5 ошибок на пути развития и приобретении навыков
В начале каждого пути человек не обладает достаточным опытом, чтобы избежать всех ошибок и беспрепятственно пройти путь. Даже зная правила развития, избежать ошибок все равно будет крайне сложно. Однако, зная о том, какие трудности его будут поджидать, он сможет если не избежать всех ошибок, то хотя бы преодолеть их с меньшими усилиями. Само знание о том, какие ошибки он может совершить способно дать ему возможность избежать этих ошибок. А потому всем тем, кто развивается или желает начать развитие, духовный путь, приобретение навыка или просто улучшить свой характер и жизнь следует знать о самых распространенных ошибках с которыми сталкивается каждый.
Пять ошибок в саморазвитии
Пять ошибок на пути любого развития:
- Откат
- Поспешность использования навыка
- Радикализация
- Потеря идентичности, отождествление себя с приобретаемым навыком, делом или задачей
- Неспособность снизить планку
Следует разобрать, что из себя представляют эти пять ошибок. Для простоты буду употреблять примеры физических нагрузок, медитации и чтения.
Откат
Начиная практиковать что-то, не важно духовный ли это путь, чтение книг, привычка или физические тренировки, самой частой ошибкой является нарушение режима. Условно говоря, вы читаете каждый день 30 страниц. Через две недели возникла мысль: «Я молодец, а чтение так утомительно, наверное следует себя наградить и как-то отдохнуть», что приводит к пропуску дня. Сначала пропускается один день, через несколько дней второй. Так неизбежно возникают пропуски, которые становятся уже тенденцией. Незаметно пропадает дисциплина, постоянство, мотивация заниматься дальше, а с каждым пропуском становится все сложнее поддерживать необходимый уровень напряжения ради прогресса.
Проблема заключается в том, что откаты происходят в начале, когда человек ещё не успел приобрести привычки и осознать значимость приобретаемой привычки, навыка или пользу определенной практики. Одна из ошибок приводит к тому, что ценность процесса теряется из-за отсутствия прогресса, так как такие прерывистые занятия редко приводят к серьезному результату труда.
До тех пор, пока не выработается стабильная привычка выполнять определенный режим занятий, например медитировать 10 минут в день, читать 20 страниц в день, отжиматься 30 раз каждый день или вставать рано утром, не стоит думать о вознаграждении себя и пропуске практики. Необходимо влиться в поток, сделать практику каждодневной рутиной, то есть тем, что естественно и привычно совершать каждый день. Со временем это превратиться в нечто подобное чистке зубов, приему пищи, душу и прочему. То есть даже чтение, медитация и тренировки станут просто обыденностью, сформированной привычкой. Никаких значительных усилий для поддержания такой привычки не требует, она сама по себе, если её просто поддерживать, будет приносить важные плоды.
Один пропуск нарушает естество привычки, так как в сознании сразу возникает твердая убежденность в том, что от этого полезного, но трудного занятия можно избавиться, обойтись без него. Таким образом, если один раз нарушить границу, то ум будет побуждать нас снова и снова нарушать процесс формировать привычки, что приведет к невозможности совершенствоваться в чём-либо. Поэтому следует внимательно следить за тем, чтобы с одной стороны иметь разумную нагрузку и не стремиться её увеличивать поспешно, с другой стороны следить за дисциплиной и соблюдать её неуклонно.
Поспешность употребления навыка
Эта ошибка проявляется в том, что только-только получив какой-то навык или знание, человек стремиться его применить. Если это книга – то необходимо со всеми её обсудить в духе «Я знаю, а вы нет, значит я лучше». Если это боевое искусство – необходимо предложить каждому поспаринговаться, чтобы показать удаль. В основном, конечно же, тем кто драться не умеет. Когда речь заходит о медитации возникают постоянные разговоры о невероятном эффекте и необходимости каждому попробовать.
Проблема тут заключается в том, что человек не просто говорит и предлагает, а строит общение с другими на основании только что приобретенных знаний или навыков. Сам в них он ещё не разбирается, однако уже стремиться продемонстрировать своё превосходство.
Опасность таких ошибок заключается в том, что если у него получиться добиться желаемого – ничем хорошим это не закончиться. К примеру, если новоиспеченный мастер боевых искусств предложит кому-нибудь побороться, скорее всего кто-то пострадает, так как оба не знают как безопасно бороться, приземляться и не имея опыта будут делать это в неподходящем месте. Если речь заходит о книгах или навыках, то человек пожелает продемонстрировать свой навык, что на деле окажется плохой идеей. Представление о том, что новоиспеченный мастер что-либо знает ошибочно и чаще всего это лишь совокупность впечатлений от получения чего-то нового, которые и создают чувство компетентности. В результате может быть просто неловкий момент, когда обнаружиться отсутствие навыка или структурированного знания, а может оказаться и так, что ощущение «мастерства» пересилит и возникнет серьезная словесная перепалка.
Это знаменитый эффект Даннинга-Крюгера, который заключается в том, что отсутствие опыта, знаний и навыка не позволяет увидеть собственную некомпетентность, а их наличие становится причиной сомнения у профессионалов и ощущения нехватки знаний, навыка или опыта.

Поспешная попытка применить навыки скажется ещё хуже, когда попытка окончиться успехом. Может создаться впечатление, что он действительно является мастеров и за неделю-две овладел навыком на достаточном уровне. Это приводит к потере интереса к дальнейшему обучению и стремлению как можно скорее реализовать себя.
