Ведическое знание, Воинские качества

Кшатрий – варна ведических воинов и правителей

кшатрий

Санскритское слово кшатрий, обозначающее воина, состоит из двух слов – кшат и трайате. Кшат означает вред, а трайате – освобождение, избавление. Дословно получается «избавитель от бед», если переводить более литературно: «защитник».

Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться,
как положено, охрана всего этого [мира].

Ману-смрити. 7.2.

Кто такие кшатрии?

Кшатрии – это варна, сословие, воинов, правителей, лидеров. Дхармой, обязанностью, кшатриев считается защита общества путем насилия от преступников и военных угроз. Причем такое насилие носит не только прямой характер, но и предупредительный. Например, в виде законов, которые прямо указывают что в случае нарушения закона будет применено насилие в виде отчуждения собственности, свободы или жизни.

Классический образ кшатрия – это представитель потомственной военной аристократии, главным занятием которого является война. Более приближенный для нас образ – это рыцарь, феодал, который за владение землей обязан участвовать в боевых действия как лично, так и возглавлять собственный контингент, численность которого зависит от значимости этого рыцаря. Нельзя сказать, что в современности этот образ сохранился неизменным, сейчас образцовыми кшатриями считаются военные, в особенности военные в нескольких поколениях. К кшатриям также относятся спортсмены, бойцы, лидеры, руководители, высокопоставленные чиновники, крупные бизнесмены, политики.

Обязанности кшатрия

Ведический образ кшатрия строиться вокруг исполнения обязанностей, проявления воинских качеств и взаимодействие с другими представителями различных сословий. Когда дхармашастры описывают обязанности кшатрия, то в первую очередь речь заходит о защите подданных и общества в целом. Это основная обязанность кшатрия – быть защитником. Поэтому кшатрий должен владеть оружием, боевыми искусствами и хорошей физической подготовкой.

Вместе с тем, обязанность защищать других требует от кшатрия уметь определенный склад ума и качеств: отвага, героизм, находчивость, быстрота ума, стойкость, выносливость, бесстрашие, чувство справедливости. Такие качества есть в каждом воине от природы, но они должны быть во-первых проявлены, а во-вторых правильно применяться. Чрезмерно проявляемое бесстрашие может спровоцировать других, а обостренное чувство справедливости может привести к борьбе с ветряными мельницами. Поэтому образовательной задачей кшатрия, воина, является как обучение боевые искусствам, так и внутреннее развитие. Сила бывает соблазнительной для злоупотребления, когда она не находит основу во внутреннем моральном стержне. Именно поэтому обучение воина должно строиться в первую очередь на моральной основе, на понимании того, что сила должна подкрепляться ответственностью, а не вседозволенностью.

Вместе с этим прививается культура войны. Нападать на безоружного противника нельзя, воевать ночью нельзя, убивать раненных и отступающих нельзя. В нашем современном понимании войны все это просто глупости, но если бы обе стороны придерживались определенных правил, война не была бы такой жестокой и кровавой. Культура войны в ведические времена подразумевала одно генеральное сражение, которое и решало кто победитель, а кто проигравший. Это сражение в стиле «Иду на вы» не подразумевает тотальный грабеж, осады, разорения, бойню мирных жителей, это чисто столкновений воинского сословия. С современным уровнем развитием вооружения такой образ войны представить практически невозможно.

Характер воина

Для воина, — учат нас брахманы свято, — Единый закон — умертвить супостата

Махабхарата

Характер воина подразумевает неизбежное размышление о смерти. В своей сути смерть воина – это отказ сражаться, а не окончание жизни. Когда кшатрий слишком сильно цепляется за жизнь, он становится трусливым, теряет храбрость и под разными предлогами отказывается исполнять свои обязанности. Поэтому, как написано в одной мудрой воинской книге: «В ситуации «или–или» без колебаний выбирай смерть». Из всех людей именно для кшатрия вопрос смерти наиболее близкий и актуальный, потому что смерть в бою – это не столько профессиональный риск, сколько закономерное развитие событий. И до тех пор, пока воин не одолеет страх смерти в своем сознании, он не сможет исполнить долг.

Победить страх смерти не означает что его нет, так как в экстренной ситуации страх – это показатель адекватности. Победить такой страх означает как уметь преодолеть его, так и обладать способностью отрешиться от самой жизни ради чести и исполнения своего предназначения. Отрешенность от жизни не проявляется в бездумной смерти, такая смерть бесполезна и не позволит защитить кого-либо. Преодоление страха означает не задумываться о последствиях и руководствоваться понятиями чести и долга, а не размышлениями о том, что может случиться.

