Как очистить карму? Как узнать свою карму? Отработка кармы

Карма – понятие в ведической философии, указывающее на последствия предыдущих поступков, которые были совершенны в прошлой жизни. Карма определяет множество разнообразных параметров человеческой жизни, начиная от рождения до самой смерти. Влияние кармы на жизнь отражается в виде семьи, в которой человек родился, состояния тела, ума и разума, разнообразных проявлений талантов и интересов, характера, который отражает состояние тонкого тела. Таким образом, карма является достаточно важным указателем на судьбу человека – то, что ему уготовано за то, что он сделал ранее. И желание в таком случае узнать свою карму и поработать с ней – вполне естественное. Итак, как узнать, отработать, улучшить и очистить карму?

Карма – показатель прошлых поступков. Как узнать карму?

Карма – это сумма совершенных поступков, выражающееся в будущем счастье или страдании. Узнать карму достаточно просто. О ней судят по семье и судьбе. Если все складывается в общем благоприятно и успешно, проблемы и болезни обходят стороной, а за счастье приходится платить небольшую цену – это все является показателем хорошей кармы. Хорошая карма означает, что человек рождается в семье обеспеченных, образованных людей или тех, кто занимают высокое социальное положение. Но важно понимать, что карма совершенно неоднородна и карму определяют по разным положениям: отношениям, семье, деньгам, талантам, способностям, здоровьем. Например, богатый и талантливый юноша может рано оставить тело, потому что в прошлом совершил поступок, воздаяние за который – смертельная болезнь.

Хорошая карма также отражается в виде сильного разума, высокой варны, способности исполнять дхарму и встать на своё место как можно раньше. Например, молодой человек по хорошей карме очень быстро может найти единомышленников и людей, которые подтолкнут его встать на путь, который ему предназначен. Он встает на него рано и уже к зрелости обретает на нем значительный успех. Плохая карма, наоборот, указывает на то, что человек найдет своё место в жизни достаточно поздно, что принесет ему мало радости, чем если бы он сделал это в молодости.

Определить карму точно невозможно, невозможно выразить её в цифрах или как-то чётко указать на то, где точно хорошая карма, а где сто процентов плохая. Но общее понимание кармы приходит именно через наблюдение и анализ того, в каких областях есть естественные успехи, которые приходят сами собой, а где есть непреодолимые препятствия и беды. У некоторых людей все хорошо с отношениями, но абсолютно не получается заработать денег. И такие примеры отражают пожизненное отношение мира к конкретной личности. Указание на карму – это наиболее яркие проявления вмешательства судьбы в жизнь. Именно то вмешательство, на которое невозможно повлиять. Был пример, когда у одного юноши диагностировали рак в тяжелой, но операбельной стадии. Его прооперировали успешно, но он получил заражение крови и погиб. Смерть была неизбежна и если не от одной болезни, то от другой. То есть карма проявляется в тех областях, на которые мы не можем оказать прямого влияния.

Мы не выбираем семью в которой рождаемся и не выбираем быть ли нам успешными или нет. Мы также не выбираем свой характер и то, чем мы по-настоящему хотим заниматься. Все это отражает карма и определенным образов вынуждает нас принимать свою судьбу. Но следовать каким-либо путем, совершать благие поступки или греховные – этот выбор всегда остается за нами. Судьба лишь предоставляет определенные условия, в рамках которых приходится действовать. Некоторые писатели творили в бедности, а некоторые происходили из знатных семей.

Плохая карма отражается в виде рождения в семье бедной, необразованной, имеющей дурные наклонности в виде пристрастию к алкоголю, азартным играм или наркотикам. Плохую карму можно узнать по тому, какой отпечаток на сознание ребенка наложило воспитание в семье. Некоторых людей воспитывают достойно, а некоторых воспитывают как животных. Известно, что если применять насилие в отношении к ребенку в его характере появиться примесь низшей варны и он будет испытывать постоянное беспокойство, страх, тревогу и ощущение небезопасности, тогда как ребенку, которому до какой-то степени(до 5 лет) во всем потакают намного легче отстаивать свои интересы, так как он знает, что у него есть поддержка. Таким образом, первым указателем на карму является семья, в которой человек родился. Но важно понимать – не карма определяет человека, а человек карму. Даже если кто-то обладает хорошей кармой, он все равно может стать наркоманом, преступником или морально-разложившейся личностью. И даже если человек родился в плохих условиях, в недостойной семье – у него точно такой же шанс стать благочестивым, хотя бы из принципиального отвращения того, что он наблюдал в детстве. Богатые дети страдают от скуки и часто балуются наркотиками и разными преступлениями, а бедные дети действительно стараются всеми силами выбраться из модели своей семьи. Это означает, что мир не делиться только на плохих и хороших людей и всё не имеет только черно-белой окраски. Хороший человек или плохой определяется не кармой, а тем, как он поступает.

