Смена варны – можно ли изменить варну?

Согласно учению варнашрама-дхармы, человеческое общество разделено на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Каждому из этих сословий предназначены определенные виды деятельности, роли и качества, которые они проявляют в ходе жизни. Варна определяется не социальным положением, а внутренними качествами и означает ли, что если человек сменит качества, то он изменит варну? Можно ли изменить варну вообще? И как это возможно?

Можно ли изменить варну?

Варны проявляются посредством качеств. Качества бывают приобретенные и врожденные. Врожденные качества – это качества варн и они не зависят от культуры, воспитания или полученного опыта. Такие качества могут принимать лишь различную форму, но оставаться по сути сами собой. Например, ярко выраженная прослойка воинов существовала в Центральной и Северной Америке, Европе и Азии. Фактически, обособленные цивилизации имели одинаковый строй: жрецы, воины, купцы и рабочие. Философы в Риме и Греции, шаманы в некоторых Азиатских странах, жрецы в Америке – это по форме те же самые брахманы ведических времен. Философов на Западе сменили священники, а шаманов монахи, но суть осталась та же. Человеческое общество всегда делилось на определенные сословия, потому что это отражение фундаментальной психофизической природы. Даже в советские времена были ученые, военные и рабочие. Хотя торгового сословия не было в широком смысле, но торговля велась из-под полы. Даже в обществе, которое отрицало классовое разделение, деление общества на четыре сословия было выражено.

Приобретенные качества имеют основу эмпирическую, то есть на основе предыдущего опыта. Воспитание, жизненные ситуация, самообразование – все это складывает личность человека в рамках приобретенных качеств. Но на врожденные качества человек не может повлиять. Максимум – это подавить их. Но в Бхагавад-Гите(3.33) сказано: «Даже мудрый не идет против своей природы». Врожденные качества создают наши желания: кто-то хочет больше быть сильным, а кто-то богатым. Суть самого желание перейти из одной варны в другую заключается в потребности достигнуть цели своей варны более легким способом. Но изменить варну в течении одной жизни по-настоящему нельзя, так как врожденные качества находятся вне нашего контроля. Скорее мы находимся под их влиянием.

Возьмем к примеру вайшью, который хочет больше денег. Он торгует, зарабатывает, приходят кшатрии и говорят «Давай денег, а мы тебя защитим, а если не дашь – заберем». Это вроде бы и бандитское высказывание, но так действует и государство. Вайшья вынужден платить и это его очень огорчает. Он размышляет о том, как выгодно ничего не делая, просто собирать с людей деньги, не отдавая никому свои средства, и мечтает стать кшатрием. Таким образом, его сознание эволюционирует до желания стать кшатрием, обрести могущество, силу и власть. Но в рамках одной жизни это не происходит. Человек переносит представления о жизни из одного тела в другое, но именно в момент рождения человек получает тело и разум кшатрия, вайшьи, шудра или брахмана. Если вайшья всю жизнь мечтал быть сильным кшатрием и собирать налоги таким образом, чтобы не отдавать никому свои деньги – он станет кшатрием, в случае, если его сознание будет достаточно развитым и чистым. Для смены варны необходимо исполнять дхарму. Честно исполняя свой долг, свою дхарму, человек обретает возможность эволюционировать.

Итак, причина смены варны – это желание добиться своей цели более качественным путем. Разумное желание, если достигать его последовательно. Шудр смотрит на вайшью и думает: «Как у него много денег, если бы у меня было бы так много, я бы много отдыхал и наслаждался». Так шудра хочет стать вайшьей. Вайшья, обираемый кшатриями, хочет стать кшатрием. Положение кшатрия на самом деле не так радужно, как может показаться на первый взгляд: враги окружают человека по мере роста его власти, а друзья – это лишь временные союзники, которые при удобном случае восстанут против. Кшатрию постоянно необходимо быть озабоченным сохранением своего положения. В этих беспокойствах он уже не может наслаждаться жизнью. Как сказал один активный участник 90-ых: «Денег было море, но за них каждый день приходилось платить проблемами. Счастье они не приносили». Так кшатрий, наблюдая за брахманом, который все ещё обладает почетом, уважением и властью, но лишен необходимости постоянно сражаться за право обладать властью, желает стать брахманом. Это естественная эволюция.

Рекомендуем также эту статью:  Чем воин отличается от солдата и бойца?

Почему внешний переход из одной варны в другую ничего не меняет?

Если вам кажется, что это умозрительные заключения – пример Вишвамитры Муни прямое доказательство того, что кшатрий естественным образом стремиться стать брахманом, а также того, что изменить варну просто внешним переходом из одного образа жизни к другому бессмысленно.

Суть истории Вишвамитры заключается в том, что встретив Васишхту Муни он увидел, что у него есть сурабхи – корова исполняющая вес желания. Васиштха Муни был отшельником и использовал эту корову только для пропитания, заботился о ней и её теленке и поэтому у них были хорошие отношения. Но Вишвамитра, будучи царем, посчитал что все, что находится на территории его государства принадлежит ему одному и попытался забрать корову. Есть по-крайней мере две истории, которые различаются только тем, что произошло непосредственно во время конфликта Вишвамитры и Васиштхи Муни.

Одна версия говорит о том, что Васиштха Муни воспрепятствовал попытке забрать корову и теленка и дал отпор Вишвамитре. За это царь напал на брахмана. Но такой возвышенный брахман как Васиштха Муни был наделен всеми мистическими совершенствами и с легкостью отбивался от нападений царя. В момент, когда мудрецу надоел бессмысленный конфликт, он просто ударил царя и тот упал сраженным. После чего Васиштха сказал: «О царь, а ты разве не знал, что брахманы могущественнее кшатриев?». После этого Вишвамитра вознамерился стать брахманов, чтобы обрести ещё большее могущество и отомстить отшельнику. Стремление к могуществу – это стремление кшатрия и мы, на примере этой истории, видим, как её может реализовать кшатрий.

