются людьми, также относятся к обману. Вместе с этим обман является следствием ошибки, которую не хочется раскрывать, а наоборот – утаить. А несовершенные чувства заставляют нас делать неправильные выводы, которые и приводят к непосредственному обману. В совокупности, обман опасен тем, что, став самым простым и быстрым методом достижения целей, лишает возможности по-настоящему достигать чего-то без применения лжи. Фактически, делая обманщика беспомощным, некомпетентным и, в конечном итоге, просто опасным для общества и самого себя.

Отказ от обмана позволяет жить с полным спокойствием за свои слова и поступки, не надевая маску и вспоминая всю прошлую ложь для поддержания репутации или имиджа. Но отказаться от лжи не так просто, хотя бы потому что, мы иногда хотим быть обмануты и хотим обманывать самих себя. Например, иногда мы обещаем себе исправиться, но не делаем этого. Нарушение обещания – это обман, но распространены случаи, когда люди бьются в этом круговороте – они хотят измениться и зарекаются сделать всё для этого, но спустя пару дней пыл угасает и вновь совершаются ошибки. Корень этой проблемы разумеется многоветвист, и имеет множество причин, но избавившись от обмана становится возможно действительно превозмочь свой ум.

Причиной обмана являются материальные наслаждения, если их устранить, то попросту не будет причин обманывать себя и окружающих. А именно к этому и следует стремиться. Избавиться от обмана становится возможно поставив в приоритет что-то более возвышенное чем материальные наслаждения, удовлетворение своей скуки или попытки развлечься разнообразными путями. Заняв свой ум в деятельности, которая подходит природе человека врать надобность отпадает. Но, пока ум не занят, он будет вновь и вновь создавать предпосылки для обмана и нарушения своих собственных обещаний. Ум может быть другом, а может быть врагом и врагом становится он тогда, когда направлен не на деятельность, а на развлечения в попытках удовлетворить скуку.

Недостатки живого существа

Обман, заблуждения, ошибки, несовершенные чувства. Эти недостатки и несовершенства присущи каждому человеку, который не изжил их в себе. Изначально, эти недостатки присутствуют в каждом человеке, но избавившись от них становится возможно как добиться высшей цели, так и достичь счастья. В конечном итоге, знание об этих недостатках не должно становится инструментом обвинения других в их несовершенствах или ненужном самобичевании. Напротив, в отношении других такое знание должно становится источником терпимости, ведь если мы понимаем, что каждый ошибается, мы будем более терпимы. А в большинстве ситуациях именно терпение лучший выбор. В отношении к себе не следует окрашивать эмоционально эти недостатки, но не следует полагать, что их нет вовсе. «Да, они есть, но осознавая это, я могу поступать правильно, понимая причину моих неудач» – это правильное мышление, знания – инструмент, который способен избавить от страданий, указав нам на их источник. С помощью этого же инструмента мы можем исправить эти недостатки, но на это может уйти много времени. Однако следует понимать, что любое счастье стяжается трудом, и чем больше труда было приложено в правильное направление, тем больше счастья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.