Счастье – великое неотчуждаемое сокровище

Счастье – великое неотчуждаемое сокровище

Счастье

Счастье – это неотчуждаемое и независящее от внешних обстоятельств состояние умиротворения и блаженства. Это то, к чему естественно стремится человек. Он находит нечто похоже в наслаждениях получаемых от взаимодействия с объектами восприятия. Это происходит как от активности ума, так и ложного эго, которое понуждает действовать корыстно, отождествляя с грубым или тонким телом.

Когда человек что-то видит, слышит, ест, чует, осязает или что-то представляет, у него возникает определенная реакция на тот или иной объект восприятия. Съев вкусную пищу человек испытывает наслаждение. Услышав что-то приятное, человек испытывает радость. Также, если еда оказалась невкусной, а речь неприятной, человек испытывает страдание.

Область объектов восприятия – это область наслаждений и страданий. В них нет счастья. Счастье человек культивирует в себе постоянно. Оно все больше и больше возрастает при правильном подходе к жизни. Наслаждения и страдания приходят волнообразно – одно за другим. Области жизни имеющие наслаждения, имеют и страдания. И нет той вещи, которая могла бы наслаждать, но не могла бы приносить страдания. Деньги не приносят страдания, но их отсутствие вызывает ощутимый дискомфорт.

Углубляющееся счастье

Деятельность, приносящая счастья, будет углубляться. А также приносить человеку все больше и больше счастья. А деятельность удовлетворяющая его органы чувств будет со временем требовать большего, а человек будет становится все менее удовлетворенным. Наслаждения со временем тускнеют и требуют замены, а счастье всё больше расцветает.

Часто люди ищут в разных областях своей жизни счастья, но путают его с наслаждением. Во время наслаждений человек также испытывает блаженство, но это временное и хрупкое блаженство, которое может обернуться последствиями. Пытаясь искать повсюду удовлетворение: в семейной жизни, в деятельности, в уважении или общении, в развлечениях, человек то находит его, то теряет, а иногда испытывает большие страдания.

Культивирование знаний имеет иные плоды, чем стремление к наслаждениям. Так как оно помогают обрести качества счастливой жизни и знания того, что приносит счастье, а что страдание. Духовный путь – это восходящий путь одной цели. Материальный путь – это нисходящий путь многих целей. Сегодня мы есть это, а завтра то. Сегодня мы хотим заключать брак с одним человеком, а завтра с другим.

Из желания наслаждаться всей совокупность материального проявления, человек ставит множество целей, ведущих его к наслаждениям, разочарованием и, в конечном итоге, страданию. Однако, у духовного пути только Одна Цель. Достижение этой цели дает возможность почувствовать счастье и чистоту на собственном опыте. Духовный путь заканчивается там, где начинаются наслаждения. Поэтому, идя по духовному пути, мы должны строго следить за тем что нас притягивает больше – счастье или наслаждения?

Наслаждение

Наслаждение – это область материального блаженства. Всё материальное временное и к наслаждениям это также относится. Примером того, как вместо радости и удовлетворенности мы получаем боль и страдания, может стать восприятие времени. Если наше прошлое было счастливым – мы испытываем тоску, отчасти потому что его не вернуть и оно не повториться, если наше прошлое было несчастным – мы испытываем страдания, вспоминая ту боль. Если наше будущее обещает нам страдания – нас охватывает страх, а если будущее обещает нам счастье – то мы теряем покой и испытывает сильное беспокойство нетерпения. Таким образом, пытаться искать счастья в прошлом или будущем – нет смысла.

Всю жизнь мы пытались наслаждаться, это привело нас туда, где мы есть. Если наша жизнь не вызывает у нас желания каждую неделю начать всё с начала, или нас не терзает вопрос о том, будто что-то в этой жизни не так – тогда все в порядке. Практикуя духовную жизнь постепенно можно добиться счастья и ещё большего довольства.

Однако, бывает и так, что наша жизнь – это борьба за собственное довольство. Борьба с самим собой и с другими. Мы погоняем себя трудится ради наслаждений и погоняем других приносить нам наслаждения. Первое приводит к стрессу, второе к ссорам. Итог, нашего существования как наслаждающегося – страдание.