Как улучшить и приобрести хорошую карму?

Хорошей кармой награждают за благочестивые, добродетельные поступки:

  • исполнение долга – дхармы
  • благотворительность
  • соблюдение аскез и обетов
  • совершение жертвоприношений
  • избавление от страданий других живых существ
  • исполнение правил и предписаний, которые отражают морально-нравственную сторону жизни

Все эти поступки на самом деле достаточно трудоемки и требовательны к соблюдению определенных правил. Например, правила касательно благотворительности указывают на то, что розданные деньги должны пойти на благо. Если благотворительность приводит прямо или косвенно к страданиям – это благотворительно в гуне невежества, что означает накопление скорее плохой кармы. Благими намерениями. Поэтому, прежде чем стремится исправить свою карму, необходимо узнать правила совершения той или иной благочестивой деятельности. В основе кармического воздаяния лежит закон согласно которому человек получает отражение своих действий. Если человек добровольно страдал, например совершая аскезу или помогая другим в ущерб себе, то в будущем он будет становиться невольным свидетелем собственного счастья. Тогда как совершение поступков, которые указывают на грубое наслаждение: наркотики, алкоголь, незаконный секс, преступления и прочее будет указывать на то, что стремление к наслаждениям породит погоню от страданий в будущем. То есть очень важно понять: нет такой простой деятельности, которая принесла бы много хорошей кармы за бесценок. Мы в любом случае вынуждены будет потрудиться и пострадать за себя, это отражается даже вне рамок кармического закона, а во всем материальном мире в целом.

Рекомендуем также эту статью:  Ведическая философия: важные и основные понятия

Добровольная аскеза приводит к отсутствию необходимости терпеть различного рода лишения, подобно тому, как человек который добровольно не прячется от жары достаточно быстро к ней привыкает. И так действует аскеза не только с обыденной точки зрения, усмиряя чувства, но и с кармической пополняя запас различных ресурсов, таких как сукрити или непосредственно хорошей кармы. Если мы выполняем какие-либо добродетельные поступки добровольно, то мы приумножаем то, что вложили. Тому, кто занимается благотворительностью воздаваться многократно за совершение помощи страждущим. Иногда в ведах, например в пуранах, описывается, что пожертвованное достойному духовному человеку имущество возвращается в последующих жизнях в тысячи раз большей отдачей.

Исполнение дхармы занимает важную роль в кармическом регулировании жизни человека. Дхарма заключается в том, чтобы исполнять свой долг сообразно с телом, умом и разумом полученном при рождении. Некоторые люди рождаются с телом кшатрия, а некоторые с телом брахмана. Им необходимо исполнять свой долг, соблюдать определенные правила и определенный этикет. Исполняя бескорыстно свой долг хорошая карма приходит сама собой. В Шримад-Бхагаватам, Вритрасура говорит о том, что существует две достойные смерти: смерть в бою и оставление тела в трансе.

Смерть в бою предназначена для воинов и они получают настолько много хорошей кармы от этого, что им прощаются различные прегрешения и они тут же попадают на райские планеты, потому что в человеческом теле достаточно трудно реализовать такой огромный потенциал кармы. Покинуть тело в трансе доступно крайне небольшому кругу людей и такая способность приходит исключительно после жизни, целиком посвященной духовной практике. Покинуть тело в трансе – означает отправиться на планеты мудрецов, которые стоят даже выше райских планет, или непосредственно попасть в духовный мир.

Но веды предписывают запрет на сражения для брахманов и ограничивают деятельность брахмана для кшатрия. Таким образом, Вритрасура говорит о том, что исполнение долга для каждого человека имеет итогом большое счастье. А попытка избежать своего долга приводит лишь к страданиям.

Для обретения хорошей кармы существует раздел вед под название карма-канда в котором описываются ритуалы, аскезы, мантры, жертвоприношения и правила, подчиняясь которым можно обрести достойную жизнь. Отчасти, этой теме посвящена Гаруда Пурана. В ней, кстати, описывается и судебный процесс на суде Ямараджи, который определяет попадет ли живое существо в ад или в рай.