Как говорили древние: «Встретил Будду – убей Будду». Это означает что любое проявление совершенства как в себе, так и в окружающих должно подвергаться сомнению и требовать каких-то доказательств. Иначе можно как в самом себе, так и в другом человеке создать иллюзию компетентности, что является одной из серьезнейших преград и причиной потери необходимости серьезно совершенствоваться.
Радикализация
Начиная заниматься каким-либо делом, человек может получить чрезмерно приятное ощущение от прогресса или изменения. Это побуждает его увеличивать количество практики непропорционально его способности поддерживать эту практику в долгосрочной перспективе. Это выглядит, как неоправданное и поспешное увеличение нагрузки при небольшом опыте. Например, человек медитирует 10 минут в день, затем он начинает медитировать 20-30-40-50 минут, а затем час. Все это в течении небольшого промежутка времени. Спустя время возникает нежелание практиковать, ощущение сухости, усталости, истощения, внутреннее сопротивление, потеря интереса и непреодолимое нежелание начинать заниматься. Всё это указывает на чрезмерную нагрузку, которая привела к потере желания совершенствоваться.
То же самое можно встретить и в физических тренировках, и в чтении, и в совершенствовании характера. Везде поспешное увеличение нагрузки может привести к полному нежеланию, а иногда и отвращению к дальнейшему занятию. Поэтому необходимо разумно подходить к прогрессу, понимая, что это дело не нескольких недель или месяцев, а нескольких лет как минимум. И сможете ли вы поддерживать и постепенно увеличивать нагрузку со временем?
Что же делать, если вы оказались в такой ситуации? Первым делом необходимо значительно снизить нагрузку до того уровня на котором вам было очень комфортно и приятно заниматься. Например, вы медитируете 50 минут, попробуйте перейти на 10-20 минут. Такое снижение нагрузки сразу вызовет облегчение и вернет потерянный интерес. При этом важно понимать, что резкое количественное увеличение нагрузки всегда сказывается на качестве. А именно качество становится причиной прогресса и получения подлинного наслаждения от процесса и прогресса. Условно говоря, если вы заставляете отжиматься себя каждый день по сто раз и вам тяжело – отжимайтесь по 40, но делайте это качественно, технично, сознательно прорабатывая движения. Именно в таком подходе заключается синтез наслаждения процессов и получения желанных результатов.
Если у вас остается серьезное нежелание и внутреннее сопротивление, что мешает начать, достаточно просто представить, что вы начинаете занятие, а потом продолжаете его. Представьте как вы берете садитесь с книгой, берете её в руки и раскрываете на последней прочитанной странице. Это просто, но несознательное мысленное сопротивление, возникшее как следствие перенапряжения создает впечатления, что это сложно. Подумайте и сконцентрируйтесь на то, как вы приступаете к своему занятию и через некоторое время возникнет желание им заниматься.
Потеря идентичности
Спустя какое-то время, человека может захватить его настолько, что он будет мыслить только в рамках занятий. Он превратит это в образ жизни и мышления. И хотя это положительно скажется на результатах в одной сфере, но негативно скажется как на остальных сферах, так и на личности. Представим человека, который загорелся физическими упражнениями. Если он начнет терять идентичность, то станет воспринимать всю свою жизнь и других людей через призму физических упражнений. В глазах такого человека единственной целью станет сила, ровно, как и единственным достоинством. То есть, при потере идентичности, человек прекращает отделять увлечение от себя и становится его заложником. Он теряет своё Я, и уже в потере этого Я становится негативным примером единства личности с делом.
Проблема в том, что видеть жизнь, окружающих, ценности, культуру через призму исключительного какого-либо дела означает иметь очень примитивные и нерабочие представления о жизни. Представим, что человек много читает, и через время он начинает оценивать всех людей, являются ли они хорошими или плохими именно через призму количества прочитанных книг. С одной стороны, это порождает презрение, так как большинство людей не настолько увлечены чтением, а вот он, между прочим, лучше их всех. С другой стороны это вызывает презрение, в том смысле, что даже если кто-то прочитал больше него, то «он глупец и книги он читал неправильные, и вообще ничего из них не понял, но в общем я лучше». Это порождает перманентное ощущение презрения ко всем, кроме тех, кто признает его самым знающим знатоком. Надо ли говорить, что нравы такого человека далеки от идеала. Это конечно может показаться утрированно, но на деле так и есть, а бывает и хуже.
Разумному человеку следует разделять Я и своё дело, чтобы не становится заложником собственных увлечений. Стоит понимать, что Я – это цельная личность с характером, целями, ценностями, опытом, а увлечение – это увлечение, которым приятно и интересно заниматься. Разумеется, если человек собирается посвятить себя полностью одному делу, то следует в какой-то мере предаться делу, но сохранять этичное отношение к окружающим и видеть в них людей, а не способности или критерии.
Неспособность снизить планку
Среди всех ошибок это самая простая и понятная. Суть её заключается в том, что состязательный дух, самолюбие, гордость или иная причина не даёт возможность человеку менять количественный показатель занятий вниз, то есть уменьшает их. Следует понимать, что случаются различные ситуации, например болезни, усталость, недостаток сил, занятость, которые могут быть уважительными причинами для того, чтобы временно снизить нагрузку. Иногда в практике наступает такой момент, когда лучше снизить количество ради улучшения качества. То есть снижать планку иногда нужно ради прогресса. У некоторых же возникает убежденность в том, что если я отжимался 40 раз за подход, то меньше делать уже не имею права. Это касается и медитации, например.
Практика все же должна быть регулируема как вверх, так и вниз. Это разумный, гибкий и рациональный подход, который позволит как сохранить, так и приумножить прогресс.