Законы дхармы – предназначение для каждого человека.

Законы дхармы – предназначение для каждого человека.

Понятию дхармы была посвящена отдельная статья, в которой наиболее подробно описывалось многогранное понимание дхармы как предназначения, религии, индивидуального пути и склада характера. Сейчас хотелось бы рассказать о том, что такое законы дхармы, как их соблюдать и почему их нарушение само по себе приводит человека к беде, а их исполнение само по себе приносит человеку счастье.

Дхарма в данном контексте – это индивидуальное предназначение человека, соответствующее его природе. Исполнение дхармы зависит от природы человека, и потому разные люди обладают разной дхармой, а, соответственно, к ним применимы разные законы дхармы, которые им следует соблюдать. Законы дхармы бывают как универсальные для всех видов дхарм, так и индивидуальные для каждой из четырех природ человека.

Законы дхармы

Дхарма является одной из целей человеческой материальной жизни. Правильное исполнение дхармы гарантрирует человеку процветание, изобилие, гармонию и счастье. Но для понимания правильного пути необходимо знать его законы.

Итак, существуют универсальные и специфические законы дхармы. Универсальные законы дхармы относятся к морально-нравственной стороне исполнения дхармы и жизни человека в целом, а также в регулировании отношений и формы взаимодействий людей с различной формой дхармы. Также понимание универсальных законов дхармы приводит человека к пониманию мира в общем и глобальной истины.

Специфические законы относятся к регулированию деятельности представителей отдельных варн. Направляя и ограничивая, выстраивая границы между определенными видами деятельности, такой закон позволяет человеку с одной стороны не отвлекаться от своего пути и совершенствоваться в нём, избегая соблазна сменить род деятельности при первых же неудачах, с другой стороны, распределяет нагрузку между людьми в правильной форме, соответствующей их природе.

Специфические законы дхармы отображают те права и обязанности человека, которые соответствуют его природе, а также область его предназначения и возможности совершать ту или иную деятельность. Все эти правила исходят из характера человека, который предопределен его природой, а потому являют собой естественный закон для каждого человека.

Различные профессиональные и общественные деления человеческого общества появились в соответствии с низшей и высшей природой, проявленной в момент рождения личности.

Шримад-Бхагаватам. 11.17.15.

Люди обладают различными качествами, которые способствуют или препятствуют им совершать ту или иную деятельность, а потому исходя из природы определяется деятельность, а исходя из качеств определяется природа человека. Качества, в данном случае, это естественное проявление природы человека, и именно исходя из них определяется та или иная область деятельности человека. Понимать это важно хотя бы для того, чтобы обладать способностью точно определить какие специфические законы следует соблюдать.

Универсальные законы дхармы

Универсальные законы дхармы едины для всех и не являют собой какие-либо исключения. Исключения – это специфические законы, а универсальные обязательны к исполнению.

Вопрос соблюдения универсальных законов заключается в изучении общих знаний. Общие знания отражают человеческую культуру и универсальные постулаты, которым должен следовать цивилизованный человек. Изучая такие принципы, человек начинает понимать что можно делать, а что делать нельзя.

Универсальные законы – это, в первую очередь, законы нравственности и право поведения человека не только в обществе, но и наедине с самим собой. Нарушение таких законов приводит человека к деградации, приобретению нежелательных качеств, которые, завладевая им, приводят жизнь человека к адским условиям.

Моральные и нравственные качества и принципы

Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.

Шримад-Бхагаватам. 11.17.21

Универсальные законы – это принципы нравственности, а потому они являются по сути принципами сострадания, милосердия, ненасилия, честности, правдивости, смирения, чистоты, дисциплины, постоянства, решимости, энтузиазма, скромности, стойкости, способности прощать, серьезности, бесстрашия, совершенствования, аскетизма, благодарности, терпения, постоянства, спокойствия, отсутствия злобы, тщеславия, гордыни, алчности, вожделения, зависти, вероломства и стремления к почестям.

