Добро и зло – вечная тема сочинений мыслителей.

Добро и зло – вечная тема

Идея, того что есть добро и зло часто волнует людей в понимании морально-нравственных границ, преступление которых влечет как общественное неодобрение, вплоть до самых радикальных его проявлений, так и осознание совершенного проступка и его последствий. Общественное неодобрение понятно для человека, так как личность, воспитанная в определенной культуре, интуитивно понимает, что поощряется в обществе, а что осуждается. Да и сам человек, взращенный на определенной культуре, будет носителем этой культуры, что не только даст возможность понять ему добро и зло с точки зрения общественной морали, но и воплощать собой определенную модель поведения, которая исходит из культуры человека.

И если общественное понимание того, что такое добро и зло понятно для человека, то морально-нравственный аспект добра и зла часто вводит человека в заблуждение. Смешивание различных культур, религий, учений и философии создает в человеке абсолютно размытое понятие о том, что является добром и злом. Религиозные убеждения дают одно понимания добра и зла, которое относится к вере человека и глубокому моральному принципу. Философия и культура создают убеждения о добре и зле исходя из исторических процессов формирования представлений об этих двух вещах. Личное же понимание человека, основанное на его опыте, будет говорить об ином понимании. Такая смесь мировоззрений, которые сталкиваются в человеке, порождает не только различие между совестью и действием человека, но и неопределенностью в жизни, неуверенности в своём пути.

Личное и общественное понимание того, что есть добро и зло

С одной стороны, у человека есть вполне материальный и объективный материальный успех, который гарантирует ему вполне видимый уровень жизни. Правда, иногда человеку приходится поступать вопреки понятию добра в таких случаях, которые трактуют ему все факторы. Итак, для человека стоит вопрос между собственной обеспеченностью и совокупностью понятия добра и зла внутри него самого. Это одно из главных противоборств в человеке, когда он вынужден оставлять то, что он считает правильным и нужным, ради того, чтобы не остаться без средств к существованию. И прежде чем понять истинную разницу между добром и злом, следует проследить логику общественного и логического понимания добра и зла.

Личное понимание добра и зла строится исходя из сочетания культуры, в которой человек воспитан, и личного опыта. Наибольшее влияние оказывает личный опыт, но специфика его развития будет заключаться в том, что он, за исключением редких случаев, будет развиваться в пределах рамок общественной морали. Иначе говоря, если общество позволяет человеку занимать различные роли, чаще всего человек будет занимать либо самую выгодную, либо самую близкую по духу, либо самую легкодоступную роль. Роль человека и то место, которое он занял в обществе, и есть показатели его морально-нравственных принципов.

Но если человек будет стремиться занимать ту роль, которая не соответствует представлениям общества о добре и зле, то есть всего два варианта – либо человек своими усилиями изменяет представление о добре и зле, либо его ждет участь мученика. Будут ли то мучения, связанные с изгнанием и занятием маргинального положения в обществе или это будут вполне осязаемые мучения, связанные со смертью – зависит как от самого человека, так и от общества. Так, например, погиб Иисус Христос, который понимал добро несколько иначе, чем его понимало общество. Ведь, когда народу дали выбор между Христом и Вараввой, общество приняло «своё» зло, а не чужое «добро». Однако теперь, учение Иисуса, христианство, это мировая религия, которая сформировала огромный пласт культуры, указывая человечеству на то, что такое добро и что такое зло.

Исходя из этого примера мы можем понять, что общественное понимание добра и зла различается не только в зависимости от тех условий, в которых культура росла и развивалась, но и в зависимости от времени. Общественное понимание добра меняется практически постоянно, и если сотню лет назад общественным добром было служение царю, то через некоторое время это стало злом. Общественное понимание этого вопроса переменчиво не только потому что сама мысль общества крайне неустойчива и склонна меняться по любому поводу, но и потому что люди, наделенные властными полномочиями в состоянии использовать это ради тех или иных целей. Итак, общественное понимание добра и зла нельзя назвать правильным, так как оно переменчиво и зависит от обстоятельств. Но само добро и зло – это не товар, который меняется в цене, а их восприятие — это не предмет спроса и предложения. Это фундаментальные вопросы морали, исходя из которых строится человеческое общество в целом и поведение каждого человека в частности.

Рекомендуем также эту статью:  Потеря идентичности: как человек теряет себя?