В общем, говоря простым языком, чтобы иметь хорошую карму, нужно стать безупречным праведником. Невозможно и грешить, поддаваясь порывам чувств, и надеяться на вознаграждение за это. За грехи человек обязан платить страданиями, а за добродетель – счастьем.

Совершая разного рода благочестивые поступки, живое существо попадает в разные условия райской жизни, и точно так же разные греховные поступки приводят его в разные условия адской жизни.

Шримад-Бхагаватам. 5.26.3

Греховные поступки и игнорирование возможности очистить карму

Очистить карму возможно даже относительно небольшими усилиями, но если игнорировать возможность эволюционировать и возвышать своё сознание, продолжая совершать греховные поступки – его ждет кармическое воздаяние. Даже у самого падшего грешника есть возможность исправить своё положение и очистить карму. Но если человек не пользуется этим шансом и продолжает грешить – его ждут различные наказания на адских планетах. Например, Шримад-Бхагаватам описывает воздаяние за вожделение, под влиянием которого нарушаются религиозные запреты:

Иногда обусловленный человек видит перед собой представительницу прекрасного пола, которую называют прамадой, «сводящей с ума», и любуется ее красотой. В такие минуты ему словно смерч застилает глаза пылью. Бросившись в объятия женщины, человек под влиянием страсти лишается всякого благоразумия. Ослепленный вожделением, он нарушает религиозные предписания, ограничивающие половую жизнь. Не зная, что за его греховными поступками наблюдают полубоги, такой человек наслаждается во мраке ночи недозволенным сексом и не подозревает, какое его ждет за это наказание.

Шримад-Бхагавтам. 5.14.9

Тот, кто, обманывая ближнего, тайком прелюбодействует с его женой или растлевает его детей, попадает в ад Андхатамисра. Там он оказывается в очень жалком положении, подобно срубленному под корень дереву. Еще на пути к Андхатамисре грешника подвергают ужасным пыткам, и от невыносимой боли он лишается рассудка и зрения.

Мужчина и женщина, вступающие в греховную половую связь, после смерти оказываются в аду Таптасурми, где их ждет суровая кара. Помощники Ямараджи жестоко избивают их кнутами, после чего мужчину заставляют обнимать раскаленную докрасна железную статую женщины, а женщину — такую же статую мужчины. Это наказание настигнет всякого, кто виновен в грехе прелюбодеяния.

Человек, неразборчивый в половых связях и готовый совокупляться с кем угодно, даже с животными, после смерти попадает в ад Ваджракантака-шалмали. Там растет огромное хлопковое дерево, все усыпанное шипами, острыми и могучими, как громовые стрелы. Слуги Ямараджи подвешивают грешника на этом дереве и затем с силой стаскивают вниз, так что эти шипы раздирают все его тело, причиняя ему страшную боль.

Шримад-Бхагаватам. 5.26.9, 20-21

Жизнь на адских планетах, как и на райских намного более продолжительна, чем на Земле. Даже на самой низшей райской планете жизнь насчитывает десятки тысяч лет, то же самое касается и планет адского типа. Если человек пренебрегает своими обязанностями и нормами поведения – его ждёт наказание сообразное его проступкам. Плохое рождение, болезненность или нищета мало сравняться в сравнении с этими наказаниями и на основании этого можно сделать разумный вывод – у человека есть ещё один шанс избавиться от последствий своих проступков и изменить свою жизнь и своё будущее.

Рекомендуем также эту статью:  Недостатки человека: какими недостатками обладает каждый?

Поэтому, необходимо серьезно задуматься над тем, к чему следует стремиться, а что следует избегать. Совершение грехов следует избегать, а добродетельные поступки следует стремиться совершать.

Как полностью очистить карму?

Очистить карму можно в большинстве случаев очистительными обрядами, духовной практикой и просто добродетельными поступками. Существует несколько видов кармы, которые подвергаются изменению в разной степени. Но существует один вид кармы, которые ни одним путём невозможно изменить путем материальной деятельности. Очистить карму практически невозможно, так как кармические законы указывают на то, что человек обязан получить как последствия своих греховных, так и последствия своих благочестивых поступков. То есть избежать её нельзя, в действительности можно только перекрыть плохую карму хорошей, а хорошую плохой. Например, если на ком-то висит грех убийства – его будет снова и снова, жизнь за жизнью настигать расплата в виде насильственной смерти. Очистить карму определенного типа можно, если совершить обратный поступок. В случае с убийством – это спасение чьей-либо жизни. Например, если накормить голодного, который может погибнуть от голода в любой момент. Таким образом, смертельный удар, который будет причинен по карме, будет не таким уж и серьезным и не таким уж и смертельным. Известны случаи, когда из абсолютно кошмарной аварии люди выходили и отряхивались. А известны и случаи, когда легкое столкновение приводило к смерти.