Применяя такие принципы в своей жизни, человеку будет практически невозможно нарушать морально-нравственные законы дхармы. В случае морали, законы дхармы отражают те принципы и качества, которые человек должен носить в себе и которых он должен придерживаться, если человек действительно серьезно относится к своей дхарме.

Человеку, желающему исполнить свою дхарму, по возможности следует избегать общества, состояний, действий и мест, где он так или иначе может нарушить морально-нравственные принципы. Так, например, разумный человек, который следует своей дхарме, будет избегать состояния алкогольного опьянения, а соответственно, избегать общества людей, которые предпочитают находиться в таком состоянии.

Способность соблюдать такие законы дхармы – это не вопрос сиюминутного становления на этот путь. В действительности, такие качества и принципы тяжело соблюдать постоянно, не имея опыта и практики. Поэтому вначале человек должен соблюдать столько, сколько он сможет. Со временем человек приучится соблюдать эти принципы и будет следовать им естественно, без труда. Каждый человек награждается по мере того, как он трудится.

Защищающий дхарму защищен дхармой.

Универсальные законы дхармы, касающиеся непосредственно самой дхармы

Универсальные законы, касающиеся самой дхармы – это те правила, которые человек должен соблюдать по отношению своей дхармы и те границы, которые он должен соблюдать. Так, человеку запрещено исполнять чужую дхарму под каким-либо предлогом, начиная желанием помочь, заканчивая необходимостью. Исполняя чужую дхарму, пусть даже совершенным образом, человек не только теряет возможность исполнить своё предназначение, но и забирает возможность исполнить предназначение другому человеку.

Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен.

Бхагавад-Гита. 3.35.

Итак, первый в этом разделе закон – запрет на исполнение чужой дхармы. Занятие чужим делом разрешено в случае экстренных обстоятельств в целях выживания. Правила о том, какими делами разрешено заниматься в таких ситуациях, а какими нет, для представителя каждой дхармы свои, и они будут описаны в специфических законах.

Второй закон – следование своей дхарме вне зависимости от обстоятельств. Обстоятельства могут складываться удачно и неудачно. Люди могут как поддерживать человека на его пути, так и препятствовать, но это не должно влиять на исполнение дхармы человека. Не следует поддаваться на общепринятое мнение о дозволенности нарушения тех или иных морально-нравственных принципов, иначе это поставит дхарму человека под серьезный удар.

Дорогой царь! Брахманы, хорошо знающие Веды, пришли к заключению, что, если представители того или иного сословия, — в какую бы эпоху [югу] они ни жили, — действуют в соответствии с влияющими на них гунами материальной природы, это принесет им благо как в нынешней жизни, так и в следующей.

Шримад-Бхагаватам. 7.11. 31

Трудности на пути исполнения дхармы, фактически, являются топливом для человека, поскольку не только дают возможность испытать себя на прочность, но и развивают его способность следовать своей дхарме, а потому встречать трудности надо спокойно. Награда – это также испытание, опасность которого в том, чтобы ради полученного счастья не бросить своей путь. На этом пути следует оставаться твердым, решительным и оставаться спокойным и в радости и в горе. При бедах и успехах человеку следует оставаться одним и тем же.

Третий закон – дхарма определяется исходя из качеств человека, а не его происхождения, занятия или социального статуса.

Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии.

Шримад-Бхагаватам. 7.11.35

Четвертый закон – выполнение дхармы не из стремления к плодам труда и стремления наслаждаться своим положением, а из чувства долга. Таким образом, награда для исполняющего долг должна быть не самоцелью, а побочным продуктом, который человек может использовать по своему усмотрению. Именно чувство долга, как наиболее устойчивый ориентир, должен сохраняться в виде мотива исполнения дхармы.

Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.

Бхагавад-Гита. 5.10.

Пятый закон – признание главенства Верховного Господа. Верховный Господь создает и поддерживает дхарму каждого человека, а потому является господином дхармы.

Человек, полностью осознавший, что Я – единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.

Бхагавад-Гита. 5.29.