Итак, в вопросе изучения добра и зла общественным пониманием можно пренебречь в силу неустойчивости и переменчивости в таком фундаментальном вопросе. То же самое можно отнести и к отдельной личности, так как личность формируется отчасти из переменчивого общественного мнения, отчасти из личного опыта. Личный опыт человека также склонен меняться вместе с событиями и зрелостью самого человека, и часто случается так, что человек по прошествии времени отказывается от своих идей и мировоззрения. Опираться на мнение отдельного человека в таком вопросе означает строить дом без фундамента. В одну реку дважды войти нельзя. И не только потому что и вода утекла, и река стала другой, но и потому что сам человек изменился.

С другой стороны, человек – это, в первую очередь, индивидуальность, и то, что будет одному благом, для другого может обернуться бедствием. По этой причине один человек не может создать такую мысль, которая была бы верна при любых раскладах. Такая мысль, скорее, будет подходить только самому человеку или тем, кто близок к нему по духу.

Добро и зло в «эффективном» и умозрительном восприятии

Очень важно понимать, что речь сейчас идёт не об «эффективном» или «практичном», а именно о самом настоящем и вечном добре и зле. Об эффективном ведении дел, кстати, рассуждал Никколо Макиавелли, в своём трактате «Государь». Общая мысль – добро и зло следует применять только тогда, когда оно наиболее применимо к ситуации. Многие, однако, упускают тот факт, что «Государь» был адресован правителю, и именно для правителей применим данный труд, если он применим вообще. Не будучи обремененным властью, тяжело рассуждать о том, что правильно в политике.

Протестантское понимание того, что «добро» есть процветание и благодать, а «зло» — это бедствия и несчастья, породило множество атеистов из числа бывших протестантских проповедников. Насколько это правильно — вчера рассуждать о важности веры и твердости в ней, отказываться от неё сегодня, после первого испытания веры? Не очень разумно, да и не очень красиво.

И «эффективная», и «приятная/неприятная» сторона добра и зла неприменимы к определению вечной категории, из которой должно исходить поведение всего человечества. Если понятие добра можно подменить – то это будет ложная мораль, которая отдаляет человека от истины.

Определение добра и зла

Исходя из всего вышесказанного, в вопросе определения добра и зла следует опираться на нечто неизменное и вечное, что не претерпевает изменений по ходу времени. Есть определенные принципы, которые встречаются во многих религиях и разделяют большинство культур человечества. Эти принципы связаны не с определенной культурной тенденцией развития общества, а исходят из понимания природы человека.

Зло человеку противно, и без причины зло человек совершить не может. Добро же человеку приятно, и он склонен больше совершать добро без причины, нежели зло. Зло человек совершает под влияние определенных состояний или эмоций. В гневе или в состоянии алкогольного опьянения человек может совершить убийство, однако, в здравом рассудке, даже при крайней неприязни человек отмахнется от подобной мысли. Злу нужны причины – это может быть стремление к наживе, корысти, власти, наслаждениям или компенсация определенного жизненного опыта. Добро же исходит из человека само по себе. И та легендарная история про доброго самаритянина тому пример.

Что касается морально-нравственных принципов, то человеку стоит прислушиваться к своему сердцу и своей совести, которые являются показателями правильности совершенных поступков. Совесть человека может быть невосприимчива в следствие крайне негативного опыта в жизни. Сталкиваясь с постоянным злом, сознание человека может приобрести определенные изменения. Так зло порождает зло.

Но если посмотреть на ребенка, какое зло он может совершить? Ум ребенка не отягощен жизненными ситуациями и не сталкивался со злом. Тогда как ум взрослого человека находится в определенной зависимости того, что он пережил. И, зачастую, жизнь, наполненная несчастливыми событиями, которые напитывают человека таким негативом, который преобразуется в зло. И хотя зло человеку приносит страдания, он не может от него отказаться.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

М. Булгаков.

Таким образом, понимание того, что такое добро и зло, может восприниматься исходя из природы человека, его сердца и души. Зло человеку противно и это, зачастую, отражает культура человека. Добро ведёт человека к счастью, а зло к страданию. Добром для человека, исходя из такого понимания, будет то, что соответствует природе его сердца. Помощь другому, созидание, благотворительность, благие принципы – такие вещи приятны человеку и редко найдется кто-то, кому будет неприятно совершить какое-то доброе дело. С другой стороны, многих людей гложет естественный стыд, когда они упускают возможность совершить добрый поступок, видя нуждающегося в помощи.