Вторая версия утверждает, что Васиштха не сопротивлялся, когда у него забирали корову, хотя и был к ней привязан. Размышляя о том, что все происходит по воле провидения, он дал забрать корову. Корову грубо гнали и били, разлучая с теленком. Тогда Васиштха не выдержал и обратился к корове, которая исполняет желания: «Останься, если хочешь». Корова любила Васиштху и хотела остаться. Из тела коровы возникли демоны. Демоны очень часто являются на зов различных праведников, так, например, Рудра призвал Вирабхадру, а жертвоприношения Праджапати Дакши невозможно было прерывать из-за того, что из жертвенных огней выходили демоны, которые охраняли ритуал. Демоны явились из тела сурабхи и истребили войско царя. После этого, царь осрамленный поражением и узрев силу брахмана предался суровой аскезе, с целью получить то оружие, которое смогло бы помочь отомстить за позор поражения. Получив такое оружие, царь направился к ашраму мудреца и применил это оружие. Но это была тщетная попытка – мудрец отразил все попытки воспользоваться могущественным оружием без всякого усилия. И тогда он сказал: «Сила воина обманчива. Истинная сила – сила брахмана».

Вишвамитра после этого стал отшельником. Внешне он стал брахманом, но из многочисленных историй можно понять, что на самом деле, он остался кшатрием, так как часто использовал силу мудреца лишь для усиления собственного могущества, и вместо того, чтобы уменьшать страдания живых существ, напротив, увеличивал их, стремясь обрести большую силу. Так поступают только кшатрии.

Рекомендуем также эту статью:  Варна-санкара – смешанные варны или нежелательное потомство?

Как перейти из одной варны в другую?

Таким образом, для кшатрия является привлекательной варна брахмана, варна кшатриев привлекает вайшьев, а варна вайшьи соблазнительна для шудр. Попытка изменить варну – это попытка достигнуть целей своей варны более доступным методом. Но изменить варну в том понимании, в котором мы её хотим изменить – невозможно. Изменить варну можно только с началом новой жизни, при условии исполнения долга своей текущей варны. Следуя своей дхарме мы обретаем достаточно опыта, который позволит перейти на ступень выше. Высшей варной для человека является варна брахмана. Именно брахманы славятся своим аскетизмом и отрешенностью, потому что они лишены материальных желаний и заняты духовным путем.

Итак, главные вопросы. Можно ли перейти из одной варны в другую: да, но не за одну жизнь, возможно и не за две.

Как перейти из одной варны в другую: следовать своей дхарме, исполняя свой долг, избавляясь от всяких неблагочестивых наклонностей и культивируя праведные качества. С кармической точки зрения, положение брахмана лучше положения кшатрия, положения кшатрия лучше вайшьи, а вайшьи – шудра. Это объясняется тем, что у брахмана больше возможностей для следования духовному пути: он от природы наделен большинством необходимых качеств, чтобы начать духовный путь. Но, в действительности, начать духовный путь может представитель любой варны, вопрос только в материальных привязанностях и веры. Шудр может превзойти брахмана, если начнет заниматься санатана-дхармой, но когда шудр следует такому пути, его уже нельзя причислять к какому-либо сословию варнашрамы, он уже саддху.

Санатана-дхарма – это деятельность на уровне души, духовный путь. Эта деятельность носит кульминационный характер для живого существа. Следуя этому пути, человек достигает высшего блага, но отказываясь от него рано или поздно попадает в ад. Обусловленное живое существо естественным образом совершает ошибки, это один из недостатков, которые присущие каждому. Иногда ошибка незначительна, а иногда серьезна. И именно такие ошибки приводят в ад. Ведическая философия утверждает:

Последователи системы варнашрамы следуют принципам, регламентирующим жизнь четырех сословий [брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр] и четырех духовных укладов [брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси]. Однако, даже если человек исполняет обязанности, предписанные для этих сословий и укладов, но не занят трансцендентным служением Кришне, он неминуемо окажется в адских условиях материального существования

Чайтанья-чаритамрита. Мадхья лила. 22.26

Если кто-либо из представителей четырех варн и четырех ашрамов не поклоняется Личности Бога или намеренно не выказывает почтения Тому, кто является источником их собственного творения, они падут.

Шримад-Бхагаватам. 11.5.2

Ведическая философия является источником понятия «варна» и является именно тем сводом правил и предписаний, которые регулируют это разделение общества. Чтобы достигнуть вершины системы варнашрамы необходимо неукоснительно следовать вверх, не падая. Если человек нарушает предписания ведических авторитетов – он упадет. Брахман может стать шудром, в результате грехопадения, но в результате праведной жизни шудр может стать брахамном. Но все это не имеет смысла, если игнорируется духовный путь – путь бхакти, преданного служения Верховному Господу.

Итак, желание человека изменить варну требует от него исполнения дхармы. Однако, материальный мир настолько суров и изменчив, что полагаться исключительно на свои силы опрометчиво. Вместо этого следует искренне обратиться к Верховному Господу, который является источником и целью всех Вед. Он повелитель знания и в Его силах сделать из шудра брахмана без всяких трудностей. Необходимо лишь преданное служение: повторение святых имен, предложение пищи или размышление о Кришне. Опираясь на поддержку Верховного Господа человек может достигнуть любой цели своей жизни.