Шестой закон – несмотря на иерархичность системы варнашрамы, человек не должен злоупотреблять своим положением по отношению к тем, кто обладает более низким положением и вынуждать их действовать в своих корыстных интересах.

Специфические законы дхармы

Прежде чем определять специфические законы дхармы для каждого человека, следует определить какие же виды дхармы, в контексте понимания индвидуального предназначения, существуют, какими качествами они обладают и какими делами им следует заниматься.

Всего существует 4 вида дхармы: брахман, кшатрий, вайшья и шудр. Подробно об этом уже написаны две статьи. Так что сейчас лишь обозначим наиболее общие черты, которые отражают качества той или иной варны.

Умиротворённость, самоконтроль, аскетизм, чистота, удовлетворённость, терпение, простота и прямота, преданность Мне, милосердие и правдивость — вот природные качества брахманов.

Энергичность, телесная сила, решимость, героизм, терпение, великодушие, большой энтузиазм, стойкость, преданность брахманам и способности лидера – вот природные качества кшатриев.

Вера в ведическую цивилизацию, склонность к благотворительности, свобода от лицемерия, служение брахманам и постоянное стремление накапливать как можно больше богатств – вот природные качества вайшей.

Искреннее служение брахманам, коровам, полубогам, другим достойным поклонения личностям и полное удовлетворение вознаграждением, получаемым от этого служения – вот природные качества шудр.

Шримад-Бхагаватам. 11.17.16-19.

Специфические законы для каждого из представителей той или иной варны определяют границы их деятельности, направление их труда, их главные ценности и то, как им следует поступать в том или ином случае.

В первую очередь, хотелось бы описать те виды деятельности, которые дозволяются в силу экстренных ситуаций, в которые может попасть человек. Так, для каждого представителя своей варны есть определенный набор дел, которые он может совершать и которые ему категорически запрещены.

Предписания, касающиеся экстренных случаев

Так, для брахмана разрешено заниматься деятельностью вайшьи и кшатрия. При этом деятельность вайшьи для брахмана предпочтительнее деятельности кшатрия, так как помогает избежать насилия. Ненасилие – один из главных принципов для брахмана. Очень важно понимать, что брахману запрещено занимать положение шудра и идти на службу другому человеку.

Кшатрий может заниматься деятельностью брахмана, обучая людей, и вайшьи, занимаясь торговлей, но ему, как и брахману, запрещено идти в услужение к другому человеку, так как это противоречит принципам кшатрия, который по природе обладает слишком сильным характером для роли слуги.

Вайшья может заниматься деятельностью шудры, но не может заниматься делами брахмана и кшатрия. Шудр, в свою очередь, должен искать себе хозяина и находится в роли слуги, занимаясь различной работой, но если он не способен найти и этого, ему следует заниматься наиболее простым трудом, который позволит ему просуществовать.

Специфические законы дхармы

Дхарма брахмана

Брахман – обитель благочестия и знания, а также наставник людей, поэтому большинство специфических правил для брахмана – это правила, касающиеся обучения людей и нравственного поведения.

Обучая, брахман не должен взимать платы за процесс обучения, но может принимать подарки и подношения. Он не должен придумывать новые учения и религии, истолковывать уже существующие на свой лад, давать наставления людям, которые мешают исполнению их долга. Брахману запрещается пытаться улучшить своё материальное положение ради чувственных удовольствий или ради того, чтобы прослыть великим – брахман должен быть умиротворенным и довольным любым положением дел, продолжая исполнять свой долг.

Главное правило брахмана в обучении людей – это быть правдивым, то есть не искажать истинные знания. Брахман несёт полную ответственность за своих учеников, а потому ошибки учеников следует считать ошибками учителя, поэтому брахман обязан быть крайне опытным в вопросе обучения людей и глубоко понимать людей для того чтобы избежать ошибок.

Главным долгом брахмана, помимо обучения людей, является духовная практика, которая должна быть для брахмана центром его жизни, а центром духовной практики является Верховный Господь. Брахману следует отказываться от чувственных удовольствий и научиться черпать наслаждение внутри себя.