Неспособность преодолеть страх смерти заключается для воина в привязанности к мирским благам. Отчасти к тем, что воин может потенциально получить, отчасти к тем, что он уже обладает. К примеру, воины особо привязываются к женщинам и спиртным напиткам. Зависимости от этих двух вещей воину следует избегать сильнее всего. Алкоголь опускает сознание воина, превращает его из благородного рыцаря в рубаку. Женщины же сильнее всего ослабляют волю человека, так как полностью привязывают его к наслаждениям. В китайском военном деле есть прием называющийся «Красавица», суть которого заключается в том, что превосходящего противника, которого не победить ни хитростью, ни маневрами, ни силой нужно ослабить путем наслаждения. К такому воину или генералу присылали обворожительную девушку, которая полностью забирала внимание на себя, что приводило к поражению. К такому приему прибегали и полубоги: с помощью апсар, божественных танцовщиц, отвращая с пути различных аскетов и мудрецов для того, чтобы они не добились большего могущества, чем сами полубоги.

Рекомендуем также эту статью:  Может ли человек быть кем угодно?

Поэтому в основе характера воина лежит преодоление привязанности к наслаждениям. Привязанность к наслаждениям является причиной страха смерти. Легко умереть в бою, когда у тебя ничего нет, и намного сложнее когда дома ждет красивая жена и богатое имение. Впрочем, в природе настоящего воина никогда не стоит вопросов приоритета между честью и семьей, долгом и собственными интересами.

Кшатрию также следует быть щедрым, великодушными и снисходительным.

Кшатрий: занятия

Ману-смирит предписывает заниматься кшатрию следующими делами:

  • ношением оружия – военным делом
  • изучением Вед
  • совершением жертвоприношений для себя
  • раздачей милостыни

Шримад-Бхагаватам также дозволяет кшатрию заниматься обучением Вед других людей и совершением для них жертвоприношений, но все же сохраняет запрет на принятие милостыни. Основным занятием кшатрия является военное дело и защита общества. В современности, кшатрий может заниматься любым делом связанным с защитой общества от различных бед: спасатель, пожарный, сотрудник правоохранительных органов и так далее. Также, кшатрий может заниматься делом связанным с защитой конкретных мест или лиц, то есть быть охранником или телохранителем.

Занятием кшатрия можно также назвать спорт, в особенности спорт связанный с высоким уровнем риска, а также контактные виды спотра. Среди спортивных дисциплин, наиболее всего природа воина проявляется именно в боевых искусствах и единоборствах.

Для кшатрия в любом случае, занят ли он подходящей деятельностью или нет важно иметь как правильное умонастроение, так и хорошую физическую форму. Вокруг деятельности и правильной работы над собой должна быть построена жизнь кшатрия. При этом важно понимать как различные аспекты жизни формируют личность человека. Для кшатрия особенно важно иметь правильный круг общения, который бы не способствовал деградации, а напротив становился бы источником роста и поддержания правильного образа жизни. Деградация для кшатрия проявляется как в виде отказа от следования цели и простого наслаждения жизнью в виде алкоголя, женщин и сомнительных предприятий. Если же кшатрий уже достиг многого, то деградация будет просматриваться и в виде простого почивания на лаврах, которое со временем лишит его сил.

Окружение кшатрия и этикет поведения с другими варнами

Для понимания правильного образа кшатрия также следует понимать каким образом кшатрию следует взаимодействовать с различными сословиями. В шастрах много внимания уделено тому, как разные варны взаимодействуют друг с другом в обществе. И для кшатрия главным пониманием будет правильного взаимодействия с брахманами и кшатриями.

Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман;
брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире, и в ином.

Ману-смрити. 9.322

Брамхан и кшатрий

Наилучшее взаимодействие для кшатрия просматривается с брахманом. Брахман и кшатрий по своей сути противоположны друг другу: один агрессивен и активен, другой же умиротворен и спокоен. Но даже несмотря на разнообразные качества, для кшатрия должно быть очевидно, что брахман это единственный достойный союзник, так как его стремления направлены не на покорения этого мира, а на установления принципов добродетели и истины. А это означает, что брахман не станет совершать поступков, которые бы поставили под угрозу их общее дело. Мудрые цари всегда окружали себя мудрыми людьми и для них это была двоякая выгода: с одной стороны принципиальные брахманы не воруют и не развращают жизнь страны, с другой стороны они верны до тех пор, пока царь праведен, а это означает что царь остается в здравом уме и всегда может понять, когда он совершает те или иные ошибки.

Союз брахмана и кшатрия важен и потому что брахман и кшатрий действуют на различных уровнях. Кшатрий обладает силой, а брахман мудростью, кшатрий решителен, а брахман осмотрителен. То союз, который Макиавелли описал как союз льва и лиса. Сильный лев легко попадается в капкан, но без труда побеждает других, хитрый лис обходит ловушки стороной, но не сможет защитить себя. Брахманы для кшатрия ещё и полезны тем, что они не претендуют на славу, деньги или женщин, брахманы удовлетворенны жизнью и довольствуются малым. Однако и тут важно понимать, что если брахман деградирует от какой-либо деятельности, то его характер ожесточиться и он будет претендовать на все большую роль.

