Тёмная сторона религии и философии. Чем опасны знания?

Тёмная сторона религии и философии. Чем опасны знания?

Тёмная сторона философии, религии и знаний.

У каждой вещи есть обратная, тёмная сторона, которая являет собой противоположность сути вещи. Эта тёмная сторона очень часто портит очень многое и приводит человека, который видел исключительно светлую сторону и сильно верил в неё, к разочарованию. Для того, чтобы избежать разочарований и крушения надежд и иллюзий нам необходимо знать и то, чем является темная сторона философии, религии и знаний.

Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути, о Партха, является разумом в гуне невежества.

Бхагавад-Гита. Глава 18, стих 32.

Влияние мировоззрения на жизнь человека

У каждого человека есть философия, которая отражает характер человека, его стремления, принципы, мораль и те границы, которые он не переходит. Зрелая личность – это человек со сформировавшимся мировоззрением, которое основывается на опыте и знаниях. В зависимости от мировоззрения, человек может относится к себе, к другим людям и к различным событиям и явлениям по-разному. Так фермер относится к дождю положительно, а горожанин отрицательно. Реакция человека на те или иные события зависит от его мировоззрения и состояния его ума. Полный претензий и недовольства, ум никогда не будет доволен, но умиротворенный и спокойный ум является источником счастья.

Ум разделяет все на плохое и хорошее, в зависимости от положения человека, его мировоззрения и его отождествлений. У одного человека слово “обязанности” будет вызывать отрицательную окраску тяжелой повинности, у другого положительную, как исполнение долга. Важно формировать правильное мировоззрение, потому что от мировоззрения зависит состояние ума. Если мое мировоззрение подразумевает что я самый лучший, тогда я буду всегда страдать от любых проявлений непризнания моего превосходства, хотя на деле доказать я его и не могу.

Формирование идеального мировоззрения

Нельзя сказать что формирование идеального мировоззрения возможно форсированным методом, то есть простым отказом от негативного мировоззрения.

1. Первая причина – это прошлые ментальные конструкции, сталкиваясь с которыми человек чувствует большой диссонанс. С одной стороны ему жизнь приносит что-то новое и более правильное, а с другой это значит отказаться от того что считалось правильным. Это вызывает затруднения.

2. Вторая причина – это трудности связанные с правильным поведением. Сдерживать гнев – трудно, быть честным – трудно, все правильные действия, правильные поступки совершать трудно. По этой причине многие начинающие духовную практику люди, которых сильно подгоняют стать “идеальными”, просто оставляют её, не в силах её поддерживать. Тут нужно постоянство и время. Иногда следует признать свою неправильность, чтобы работать над ней. Иногда прямолинейность путают с грубостью, а простой несдерживаемый гнев с храбростью.

3. Третья причина, почему нельзя сразу стать правильным и идеальным, – это недостаток опыта, знаний и практики. Когда мы принимаем что, например, вставать рано утром – полезно, это не значит что мы на собственном опыте убеждаемся что это так. Мы просто принимает это, и это принятие дает возможность сделать жизнь лучше, но не дает сил следовать этим принципам. Силы следовать правилам дает практика, когда мы видим что действительно жить становится лучше, следуя каким-то определенным порядкам. Когда мы просыпаемся поздно и чувствуем себя плохо от пересыпания – это опыт. Когда мы читаем о пользе раннего подъема – это знания. А когда мы рано просыпаемся и чувствуем себя превосходно – это практика. Знания дают возможность почувствовать опыт и применить практику.

Проблема восточной философии, относительно большинства людей – это постановка вопроса о совершенстве очень форсированным методом. Книги по восточной философии выглядят так: “Глава 1 – избавляемся от гнева. Глава 2 – ставим и достигаем целей. Глава 3 – Дарим всем Божественную любовь“. И это всё правильно, но темп чтения этих книг, не соответствует темпу практики этих знаний. И обычная картина: человек прочитал 100 книг, почерпнул много принципов, но очень сильно чувствует вину, за то что не может следовать всем правилам, при этом наличие знание подталкивает его на гордость. И кпд этих знаний стремится к очень маленькому значению.

Тёмная сторона философии. Когда философия становится злом?

Наиболее распространенные моменты, когда философия становится злом – это оправдание себя, чувство вины, ненависть, пустая борьба, “трансцендентность” и гордыня.

Оправдания

Тёмная сторона философии, заключается в том, что имея хорошую теоретическую базу, подвешенный язык и хорошо изучить философию, то можно оправдать абсолютно всё.

Убийство можно оправдать судьбой или тем, что вечная душа не может быть убита. Принесение страданий другим людям и живым существам, можно оправдать тем, что это у них такая карма. Свои плохие поступки можно оправдывать очень просто: сказать “Такова воля Божья” или “Такова судьба, что я могу поделать? Уже ничего не изменить“.