Кто всегда удовлетворен и связывает любое свое действие с Господом, пребывающим в сердце каждого, тот наслаждается духовным счастьем и не прилагает никаких усилий ради своего пропитания. Доступно ли такое счастье материалистичному человеку, которого похоть и жадность заставляют метаться повсюду в поисках богатства? Если у человека на ногах прочная обувь, ему не страшны даже острые камни и колючки. Он не ощущает никаких неудобств. Так и тому, кто научился получать удовлетворение изнутри, неведомы печали: он всюду чувствует себя счастливым.

Шримад-Бхагаватам. 7.15.16-17

Брахману стоит избегать общения с излишне материалистичными и глупыми людьми, такое общение не принесёт благо никому, а только повредит способности исполнять долг брахману. Поэтому общение стоит ограничивать лишь теми людьми, которые способствуют духовному пути брахмана или брахман способствует их духовному пути, исполняя свой долг и приводя людей к истине. Если в ходе общения человек не прогрессирует, от такого общения стоит отказаться.

Одни из важнейших принципов для брахмана – это всепрощение и ненасилие. Таким образом, брахман должен всеми силами избегать чувства собственничества, жадности, гнева, зависти и вожделения, а также должен стараться избегать насилия. Это правило разрешает брать оружие в руки брахманам только если те приняли на себя долг кшатрия в силу экстренных ситуаций. В остальных случаях брахман обязан всеми силами сохранить свою и чужую жизнь, отказываясь от насилия.

Брахман – это воплощение религиозных принципов и пример подражания на духовном пути для многих людей. Учитывая это, брахман не должен вести себя опрометчиво и позволять себе многие вещи, ограничивая себя. Брахмана запрещено казнить, но брахман, который показывает негативный пример подражания, должен быть изгнан из страны.

Показывая идеальный пример подражания, брахман обретает силу изменять человечество своим же примером, не имея разницы между тем, что он говорит и что он делает. Очень важно понимать, что брахман, будучи наставником кшатрия или вайшьи, не должен вмешивать ни в политику, ни в бизнес, оставаясь только тем, кто заботится о духовном благе и тем, кто следит за исполнением нравственных принципов.

Брахман как ни кто другой должен жертвовать свою жизнь на благо других живых существ и постоянно совершенствоваться ради исполнения своего долга. Таким образом, брахман достигнет Высшей цели.

Дхарма кшатрия

Для воина, учили нас брахманы свято,
Единый закон – умертвить супостата.

Махабхарата


Кшатрий – это природный лидер и воин, а потому большинство его правил будут связаны с исполнением именно этих ролей.

Слово «кшатрий» означает защитник от вреда, а потому главный закон для кшатрия – это избавления общества от вреда путём защиты. Защита может быть как с оружием в руках, так и с помощью закона. Основная деятельность кшатриев – это отстаивание справедливости, защита слабых и общества в целом, а также руководство обществом и занятие руководительских должностей.

Таким образом, дхарма для кшатрия будет связана с войной, защитой, законом и правлением.

Военное дело

Что же касается твоего долга кшатрия, то знай, что для тебя нет ничего лучше, чем сражаться за религиозные принципы, поэтому ты не должен иметь никаких колебаний

Бхагавад-Гита. 2.31

Кшатрии – это прирожденные военные, которые обладают подходящими качествами для того чтобы стать идеальными воинами – бесстрашие, отвага, решимость, храбрость, энергичность, стойкость и сила. Кшатрий не должен бояться смерти, так как для кшатрия, занятого военным ремеслом, это естественная часть его жизни. Он приносит смерть другим, он принимает её от других. Единственное, что может сделать кшатрий для того, чтобы избежать смерти – становиться более искусным в военном деле.

Воинская культура учит воина давать три обета перед войной: забыть о доме, жене и детях и собственной жизни. Бесчестье для воина хуже смерти, а потому между бегством и смертью следует выбирать смерть. Отступать можно лишь тогда, когда воин уверен в том, что сможет дать бой через некоторое время, если же он понимает, что такой возможности не будет – смерть предпочтительнее.