Рекомендуем также эту статью:  Праведная жизнь и её величие: благочестивый образ жизни

Зло человек совершает по определенным причинам, и чаще всего причиной зла является некое наслаждение, удовольствие, ожидание и стремление к которому способно заставить затихнуть голос человеческой совести. Такими поступками будут как малозначимые проступки и прегрешения, а также отказ от следования своей природе в определении деятельности, так и серьезные преступления, продиктованные либо стремлением чем-то насладиться, либо неспособностью выдержать какое-либо страдание. Так, некий царь Иван, которого прозвали Грозным, совершил грех детоубийства именно из неспособности сдержать свой гнев. Гнев приносит в сердце человека такое страдание, которое, будучи необузданным и неконтролируемым, вынуждает человека совершать определенные действия, направленные на причинение вреда другому человеку. Так, для человека в этом случае терпение, контроль своих чувств и эмоций, а также отказ от насилия были бы добром, ведь вряд-ли есть такой отец, который счастлив, видя своего сына умирающим.

Добро – свойственно человека, а зло – нет

Добро – это то, что соответствует природе человека, это те нравственные принципы, которые человек носит в себе с рождения, но, будучи дурно воспитанным или находясь под дурным влиянием окружения или общества, которое пропагандирует те или иные идеалы жизни, забывает эти принципы и следует тому, чему они учат. Негативный опыт по отношению к человеку в раннем возрасте или дурной пример также толкают человека на зло. Так, человек может гневаться равно по причине плохого обращение в детстве, так и потому, что его отец был гневливым. А потому, если вы хотите лучшей судьбы для своего ребёнка, начните с себя.

Так возникает зло, которое укореняется в человеке по ходу его жизни. Для кардинальных изменений нужно невероятно много сил, но человек чаще всего занят вопросами выживания в обществе, которое находится на пике своего развития по уровню благополучия. Парадоксально, но чем благополучнее общество, тем больше человек стремится выживать, а не жить.

Однако, упоминая об индивидуальности человека, стоит сказать также, что для большинства людей вопрос о том, что такое добро и зло — это вопрос личный, индивидуальный. Вопрос, от которого зависит их самоопределение в этом мире и ощущение правильности направления их деятельности. С личной, индивидуальной точки зрения, вопрос добра и зла заключается не столько в нравственности, сколько в правильности. Конечно, понимание о том, что такое добро, никуда не денется, и человеку следует, хотя бы ради самого себя, быть добрым. Но для человека существует ещё и иное понимание добра и зла, которое не связано с временем, обществом или опытом.

Это, опять же, вопрос врожденной природы человека. И с детства он склонен замечать в себе те или иные стремления как к определенной роли, так и к определенному виду деятельности, совершая которые человек ощущает себя на своём месте. И для человека добро, в таком понимании, — это оказаться на своём месте, а зло – это оказаться на чуждом месте. Своё место – это не место, а состояние жизни. Это то, чем человек живёт и чему он посвящает свою жизнь. Человек по обыкновению своему чувствует себя крайне несчастным, осознавая, что он занимает чуждую для него роль, а потому в индивидуальном вопросе добра и зла ему следует понять своё место. Это именно тот вопрос, на который за самого человека никто не ответит и, он будет вынужден нести ответственность за состояние ответить на него всю жизнь.

Будучи способным ответить на этот вопрос, человек откроет для себя естественную жизнь, в которой для него не будет каких-либо преград в его деятельности, ведь для рыбы вода – это не препятствие, а среда обитания. Так и для человека, который найдет своё место в жизни, то, что остальным покажется трудностью, будет естественной вещью, которая не кажется ему чем-то вызывающим проблемы. Такое понимание того, что такое добро и зло, также важно для человека наряду и с нравственным вопросом. Ведь заняв своё место в жизни, которое определяется врожденными качествами и талантами, человек будет ощущать естественное счастье и наслаждение от жизни, тогда как, заняв чужое место, совокупность проблем и препятствий, вместе с ощущением чуждой ему деятельности, приведут человека к необходимости совершения поступков, которые приводят к злу. Это продиктовано как для того, чтобы получить хоть какую-то отдушину от занятия чужого положения, так и для того, чтобы преуспеть на месте, к которому у человека нет предрасположенности. Отсюда происходит неуспех, обман, мошенничество, лень и прочие грехи. Ведь идти по чужому пути не только трудно, но ещё и неприятно.

Вечная тема добра и зла

Подводя итог, хочется ответить на вопрос «что такое добро и зло?». Добро и зло определяются из природы человека, как общечеловеческой, так и индивидуальной. И если понимание общечеловеческого добра и зла соответствуют значению морально-нравственных принципов и качеств, то индивидуальный вопрос добра и зла заключается в соответствии человека и родом его деятельности. Различие между природой человека и его жизнью порождает различные страдания, а потому добро и зло могут помочь ему стать счастливым, если человек твердо решит следовать добру и отказаться от зла. Это трудно, но не труднее чем испытывать страдания. Поступая правильно и действуя по своей природе, человек приблизится к добру и станет счастливым.