История о брахмане, убившем корову

Жил один брахман, он выращивал сад манговых деревьев. Это был образованный человек, уже немолодой, но он ухаживал за садом и очень гордился им. Однажды он отдыхал в саду. В сад зашла корова, которая не могла знать что это сад образованного брахмана. И как полагается корове, она начала объедать сад, попутно его разрушая. Брахман услышал какой-то грохот, встал и в ужасе увидел что часть его сада разрушена. Тогда он в гневе взял камень и кинул в корову. Камень попал в глаз корове и та умерла. Брахман знал что убийство коровы – это один из тяжелейших грехов и он просто спрятал тело коровы.

Через время за ним пришли ямадуты – посланники Ямараджа, Верховного судьи и Бога смерти. Ямадуты отводят в ад души людей. Когда они пришли к нему и сказали: “Пройдемте с нами“, брахман ответил: “Я же брахман, я должен идти в рай, ведь ничего плохого не делал”. Тогда ему припомнили убийство коровы, но тот не растерялся и сказал: “В Бхагавад-гите написано что душу нельзя убить, а тело живого существа и так обречено на смерть. И что даже травинка не шелохнется без воли Бога, что уже говорить о моей руке. Так что идите к Богу, который это сделал моей рукой, и отправляйте его в ад“. Ямадуты растерялись, потому что они ходили к грешникам, которые не особо могли разводить философские диспуты, и ушли. Брахман подумал: “Фух, на время отделался”.

Ямадуты рассказали это Ямарадже, который очень сведущ в законах религии. Ямараджа превратился в старика, пришел в сад и спросил: “Кто вырастил этот прекрасный сад, кто построил эти прекрасные изгороди?“. Брахман скромно ответил: “Это сделал я“. Ямараджа спросил: “Какие великолепные манговые деревья, чьи руки их взрастили и ухаживали за ними?“. Брахман даже растерялся от признания, которое к нему пришло и скромно сказал: “Это мои руки взрастили этот сад“. Тогда Ямарадж спросил: “А чьи руки убили корову?“. Тогда брахман развел руками, согласился со справедливостью наказания и отправился в ад.

Эта история демонстрирует что, обладая знаниями, оправдать можно всё. “Я не это тело”, “На все воля Бога”, “Это судьба, я ничего не мог поделать”. Кришна говорит что не отвечает за греховные и праведные поступки живых существ. (БГ. 5.15)

Чувство вины

Чувство вины – это недостаток знания о себе и непринятие своего несовершенства. Когда мы думаем: “Я совершенный” или “Я должен быть совершенным“, у нас возникает два варианта, либо мы становимся совершенными, либо нет. Первый вариант очень труднодоступен, второй вариант как раз дает чувство вины, если мы не признаем, что мы только начинаем идти этим путем. Принять своё несовершенство – значит быть способным идти к совершенству. С другой стороны, как бы слова: “Я только начинаю“, не стали оправданием для слабоволья и распущенности. Просто примите себя с недостатками и систематически начните постепенно с ними бороться. Не сразу, но результат будет.

Ненависть

Ненависть, непринятие, жестокость по отношению к другим возникает когда мы начинаем делить на категории: свой\чужой, близкий\далекий, друг\враг. Когда мы чувствуем что наша философия самая лучшая и что мы единственно правильные, тогда возникает фанатическая ненависть, которая не является чем-то хорошим. Начиная от косых взглядов до убийств, такой фанатизм противоречит духу философии. Кроме этого, когда мы чувствуем что наши знания становятся оправданием для своего превосходства, тогда несогласные с нами тоже становятся объектами ненависти, а согласные с нами сразу становятся очень хорошими людьми. Это невежество так делить людей. Нам больше блага приносят как раз несогласные люди, которые заставляют нас обратить внимание на свои недостатки, чем очень способствуют развитию.

Пустая борьба

Это то состояние, когда недостатки принять невозможно, а сил бороться с ними нет. И так совершается цикл: “Я хочу бросить вредную привычку – я отказываюсь от неё – я очень терплю – я срываюсь – я начинаю сильно совершать эту вредную привычку – я насытился – я хочу бросить вредную привычку“. Все это сопровождается чувством вины, большими энергозатратами, большой монотонностью, ослабеванием воли, потому что с каждым разом надежды меньше, и запутыванием. Тёмная сторона такой бесполезной борьбы заключается в огромной энергозатратности, отсутствия прогресса, зацикливании, чувстве вины и ослаблением воли человека вместе с потерей веры в себя.