Кшатрий не должен терпеть оскорблений от равных или младших, но обязан выносить их от старших, если он того заслуживает. В воинских культурах за оскорбления принято вызывать на смертельный поединок, и это не пример далёких стран, дуэльный кодекс был и в России среди представителей дворянства, которые изначально были военной аристократией. Честь для кшатрия на первом месте, а потому он должен всеми силами стараться быть достойным и справедливым человеком, абсолютно честным и безукоризненно справедливым.

«12-й кавалерийской дивизии — умереть. Умирать не сразу, а до вечера»

А. А. Бруслов.

Этот приказ отражает типичное отношение кшатрия к войне. Смерть – это лишь плата за возможность забрать жизнь врага, исполнить свой долг и защитить остальных.

Для воина следует оставаться верным своему господину, будь он царём или военачальником. И не отступать от него ни под страхом смерти или поражения, ни за какие-либо материальные блага. Воину также не следует обнажать оружие против безоружных людей или тех, кто уже сдался.

Закон и государство

Кшатрий – это гарантия исполнения закона, его создатель и главный носитель. А потому кшатрий обязан создавать справедливые и честные законы, которые бы оказали максимально благоприятное влияние на всё общество. Кшатрий сам по себе в роли государственного чиновника или политика должен исполнять законы и пресекать любые возможные нарушения закона. В этой роли кшатрий должен действовать с позиции разума.

С позиции правителя кшатрий должен также быть честным, доблестным, справедливым, сильным и ответственным человеком. Он должен отречься от собственного блага и действовать исключительно в рамках государственных интересах.

Есть легенда, повествующая о царе, который имел 8 сыновей. Эти 8 сыновей были алчными, вечно предавались развлечениям и не были способны управлять государством. Тогда царь принял очень верного, способного и надежного человека, который был способен править государством, как приемного сына, назначил его наследником и сказал:

«Я, в первую очередь, царь, а уже потом отец»

Поступая таким образом, в интересах государства, царь может рассчитывать на его процветание.

Кшатрию разрешено применять насилие, взимать денежные средства с подданных, принимать законы, наказывать преступников и защищать обездоленных. Это даже не право царя, а его прямая обязанность, его долг. Кшатрий, в этой роли сравнивается с солнцем, которое собирает со всех влагу только затем, чтобы в нужный момент вернуть её в виде дождей. Так, кшатрий собирает налоги для создания армии, которая защищает государство и обеспечивает безопасность, а также для бюрократического аппарата, который позволяет эффективно управлять государством.

В первую очередь, кшатрий в роли царя или руководителя должен заботиться об эффективности и успехе государства, а также об установлении и соблюдении правильных законов.

Кшатрий опирается на семь опор в своем правлении: наставника, советников, царство, крепость, казну, царский закон и соратников.

О царь, о повелитель людей, монарх может быть счастлив, только когда он пользуется поддержкой своих подданных и следует их советам. В свою очередь, подданные царя счастливы, если приносят ему дары, служат ему и выполняют все его повеления.

Шримад-Бхагаватам. 6.14.18.

Кшатрии – это, в основном, воины и государственные служащие. Улучшение своих воинских навыков даст возможность воину лучше исполнять свой долг воина, а продвижение по карьерной лестнице позволит ему увеличить свои возможности для исполнения долга и улучшения уровня жизни тех людей, за которых он ответственен.

Кшатрий при исполнении своего долга получает возможность наслаждаться радостями обладания богатствами, почестями и славой.

Дхарма вайшьи

Долг вайшьи заключается в создании и распространении материальных благ, накоплении материальных средств и использовании их в благих целях, таких как, например, благотворительность. Исполняя свой долг, вайшья не только становится богаче, но и улучшает уровень жизни всего общества, при условии, что он избегает нечестных сделок, продавая некачественные товары или нарушая договоры.