Отсутствие знания – причина страданий

Корень наших страданий в неправильном векторе развития и деятельности. Зачастую, стремление наслаждаться стоит первичнее стремления быть счастливым. Человек хочет не счастья, а дом, семью, машину, заработок и наслаждения. В надежде быть счастливым, человек вынужден искать там, где его нет. А именно в материальном. Так бывает, когда человек не обладает знанием или забывает его.

Иногда обусловленная душа сама осознаёт всю тщетность попыток наслаждаться материальной жизнью. Она понимает, что чувственные наслаждения приносят ей одни лишь неприятности. Но, из-за того что такая душа целиком находится во власти телесных представлений о жизни, она забывает открывшуюся ей истину и снова пускается в погоню за материальным и наслаждениями, подобно тому как животное бежит за миражом в пустыне.

Шримад-Бхагаватам. 5.14.10.

Отсутствие знание заставляет человека искать счастья на ощупь. И найдя его среди мимолетных наслаждений привязывает к наиболее легкому способу получения счастья. Счастье – это продукт труда. Внутреннего и внешнего. Правильные действия в верном умонастроении могут приносить нам счастье каждый день. Правильные действия – это те действия, которые соответствуют нашей природе, а также приносят пользу всем живым существам. Правильное умонастроение – это умонастроение исполнение долга, энтузиазма, милосердия, сострадания, вдохновения, любви или служения.

Поиск себя

С опытом приходит понимание своего правильного места в жизни. Один из ключевых моментов философского поиска – познание себя. Познание себя – это понимание своей природы, своего характера и способность дать ответ на вопрос: “Кто я?“. Такой поиск – это один из важнейших этапов развития человека. Без него не обходится ни одно учение.

Обрести понимание своей глубинной природы можно через духовное знание. Вследствие нашей обусловленности, мы не обладаем этим знанием. Поэтому наши умозрительные заключения не дадут нам желаемого результата. А все большее разочарование, вместе с отсутствием результатов, рано или поздно, заставят нас опустить руки.

Очень важную роль в постижении знания и понимая играют два фактора: опыт и знания. Правильно получить оба этих фактора поможет более опытный человек.

Однако, наставник не забирает возможность получить опыт. Зачастую, ученик не готов принять готовые знания из-за необходимости пройти путь и получить опыт. Настоящий учитель никогда не забирает возможность получить собственный опыт, однако он вправе запретить заниматься тем, что ведет к деградации. Также учитель не даст тех наставлений, выполнить которые не по силу ученику или тех знаний, которые ученик не способен понять.

Опыт – это важный критерий истинности наших знаний. Имея отрицательный опыт или его отсутствие, мы не можем утверждать что наш опыт полноценный. Постижение духовного пути приносит вдохновение, энтузиазм, счастье, любовь и покой. Но не имея такого опыта, мы не можем говорить о цельности нашего опыта. И такие состояния – это важный показатель “живого” постижения знаний, а не простого выполнения ритуалов и правил, ради них самих.

Так как мы живем в материальном теле, мы не можем отрицать важность понимания своего тонкого и грубого тела. Бросать поддержание своего тела, для людей живущих материальной жизнью, – это фанатизм. Поклонение своему телу – тоже фанатизм. Духовная жизнь – означает оставить наслаждения и посвятить себя счастью, но на это мало у кого хватает сил.

Счастье – показатель правильной жизни

Если мы живем правильно, мы испытываем счастье, а если мы живем неправильно – мы испытываем страдание. И это один из важнейших показателей верно выбранного направления. Ведь когда мы испытываем страдания, в нас накапливается недовольство. Оно рано или поздно, очень болезненно взорвется и заставит нас оставить такую жизнь.

Поддержание определенного уровня духовной практики дает счастье. Слишком большая нагрузка ведет к перенапряжению, усталости и потере вкуса к духовной жизни. Однако, слишком слабая нагрузка не приносит значительных результатов, не давая счастья и не защищая нас от страданий. Нам необходимо найти баланс в развитии между максимальными усилиями и своими реальными возможностями.

Постарайтесь думать логически в этом вопросе. Ведь одна неделя слишком сильной практики, продиктованной ложным эго, – это четыре недели пропуска практики по причине усталости. Часто, не рассчитывая силы в духовной жизни, человек перенапрягается и бросает практиковать, а потом уже и не возвращается.

Прибегайте к разумному труду и тогда ваше счастье раскроется вам. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.