Отработать карму – означает принять страдания за свои грехи и счастье за свою добродетель. Иначе карму исправить нельзя.

Однако, веды предписывают: круговорот рождения и смерти рано или поздно приводит человека в ад, так как стремление к наслаждениям присутствует в уме постоянно, а воздержанность под влиянием потенциального счастья пропадает. И для разумного человека естественным будет вопрос: зачем находится в мире, если в нём трудно просто удержаться на плаву, не говоря уже о достижении успеха с кармической точки зрения? И действительно, в материальном мире нет счастья и единственный способ сделать его источником счастья – это покинуть его. Избавление от материального существования – это единственный выход как очистить карму и избавиться от всех накопившихся долгов плохой кармы.

Единственным выходом из материального мира является духовная практика, которая предписывается ведами, как исполнение преданного служения Верховной Личности Бога. Она полностью избавляет практикующего от кармы, вызволяя его таким образом из круговорота материального существования. До тех пор, пока в человеке остается карма – он остается в материальном мире и в духовный мир он может попасть лишь очистившись от этих цепей. В Падма-пуране говорится:

апрарабдха-пхалам папам
кутам биджам пхалонмукхам
краменаива пралийета
вишну-бхакти-рататманам

Те, кто занимается преданным служением Верховной Личности Бога, постепенно избавляются от всех последствий совершенных ими грехов: уже созревших, только накопленных, а также дремлющих в форме семени

Это подтверждается и в Шримад-Бхагаватам(11.29.5) и Махабхарате(Мокша-дхарма, Нараяния):

Кто осмелится отвергнуть Тебя, саму Душу, самый дорогой объект поклонения и Всевышнего Господа, Того, кто даёт все возможные совершенства своим преданным ? Кто может быть настолько неблагодарным, зная о тех благах, которые ты даруешь? Кто отвергнет Тебя ради материального наслаждения, которое ведёт лишь к забвению? И что теряем мы, занятые служением пылинкам с Твоих лотосных стоп?

Господь Нараяна — прибежище всех людей, и всякий, кто обрел Его покровительство, может естественным образом, безо всяких усилий, достичь любой из четырех целей человеческой жизни, которых достигают посредством духовной практики.

Итак, вопрос занятия наилучшего положения с точки зрения кармы, которое бы обеспечило наилучший исход и наибольшее счастье – это избавление от кармы вообще, как и от материального существования. Это достигается путем преданного служения Верховной Личности Бога – Кришне.  Таков путь именуется бхакти-йогой и следование ему признается Ведами (Шримад-Бхагаватам. 7.6.26) как единственный истинно духовный путь, который приводит к Абсолютной Истине. Естественное положение живого существа, души заключается в бесконечном знании, абсолютном блаженстве и вечности. Такое бытие недоступно в материальном мире, но постоянно и неизбежно в духовном.

Остальные пути – это лишь попытки занять наилучшее положение в постоянно нагревающемся котле. Мы живём в Кали-югу, и каждое последующее поколение будет жить при все более ужасающих условий для жизни. Самоубийство раньше описывалось как нечто исключительно глупое, бессмысленное и греховное занятие, а сейчас оно встречается повсеместно именно потому, что на это людей подталкивает современный образ жизни. Миру, который мы знаем, так или иначе, придет конец, это подтверждает даже современная наука, говоря о расширении Солнца. Хотя человечество может погубить себя и до того, как Солнце станет излучать нестерпимую жару. Уже сейчас температура поднимается и на Юге России это особенно чувствуется: все посадки уничтожает жара или вредители, которые в таких условиях особенно склонны размножаться. Раньше из каждого двора рос виноград, сейчас этого нигде не видно, даже саженцы деревьев погибают от жары и это заслуга столь прославляемого экономического роста нашей человеческой цивилизации.

Занятие преданным служением – это и есть ответ на вопросы: как улучшить, отработать и очистить карму. Преданное служение избавляет от всех последствий причиненных грехов, даже от тех грехов, избавиться от которых просто невозможно никакими иными путями.

Но тех, кто поклоняются Мне, посвящая Мне всю свою деятельность, кто служа Мне с непоколебимой преданностью, всегда размышляя обо Мне, устремляя ко Мне все свои мысли, о сын Притхи – тех Я быстро вызволяю из океана рождений и смерти.

Бхагавад-Гита. 12.6-7