Надо получить знания, хорошее общение с людьми, у которых нет таких привычек, занять себя полезной деятельностью и целенаправленно избавляться от этой привычки, допуская что такое желание есть. Если что-то очень сильно сжимать, оно потом очень сильно разожмется. Когда мы сжимаем свои желания силой воли, они накапливаются и в какой-то момент прорываю эту силу воли. Желания исчезают после какого-то времени, но порой мы просто не в силах дотерпеть до этого времени.

“Трансцендентность”

Трансцендентность” – это привычка оправдывать свои недостатки, плохие качества или действия некими абстрактными “духовными” причинами, которые и объяснить человек не может и другие это не принимают. “Зачем мне трудится? Я не это тело”, “Зачем мне помогать другому, это ведь не способствует его духовному развитию?”, “Я душа, поэтому неважно, чем занято моё тело”. Таких случаев очень много.

По сути, это простое манипулирование принципами, в лице очень глупого, ленивого и бездарного человека, который приспосабливает их под свои нужды. Кришна говорит:

“Деятельность, предпочтительнее отказа от деятельности, потому что не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела”.

Мы также пренебрегаем этикетом, обязанностями и принципами общества в котором находимся: например опаздываем или совершаем какие-то неподобающие вещи оперируя принципом: “Мне все равно что обо мне думают другие“, этот принцип создан для исполнения долга, когда он противоречит общественному мнению, а не наоборот. “Делай что должен и будь что будет“, вот так этот принцип звучит в более правильной форме.

Гордыня

Гордыня – это мировоззрение собственного превосходства над другими людьми. Очень распространенная вещь в любом пути развития. Тёмная сторона этого явления заключается в огромном, невероятном самомнении о своих способностях и талантах даже на начале пути. Это приводит к достаточно печальным последствиям, потому что уверенность в собственном превосходстве толкает человека к мысли о том, что дело не в том, что он недостаточно развитый, а в том, что остальные неправы. Отсюда возникают различные странные новые извращенные учения, лидером которых становятся люди, которые не смогли пройти полноценный духовный путь.

Об этом много писать можно, но конкретно на духовном пути это выглядит так: “Я уже 6 месяцев читаю книги и нет никого умнее меня, пусть даже тот, кто научил меня всему этому. Я уже самый умный и самый независимый, я все понимаю и буду действовать так, как считаю нужным, невзирая на советы других. Я имею право учить других, пусть даже этим самым советам я не следую сам. Я великий человек и лучше меня нет никого“. До настроения демонов не хватает одной детали: непризнание власти Бога. Если добавить эту деталь – гордый человек превращается в демона, при чем в очень опасного, потому что обладая знанием может оправдать всё что угодно и сделать множество ошибок, имея огромный набор инструментов, для воплощения самых безумных идеё.

Истинный путь. Светлая сторона знаний, религии и философии.

Если человек правильно подходит к изучению философии, знаний и религии, он может обойти тёмную сторону и тогда перед ним будет явлена светлая сторона. Сами по себе и философия и религия и знаний – являют собой добро для всех людей, так как возвещают о милосердии, сострадании, честности, храбрости и прочих качествах, которые мы бы хотели видеть не только в себе, но и в окружающих.

Истинная религия или философия учит любви, добру, смирению, счастью – всему положительному. Хотя цена этого положительного – это следование принципам, исполнение долга, регулирование наслаждений и труд. Плодами исполнения этих принципов будут как достойный характер, который не будет доставлять нам проблем, так и счастье, так труднодоступное другими путями. Конечно можно находить удовольствие в чем-то другом, но всё чего нас может лишить другой человек – материальное. Духовное благо и счастье, черпаемое внутри себя, забрать никто не может. Такое счастье будет вечным и не зависящим от обстоятельств и других людей.


Понять что мы несовершенны, что, иногда, мы пользуемся знаниями для оправдания своих ошибок – это принять ту горькую правду, которая даст нам возможность исправить себя, стать лучше и идти дальше по верному пути. Очень важно быть честным с собой, в противном случае наша собственная ложь создаст нам ложную иллюзию нашей праведности, в которой мы будем пребывать вечно. Из такого болота очень трудно вырваться. В этом также заключается тёмная сторона развития.

Тёмная сторона философии, религии и знаний заключается в разделении людей по “удобным” признакам. Тёмная сторона, внушая нам определенные идеи, будет вынуждать нас ненавидеть людей по любому признаку: слабость, сила, богатство, нищета, слава, неудача, любая возможность и ненависть в нашем сердце проявиться.

Избегая такого пути, мы способны добиться счастья путём приобретения знаний, пройдя который, мы будем понимать себя и весь мир, что, в конечном итоге, приведёт человека к заветным целям. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.