Долг вайшьи заключается, помимо материального аспекта распространения материальных благ и накопления богатства, также в специфических видах деятельности. Основными видами деятельности представителей этой варны являются торговля, земледелие и скотоводство. Обеспечивая тем самым самый важный для общества ресурс – пищу.

Вайшья должен помогать своим богатством другим членам общества, животным в том числе. Способствовать распространению духовного знания вайшья может путем благотворительности в пользу брахманов. Характер деятельности вайшьи, в большинстве, связан с коммуникациями, связями и заработком денег, и материальная помощь страждущим также является долгом вайшьи.

Вайшьям не следует распространять те виды товаров или услуг, которые ведут к деградации общества. Такими продуктами могут выступать: мясная продукция, алкоголь, табак, наркотики и прочее. Такая деятельность будет лишь способом нажиться на чужом горе, что не может являться исполнением дхармы.

Исходя из этого, долгом вайшьи является такое ведение дел, которое поспособствовало развитию общества. Так, компании, создающиееся вайшьями, не только предоставляют услуги и товары, но также создают рабочие места, улучшают экономику и инфраструктуру, что положительно сказывается на жизни общества. Для государства вайшья – это источник налогов, часть из которых пойдет на защиту всего общества. Добродетельный вайшья – это друг всех живых существ, так как помогает всем нуждающимся и всем достойным помощи.

Дхарма шудра

Дхарма шудры заключается в служении и труде. Главное в жизни шудры, с точки зрения дхармы, – это найти достойного хозяина, который бы не только дал ему работу и возможность достойно жить, но и поспособствовал бы его развитию. Служа недостойному человеку, шудра подвергается опасности совершить много греховных поступков, которые нарушают универсальные принципы варны, тогда как служение достойному человеку будет культивировать развитие человека и его морально-нравственных принципов.

Даже поступив на службу к недостойному человеку, шудр в любом случае обязан выполнять его указания и приказы. Будучи полезным слугой, шудр может рассчитывать на спокойную и обеспеченную жизнь.

Занятием шудры также является тяжелый физический труд, и дхарма тут будет заключается в качественном и своевременном исполнении своей работы. Трудясь таким образом, шудр не только прослывет хорошим рабочим, но и улучшит жизнь всего общества, делая свой вклад в жизнь каждого человека.

Занятием шудры также может являться развлечение других людей. Вопрос исполнения дхармы тут заключается в том, способствуют ли эти развлечения духовному росту общества или приводят его к деградации и являются пустой тратой времени. Будет ли продуктом труда шудры рассказ о доблести или о том, что совершать дурные поступки – почётно? Таким образом, через образы и истории шудр может повлиять на формирование общественного мнения по тому или иному вопросу, направляя тем самым общество по определенному руслу.

Законы дхармы для каждого человека

Каждый человек обладает своей природой и у каждого есть своё место в обществе, которое подходит конкретному человеку.

Для того чтобы претворить законы дхармы в свою жизнь, следует начинать с определения своей дхармы. После точного определения по тем качествам, которые наиболее сильно проявлены в личности, и сопоставления с четырьмя типами дхармы, человеку следует приступать к исполнению своей дхармы. Человек в начале пути должен посвятить себя развитию тех способностей, которые необходимы для исполнения своей дхармы и приучать себя к такому поведению, которое бы не нарушило законы дхармы.

Дхарма – это природное предназначение человека, тот путь, в котором человек наиболее компетентен от рождения и деятельность в котором принесет наибольшее благо всему человечеству, включая и самого человека.

Исполнение своей дхармы, своего долга, раскрывает возможность человеку развиваться, эволюционировать и даёт ему внутреннее счастье. Успешное исполнение дхармы гарантирует продвижение по духовному пути и поддержку на нём.

Исполнение чужой дхармы, хотя и может даровать человеку временные блага в виде материальных богатств, но оно извратит его сердце, ведь это будет неестественный образ действий, из которого бывает очень трудно вырваться. По этой причине следует глубоко посвятить свою жизнь исполнению своей дхармы, ведь дхарма защищает того, кто защищает дхарму. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.