Рекомендуем также эту статью:  Аханкара – ложное и Истинное эго

Кшатрий и кшатрий

Если немного упростить, то между кшатриями существует либо дружба, либо вражда. Веды предписывают кшатрию добывать желаемое путем завоевания при этом совершая крайнее напряжение. Завоевание является законным дял кшатрия методом обретения имущества наравне с покупкой, наследством и принятием в дар. Однако вражда между кшатриями не должна носить принципиальный характер, её не следует превращать во что-то личное. Достойные соперниками не являются друг-другу врагами, а лишь соперниками. Такие соперники могут очень быстро стать друзьями, в особенности если нужно одолеть третью сторону. Следует избегать личной вражды и мести насколько это возможно, кшатрий должен быть великодушный и снисходительный. Однако, если кшатрий все же решит одолеть кого-то из личной неприязни, то ему следует дать серьезный обет и с крайним напряжением добиваться исполнение этого обета. Нарушение или неисполнение обета должно сопровождаться наказанием. В ведические времена это было изгнание, подчинение победившему, самосожжение и так далее. Конечно, в наше время лучше не сжигать себя, но покаяние ха нарушение обета должно быть серьезным.

Кшатрий: шудры и вайшьи

Итак, с брахманом кшатрий должен дружить, с кшатриями быть либо друзьями, либо соперниками. Что насчет остальных сословий? С шудрами кшатрий не должен иметь никаких отношений, если это не родственник или не очень добродетельный человек. Общение с шудрами, целью жизни которых является простое земное наслаждение, прививает кшатрию не только стремление к наслаждениям, но склонность злоупотреблять своими полномочиями ради достижения этих наслаждений. С вайшьями кшатрий может иметь деловые или партнерские отношения, но идеология вайшье, направленная на достижение богатства, также может негативно повлиять на сознание кшатрия. Общение с вайшьей помогает стать богаче кшатрию, но перенаправляет сознание с достижение целей и чести, на достижение богатства и процветания, так что для личных отношений это не лучший вариант. Однако иметь деловые отношения возможно.

Примером ведического кшатрия, который попал в неправильное окружение является Карна. Карна был достаточно благочестивым, добродетельным и могущественным кшатрием, но в то же время он дружил с Дурьодханой, который отличался скорее порочностью. Таким образом, когда Пандавы и Кауравы враждовали, Карна оказался на стороне порочных Кауравов.

Кшатрий: темный образ

Темной стороной кшатрия как благородного воина является преступник, разоритель, мародер или налетчик. Это грабитель, который использует силу не для защиты, а для собственного блага. При этом делает он это исключительно в отношении слабых. Когда кшатрий завоевывает собственность другого кшатрия – это обычное явление, которое не должно вызывать каких-то негативных ощущений. Но если кшатрий сражается исключительно со слабым, беспомощным или заведомо неспособным сопротивляться врагом – это превращает воина в бандита.

Образ кшатрия это также образ правителя, который относиться к своей нации как к детям, оберегая их и способствуя благоденствию страны. Обратной стороной является образ человека, который обеспечивает лишь свои интересы, разворовывая свою страну и вводя её в хаос. Уничтожая традиции и культуру, ослабляя армию, изгоняя или уничтожая мудрых и образованных людей, заключая невыгодные договоры и постоянно поднимая налоги такой кшатрий является лишь грабителем высшего уровня. Ведь обирая силой у одних, он просто кладет все в свой карман.

Кшатрий в образе спортсмена – это человек пользующийся различными сторонними преимуществами, чтобы победить соперника. Это может быть и подкуп судейства, и угрозы сопернику, и использование стероидов. Так или иначе, вместо того, чтобы доказывать свое превосходство достойным способом, такой кшатрий имеет важнее победу, нежели честь, что отражает деградацию сознания. Победа важна для кшатрия, но если ради неё прийдется переступить честь – это не достойно воина.


Кшатрия является одним из самых достойных членов общества, но вместе с тем его сознание будет всегда подвергаться большому количеству соблазном. Это должно стать осознанием, которое направит внимание кшатрия не просто на то, чтобы достигать целей, но и на то, чтобы остаться при этом достойным человеком. В противном случае окажется так, что честь и достоинство человека раздавило низкое стремление удовлетворить свои органы чувств, а это значит лишь то, что воин даже победив снаружи, проиграл внутри, проиграл самому себе, своей темной стороне. Воин это не только победы, но и характер, в то же время наиболее достойный воин побеждает врагов сначала внутри, а уже потом снаружи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.